- В качестве сложившихся экономических факторов, обеспечивающих реализацию стратегии институциональной модернизации аграрной сферы как совокупности прогнозируемых направлений ее обновления, выступают: достижение целостности институционально-правовых основ агросферы; формирование аграрных рынков и рыночной инфраструктуры, таргетирование инфляции, повышение коэффициента монетизации ВВП, снижение налогового бремени, накопление отечественного промышленного и финансового капитала, повышение качества человеческого капитала, формирование рыночной ментальности и предпринимательской активности населения, активное включение России в глобализирующееся мировое хозяйство, стимулирующее повышение конкурентоспособности субъектов агросферы. Эти объективные факторные условия обеспечивают эффективность антикризисных мер и возвращение государства к решению отложенных на 15 лет проблем развития аграрной сферы на основе использования механизмов институционального проектирования, стратегического планирования и прогнозирования, целевого программирования и формирования дорожной карты на основе технологии форсайта.
- Для обоснования стратегии модернизации институтов аграрной сферы наибольшими разрешающими способностями обладает методология теории экономического развития (Developments economics), адекватно описывающая общие и специфические эффекты осуществленных модернизаций и содержащая практические рекомендации по долгосрочному росту экономики. При этом континуальный, непрерывный характер экономического развития, анализируемый в контексте историко-экономической динамики, в условиях модернизации трансформируется в циклический, отражаемый «длинными волнами» в экономике как сменяющими друг друга технологическими укладами, характеризующими, с одной стороны, определенный уровень развития науки и техники, а с другой, создание и диффузию использование на этой основе технологических и организационных инноваций.
- Совокупность параметров модернизации институтов аграрной сферы, проявляющейся в обновлении старых и формировании новых институтов, включает количественные (массовость новых институциональных практик) и качественные (способ институциональных преобразований) составляющие, характеризующие эффективность их функционирования, а также влияние предшествующей траектории развития (Path Dependence), реализуемые в рамках следующих способов институциональных изменений: проектирование или генерирование новых институтов, рекомбинация или мутирование существующих институциональных форм, импорт и трансплантация заимствованных институтов. Специфика институциональной модернизации аграрной экономики России проявляется в наложении процессов рыночной трансформации национальной экономики на ее ускоренную интеграцию в глобализирующееся мировое хозяйство и на тестируемые в 2007-2008 гг. кризисные процессы в мировой системе продовольственной безопасности, что обусловливает функциональные преобразования, реструктуризацию и институциональную реорганизацию системы агрохозяйствования и формирование механизмов взаимодействия субъектов аграрной экономики, способных реализовать потребности ее инновационной репликации.
- В механизме институциональной модернизации аграрной сферы России сочетаются два альтернативных варианта: трансформация старых неформальных институтов в новые формальные (и обратно) и адаптация старых формальных норм к новым неформальным (и обратно), что обусловлено нелинейным, возвратно-поступательным характером развития России в отличие от линейного, поступательного общественного движения западных экономик. В результате в институциональной структуре российской агроэкономики взаимодействуют устаревшие нормы (навыки самостоятельного предпринимательского хозяйствования на земле, сохранившиеся в неформальной экономике подсобных хозяйств населения) и созданные качественно новые институты: государственные органы и учреждения (осуществляющие ведение земельного кадастра, закупочные и товарные интервенции, мониторинг цен на продовольственных рынках, контрольные службы - ветеринарного, эпидемиологического надзора и др.); экономические структуры (агрофирмы, фермерские хозяйства, агрохолдинги); частные предприятия 1 и 3 сфер АПК, закупочные фирмы и организации; кооперативные структуры; банковские, страховые и другие финансовые организации, обслуживающие аграрную сферу. Специфика линейно-нелинейного развития обусловливает необходимость определения ориентиров модернизации аграрной политики.
- Аграрная политика представляет собой целенаправленное регулирование отношений как внутри аграрно-экономической системы, так и со стороны институтов и организаций, взаимосвязанных с ней. Институциональное пространство аграрной политики, обеспечивающее учет взаимодействия всех элементов, включает системные (внешние) институты, определяющие тип координации экономической системы (институт собственности, институты, определяющие порядок принятия и корректировки экономических решений, нормы хозяйственной этики) и локально-организационные (внутренние) институции, снижающие степень неопределенности и способствующие минимизации трансакционных издержек (институты страхования, консалтинга в агросфере; банковские институты; институт кооперации и интеграции и т.д.). Каждый из элементов институциональной структуры оказывает воздействие на аграрную политику и, в свою очередь, модернизируется в условиях изменения ее стратегии. Институциональные механизмы государственного регулирования агросферы разделяются на политические, финансовые, правовые, организационные и информационные.
- Относительная стабильность институциональной структуры и четко тестируемый вектор институциональных изменений являются необходимыми условиями определения стратегии модернизации аграрной сферы. В этой связи императивом модернизации институтов аграрной сферы выступают специфицированные и защищенные права собственности на землю, которые стимулируют эффективное использование ресурсов, снижают риск и неопределенность, предотвращают непроизводительную реаллокационную (перераспределительную) активность экономических субъектов. Ограничения модернизации базового института собственности как системообразующего в институциональной структуре обусловлены несовершенством правового поля, административными барьерами в этой области, недостаточно прозрачными механизмами предоставления и прекращения прав собственности на землю, неразвитостью земельного рынка. В общей тенденции модернизации института земельной собственности четко тестируется ее концентрация, определяемая, прежде всего, потребностями современного высокомеханизированного сельского хозяйства.
- Двойственный характер модернизации на мезоуровне российской экономики проявляется в том, что, с одной стороны, происходит финализация рыночно-трансформационных преобразований; а с другой - переход от индустриального типа воспроизводства к инновационному, т.е. изменение содержания экономических отношений. При этом хозяйственное пространство региона характеризуется высокими межрегиональными барьерами на пути потоков ресурсов, а также экономическими разрывами, сложившимися между регионами и обусловливающими сегментацию хозяйственного пространства, что детерминирует формирование в рамках территории как стабильных, устойчиво развивающихся, так и несостоятельных (депрессивных) зон. Как следствие, при согласовании позиционированных на разных уровнях интересов экономических субъектов реализация стратегии модернизации институтов аграрной сферы обеспечивается дифференцированностью применяемых инструментов государственного регулирования.
- Государственное регулирование аграрной сферы выступает необходимой составляющей эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное сочетание экономических регуляторов (цен, финансово-кредитных инструментов, государственных интервенций, программ продовольственных талонов и др.), нацеленных на расширение сбыта сельхозпродукции на внутреннем рынке через повышение экономической доступности продовольствия и формирование госзаказа на поставку продовольствия; на стимулирование отечественного сельхозпроизводства и на повышение степени решение проблем продовольственной безопасности страны, особенно актуализирующихся в ситуации кризиса 2007-2008 гг. на международных продовольственных и финансовых рынках и детерминирующих разработку соответствующей национальной доктрины. Эти регуляторы перманентно эволюционируют как вследствие саморегулирующихся трансформаций, так и целенаправленных управленческих воздействий государства, которые по критерию механизма воздействия классифицируются на экономическое, социальное и экологическое.
- Модернизация аграрной политики проявляется:- в изменении ее целевой направленности с возрождения сельскохозяйственного производства после трансформационного спада на повышение конкурентоспособности в условиях трансформации международной системы продовольственной безопасности и мирового экономического кризиса;- реструктуризации поддерживающих инструментов реализации аграрной политики через переход от преимущественно прямой поддержки предложения сельскохозяйственного производства (субсидирование процентной ставки по кредитам, компенсации на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, приобретение техники и др.) к косвенной поддержке спроса (через продовольственные талоны), позволяющей одновременно решить социальную проблему жизнеобеспечения малоимущих в условиях расширяющегося экономического кризиса;- более эффективное использование инструментов государственного регулирования на основе обеспечения своевременности государственных торговых и закупочных интервенций, проведения годовых аукционов по закупке зерна в государственные продовольственные фонды в третьем квартале года (в период уборки).
- Конкурентоспособность аграрного производства России как интегративно-критериальная характеристика модернизации агроэкономической системы обеспечивается, с одной стороны, государственной поддержкой мелкотоварного сектора агропроизводства и стимулированием кооперации его субъектов, а с другой, - интеграцией крупных сельхозпредприятий. Двойственность предложенной аграрной политики проявляется в том, что, с одной стороны, стимулирование интеграции крупных агропредприятий формирует квазиконкурентные условия на внутреннем рынке, дискриминируя положение средних и малых агрофирм и снижая их конкурентоспособность. С другой стороны, государственная аграрная политика избирательной поддержки мелкотоварного агропроизводства детерминируется необходимостью обеспечения защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей от иностранных конкурентов, которым национальные правительства и наднациональные межправительственные институты предоставляют политическую и финансовую поддержку, искусственно формирующую конкурентоспособность производимой продукции.
- Стратегия модернизации развития аграрной сферы на основе динамичного освоения национальных и заимствованных (имитационных) технологических инноваций предполагает внедрение организационных, в том числе управленческих инноваций, что обеспечивается соответствием требований креативности и качества сформировавшегося человеческого капитала в контексте профессионально-квалификационного уровня населения и его экономического сознания, позволяющими овладеть модернизационной парадигмой. В этой связи качественное совершенствование трудовых ресурсов выступает важнейшим ориентиром модернизации, определяя перемещение вектора государственной аграрной политики с общей поддержки человеческого фактора на формирование предпринимательского слоя на селе наряду со снятием административных барьеров его функционирования, а также создание сети бизнес-инкубаторов и единого регионального учебного центра агробизнеса. Результатом повышения предпринимательских качеств человеческого капитала аграрной сферы, стимулирования процессов кооперации станет обратный механизм формирования агрохолдингов - «снизу», от сельского хозяйства, а не «сверху», от промышленной или зерноторговой корпорации, который обеспечит устойчивость этого нового институционализированного субъекта аграрного рынка.
- Кризисные явления в мировой экономической и финансовой системе, угроза дальнейшей эскалации кризиса на международных продовольственных рынках и обострение в этой связи проблемы продовольственной безопасности выдвигают следующие стратегические ориентиры модернизации институтов аграрной сферы:- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей агропродовольственной сферы;- деблокирование межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельхозпродукции для бюджетных учреждений;- внедрение системы адресной продовольственной помощи малоимущим слоям населения через программу продовольственных талонов;- комплексная оценка степени продовольственной безопасности на основе продовольственного мониторинга;- создание единого государственного института по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов с целью объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;- стимулирование перехода от производства «обезличенного» продовольствия к выпуску отечественного продовольствия с надежными брендами; - экологизация сельхозпроизводства, включающая развитие природоохранно-ориентированной системы использования земли, компенсации негативных тенденций дегумуфикации, эродирования, засоления почв, подтопления, опустынивания; контроль и снижение негативного антропо- и техногенного воздействия на агросреду; использование ресурсосберегающих технологий; снижение деструктурирующего воздействия сельхозтехники на почву; а также активное позиционирование России на мировом аграрном рынке как производителя экологически чистых продуктов и развитие агротуризма.
1. Бочков А.А. Аграрный сектор России: тенденции, реформирование, прогноз развития в посткризисной экономике: монография. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2005 (18,0 п.л.).
2. Бочков А.А. Модернизационная стратегия развития АПК региона: институциональные изменения, направления, механизм: монография. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. агр. ун-та, 2008 (20,0 п.л.).
3. Бочков А.А. Посткризисное развитие АПК как фактор обеспечения инновационно-восстановительного роста зернопроизводящих регионов // Пути и факторы инновационного развития предпринимательства: монография / Сидоров В., Сиднина В., Шишкин А. и др. - Краснодар: Изд-во АНО НИИ экономики ЮФО, 2007 (27,0/0,6 п.л.).
4. Бочков А.А. Позитивное и негативное влияние агрохолдингов на сельское хозяйство // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий: монография / Белокрылова О.С, Боровских Н., Косодий Р., Нечаев С. и др. – М.: ВИАПИ им. Никонова А.А., 2007 (82,0/0,4 п.л.).
5. Бочков А.А. Синергизм конкурентоспособности отечественного АПК и эффективности аграрной политики: теоретико-методологический аспект // Государственная стратегия обеспечения инновационности экономического роста: монография / Вольчик В., Солдатова И., Сандоян Э. и др. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007 (27,3/0,4 п.л.).
6. Бочков А.А. Феномен доминирования малого бизнеса в сельском хозяйстве // Национальная экономика в условиях глобализации: роль среднего и малого бизнеса: монография. - Спб.: Изд. Дом «Русский остров», 2008 (23,3/0,3 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК
7. Бочков А.А. Модернизация аграрной политики региона: содержание, направления, перспективы в условиях вступления в ВТО // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 2 (0,4 п.л.).
8. Бочков А.А. Форсайт как условие конкурентоспособности сельхозпредприятий Краснодарского края // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 4 (0,4 п.л.).
9. Бочков А.А. Экспансия несельскохозяйственного бизнеса в агросферу юга России: мотивация и эффекты // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 4. Ч. 2 (0,4 п.л.).
10. Бочков А.А. Моделирование агропродовольственной политики региона в контексте форсайт-технологий // Философия хозяйства. 2006. Специальный выпуск (0,4 п.л.).
11. Бочков А.А. Стратегические приоритеты развития АПК в современной России // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2007. № 1 (21) (0,7 п.л.).
12. Бочков А.А., Белокрылова О.С. Перспективы посткризисной модернизации экономики России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. № 4 (0,3/0,6 п.л.).
13. Бочков А.А. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций как условие модернизации АПК (на примере Красно¬дарского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11 (0,6 п.л.).
14. Бочков А.А. Конкурентоспособность российского агропредприни-
мательства: содержание, показатели, факторы // Российское предпринимательство. 2008. № 10 (0,3 п.л.).
15. Бочков А.А. Модернизация как современный этап экономического развития России: условия, приоритеты, механизмы (на примере аграрного сектора) // Финансы и бизнес. 2009. № 1 (0,4 п.л.).
16. Бочков А.А. Модернизационные теории развития аграрной сферы: сравнительный анализ и классификация // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. № 4. Ч. 2 (0,4 п.л.).
Статьи в других научных изданиях
17. Бочков А.А. О приоритетах аграрных преобразований в контексте институциональной модернизации экономики России // Экономические и институциональные исследования: Альманах науч. трудов. Вып. 1 (21). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007 (0,4 п.л.).
18. Бочков А.А. Об онтологии реализации аграрной политики на мезо¬уровне // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации // Сборник научных работ. – М.: ИНИОН, 2007 (0,5 п.л.).
19. Бочков А.А. Региональные особенности реализации аграрной поли¬тики в условиях устойчивого экономического роста // Экономические и институциональные исследования: Альманах науч. трудов. Вып. 2 (22). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007 (0,4 п.л.).
20. Бочков А.А. Региональная компонента в структуре развития АПК: параметры оценки // Экономические и институциональные исследования: Альманах науч. трудов. Вып. 3 (23). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007 (0,4 п.л.).
21. Бочков А.А. Роль государства в обеспечении конкурентоспособности сельскохозяйственного производства // Экономические и институциональные исследования. Альманах науч. трудов. Вып. 4 (24). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007 (0,4 п.л.).
22. Бочков А.А. Теоретико-методологические аспекты оценки эффективности аграрной политики в системе мер государственного регулирования // Экономика и управление на рубеже веков. Вып. 4. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007 (0,3 п.л.).
23. Бочков А.А. Концепция институциональных изменений и ее место в теории экономического развития // Экономические и институ¬циональные исследования: Альманах науч. трудов. Вып. 1 (25). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008 (0,4 п.л.).
24. Бочков А.А. Роль государства в обеспечении конкурентоспособно¬сти агропроизводства на макро- и мезоуровнях // Экономические и институциональные исследования: Альманах науч. трудов. Вып. 2 (26). – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008 (0,4 п.л.).
Материалы научных конференций
25. Бочков А.А. Перспективы модернизации системы управления региональным АПК с учетом инновационных факторов // Перспективы социально-экономического развития Южного федерального округа: Матер. всеросс. конф. – Пятигорск: Изд-во Ин-та экон. и управл., 2006. Ч. 3. (0,3 п.л.).
26. Бочков А.А. О пределах государственного вмешательства в АПК региона: инструментарий и тенденции // Экономические интересы и предпочтения трансформационного периода. Сб. тезисов. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2005 (0,3 п.л.).
27. Бочков А.А. Факторы конкурентоспособности регионального АПК в контексте обеспечения национальной безопасности // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: Матер. всеросс. конф. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2006 (0,25 п.л.).
28. Бочков А.А. Детерминанты институционализации механизма эффективной аграрной политики в АПК региона: теория и практика // Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики: Матер. III Междунар. Интернет-конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2006 (0,3 п.л.).
29. Бочков А.А. О факторах повышения конкурентоспособности АПК России в условиях вступления в ВТО // Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики: Матер. III Междунар. Интернет-конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2006 (0,3 п.л.).
30. Бочков А.А. Трансформация аграрной политики России в условиях вступления в ВТО // Россия в глобализирующейся мировой экономике: Матер. Междунар. конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2006 (0,3 п.л.).
31. Бочков А.А. Методологические аспекты формирования эффективной агропродовольственной политики региона в условиях инновационного развития // Актуальные проблемы региональной экономики и образования: Матер. всеросс. конф. – Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2006 (0,2 п.л.).
32. Бочков А.А. Институциональные изменения в АПК как условие устойчивого развития агросферы региона // Концептуальные вопросы устойчивого развития: Матер. всеросс. конф. – Екатеринбург: Изд. Уральского гос. ун-та, 2006 (0,25 п.л.).
33. Бочков А.А. Модернизация аграрной политики региона: содержание и направления // Проблемы формирования государственных политик в России: состояние и перспективы: Матер. всеросс. конф. – М.: Изд-во РАН, 2006 (0,5 п.л.).
34. Бочков А.А. Институционализация региональной аграрной политики в условиях посткризисного развития // Институциональное проектирование и его роль в повышении эффективности государственной экономической политики: Матер. IV Междунар. Интернет-конф. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2006 (0,4 п.л.).
35. Бочков А.А. О воздействии институтов на характер реализации социально-экономических преобразований в агросфере России: теория и практика // Современная социально-экономическая трансфор¬мация России: ориентиры в контексте глобализации и регионализации: Матер. Междунар. конф. – Краснодар: Изд-во Южного ин-та менеджмента, 2006 (0,6 п.л.).
36. Бочков А.А. Трансформация собственности в АПК России: методология реализации хозяйственных преобразований // Собственность и перспективные формы ее реализации в России: Матер. Междунар. конф. – Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2007 (0,5 п.л.).
37. Бочков А.А. Агрохолдинги как технология Форсайта в АПК // Фор¬сайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и региона в условиях глобализации: Матер. всеросс. конф. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2007 (0,7 п.л.).
38. Бочков А.А. Форсайт как условие формирования конкурентоспособности сельхозпредприятий Краснодарского края в условиях глобализации // Форсайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и региона в условиях глобализации: Матер. всеросс. конф. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2007 (0,7 п.л.).
39. Бочков А.А. О концептуальных аспектах реализации приоритетно¬го национального проекта как инструмента аграрной политики на мезоуровне // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реали¬зации приоритетных национальных проектов и программ: Матер. Всеросс. конф. – М.: ИНИОН РАН, 2007 (0,75 п.л.).
40. Бочков А.А. Императивы аграрного реформирования на мезоуров-
не: необходимость концептуальных рыночных подходов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Матер. Междунар. конф. – Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2007 (0,2 п.л.).
41. Бочков А.А. Сетевые особенности социального капитала южных регионов // Полиэтиничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: Мат. всеросс. конф. – Ростов н/Д: Изд. ЮНЦ РАН, 2008 (0,2 п.л.).
42. Бочков А.А. Модернизационная стратегия воспроизводственного процесса в АПК региона: влияние глобализации // Развитие России в условиях глобализации мировой экономики: Матер. Междунар. конф. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008 (0,6 п.л.).
43. Бочков А.А. Институциональные изменения в аграрной сфере: способы, этапизация и структурирование // Науковi працi ДонНТУ. Сер: есономична. 2008. Вип. 34-2 (0,7 п.л.).
44. Бочков А.А. Развитие сельхозпотребкооперации: организационно-институциональный аспект // Организационно-экономические аспекты деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: Матер. всеросс. конф. – Краснодар, 2008 (0,6 п.л.).
45. Бочков А.А., Белокрылова О.С., Мошкин И.В. Информационные коммуникации как инфраструктурная среда электронного бизнеса // От толерантности к сотрудничеству: социально-экономические и гуманитарные проблемы развития общества ХХI века. Сб. стат. и матер. Междунар. конф. – Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2008 (0,7/0,3 п.л.).
46. Бочков А.А. Стратегия аграрной политики в системе государственного регулирования экономики // Инновационные приоритеты развития бизнеса: региональный аспект: Матер. Междунар. конф. – Элиста: Изд-во КГУ, 2008 (0,6 п.л.).