В области региональной экономики:
- систематизированы и расширены базовые положения социально-экономического развития приграничного региона. На основе определения целей, принципов, критериев сбалансированного развития региона представлено научное обоснование сбалансированного развития региона.
- Субъект Российской Федерации (регион) следует считать сбалансированно развивающимся, если он обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения и развитие экономики, которое осуществляется в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла.
- Определение функциональных, географических и социально-экономических особенностей приграничных регионов позволило уточнить содержание сбалансированного развития приграничного региона.
- Приграничный субъект Российской Федерации (регион) следует считать сбалансированно развивающимся, если он обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения, развитие экономики, которое функционирует в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла, и создание условий безопасности на приграничной территории.
- Представлена схема совокупной сбалансированности развития региона, которая включает структурно-функциональную, ресурсную и временную сбалансированность воспроизводственного цикла. Определены критерии сбалансированности и механизм их реализации. Предполагается, что установление определенных пропорций в области ресурсного обеспечения, соответствующих функциональной структуре развития экономики, социальной сферы и временным циклам воспроизводственного процесса обеспечит совокупную сбалансированность развития региона;
- Структурно-функциональная сбалансированность - установление пропорций между функциональными расходами бюджета, ресурсами, обеспечивающими их исполнение в соответствии временными циклами воспроизводственного процесса.
- выявлены функциональные особенности, характеризующие приграничные регионы. Особенность приграничных регионов заключается в том, что институты приграничного региона выполняют контактную и барьерную функции. Определены сферы реализации этих функций (экономическая, социальная, коммуникационная, административно-правовая, экологическая, этнокультурная) и задачи, выполняемые в рамках названных функций и сфер деятельности. Раскрыта зависимость экономики и бюджета приграничного субъекта РФ от факторов геоэкономики (уровня экономического развития и социального уклада жизни населения близко расположенных территорий приграничного государства, протяженности государственной границы, транспортной инфраструктуры). Функциональные, территориальные особенности приграничных регионов и значимость решаемых задач приграничными регионами в области национальной безопасности нацеливают на формирование механизма сбалансированного развития приграничных регионов, учитывающего эти особенности;
- представлена концепция сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов, включающая: а) цели, принципы сбалансированного развития приграничных регионов; б) критерии сбалансированного развития приграничного региона (в области структурно-функциональной сбалансированности экономической и социальной деятельности, ресурсной сбалансированности, временной сбалансированности воспроизводственного процесса); в) направления стимулирования сбалансированного развития региональной экономики и способы их достижения; г) объём расходных обязательств Российской Федерации и приграничных регионов в области исполнения приграничных функций; д) механизм финансового обеспечения приграничного региона, направленный на сбалансированное социально-экономическое развитие региона.
- Отличительная черта разработанной нами концепции от других концепций (устойчивого развития, комплексного развития, инновационного развития и др.), направленных на развитие региона, заключается в том, что она учитывает воздействие геоэкономических и геополитических факторов на социально-экономическое развитие региона, масштабы расширенного воспроизводства, предусматривает сбалансированное социально-экономическое развитие региона за счет интеграции собственных бюджетных средств субъекта РФ и бюджетных средств федерального бюджета, направляемых на исполнение приграничных функций;
- сформирована методология исследования развития сложных социально-экономических систем открытого типа, которая включает: а) определение методов исследования и разработку собственного методического аппарата, позволяющего раскрыть проблемы выбранного объекта исследования; б) анализ региона как сложной социально-экономической системы открытого типа (учитывающей геоэкономическое, геополитическое воздействие и включение региона в международные отношения) и, как условно-замкнутой системы (без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и доходов от внешнеэкономической деятельности); б) балльную оценку социально-экономического развития приграничных и неприграничных регионов, применение которой в сочетании с картографическим методом позволило выявить тенденции, особенности развития регионов, структурные изменения экономики, определить факторы конкурентоспособности экономики приграничных регионов; в) оценку эффективности управления социально-экономическим развитием региона на основе собственной методики;
- разработан механизм сбалансированного социально-экономического развития регионов, включающий основные и специфические функции регионов, принципы сбалансированного развития регионов, позиции приоритетности развития региона в масштабе страны, источники, методы финансового обеспечения регионов и соответствующий механизм их регулирования федеральными органами власти. Механизм сбалансированного социально-экономического развития регионов выстроен на основе разработанной нами типологии, учитывающей функциональные, географические и социально-экономические особенности регионов, и представлен в виде матрицы;
- разработан механизм управления сбалансированным социально-экономическим развитием приграничных регионов, включающий организационные (правовое регулирование, оформление госзаказа на исполнение приграничных функций, менеджмент и др.) и финансовые инструменты (налоговые льготы, трансферты, льготное кредитование и др.). Рассматриваемый механизм управления развитием приграничного региона выстроен в соответствии с функциями институтов (экономических агентов), осуществляющих свою деятельность на территории приграничного региона. Разработана структурная модель взаимосвязей элементов системы управления социально-экономическим развитием региона, в которой институт власти в рамках исполняемых функций воздействует на производственную, эколого-биологическую и социальную подсистемы региона. Финансы выступают одной из важных составляющих ресурсного обеспечения и служат в модели связующим элементом регионального развития.
В области финансов, денежного обращения и кредита:
- расширена и дополнена теория финансов использованием системного подхода к изучению проблем финансового обеспечения сбалансированного развития приграничных регионов. Теоретическая база, характеризующая механизм финансового обеспечения и финансовые ресурсы, рассмотрена с позиции теории систем. Это позволило выявить проблемы, тенденции и структурные взаимосвязи приграничного региона в системе Федерация - субъект РФ - муниципальное образование. Приграничный регион представлен в виде сложной социально-экономической системы открытого типа, ресурсное обеспечение которого формируется в рамках определенных экономических и финансовых отношений. Уточнено содержание понятий «финансовое обеспечение субъекта Российской Федерации», «финансовая политика», «финансовый механизм» с позиции сбалансированного развития;
- представлена модель финансового обеспечения социально-экономического развития приграничных регионов. Приграничный регион наряду с особенностями обладает и функциями, характерными для типовых регионов, поэтому с учётом действия экономических законов разработана модель финансового обеспечения типового региона, включающая нормативно-правовую базу, принципы, способы, источники, формы финансирования региона. Конкретизирующая модель учитывает функции институтов, принимающих участие в социально-экономическом развитии региона, состав и структуру финансовых ресурсов, соблюдение баланса интересов Российской Федерации и ее приграничных субъектов, исходящее из разграничения расходных обязательств;
- разработан механизм интегрированного финансового обеспечения сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов. Предусмотрено, что сбалансированное развитие региона в части формирования собственной финансовой базы региона осуществляется за счет стимулирования воспроизводства экономики и эффективного использования ресурсного, кадрового, научно-технического и др. потенциалов региона. Предлагается расходные обязательства, относящиеся к компетенции Российской Федерации, но реализуемые приграничными субъектами РФ финансировать посредством интеграции средств федерального бюджета в бюджет приграничного субъекта РФ в части исполнения регионом приграничных функций путём выделения субвенций из федерального фонда компенсаций, субсидий из фонда софинансирования и программно-целевого финансирования;
- обоснована целесообразность учёта специфики приграничных субъектов РФ при формировании межбюджетных отношений.
- Новизна подхода заключается в обосновании факторов риска на основе анализа сценариев (синергетического, дезинтеграционного и интегрированного) развития приграничных регионов в зависимости от способов регулирования этих отношений. Дезинтеграционная модель отражает сценарий развития приграничного субъекта РФ в случае неполного обеспечения региона доходными источниками, вызванными межбюджетными отношениями, не учитывающими особенности регионов. Модель интегрирования приграничного региона в другую систему характеризуется тем, что при разногласии в методах управления и неудовлетворенности общественными благами подсистема может рассмотреть вариант интегрирования с другой системой, удовлетворяющей её потребности. Определено, что реализация межбюджетных отношений будет эффективной при использовании синергетической модели, предусматривающей сбалансированное развитие регионов за счёт более чёткого разграничения расходных обязательств между Российской Федерацией и субъектами РФ и интеграции средств федерального бюджета в бюджет приграничного субъекта РФ в части решаемых приграничных задач. Предложена методика расчёта дополнительной финансовой нагрузки на бюджет приграничного субъекта РФ, обусловленной исполнением приграничными субъектами РФ расходных обязательств Российской Федерации в области усиленной правоохранительной деятельности, социальных расходов в области здравоохранения, образования, предоставления жилищных услуг, вызванных приемом мигрантов. Исполнение приграничных функций нами классифицировано как востребованное общественное благо. Цена этой услуги определена затратным способом. Выделение доходов из федерального бюджета в объеме, компенсирующем затраты на реализацию важного общественного блага приграничному региону, будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию региона.
1.Немирова, Г.И. Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации : монография / Г.И. Немирова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 397 с. (25,12 п.л.).
2.Немирова, Г.И. Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений : монография / Г.И. Немирова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 231 с. (14,9 п.л.).
3.Немирова, Г.И. Налогообложение доходов физических лиц и уровень жизни населения : монография / Г.И. Немирова, Ю.Г. Тюрина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 237 с. (14,9 п.л./ 7,5 п.л.).
4.Немирова, Г.И. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста : монография / Г.И. Немирова, А.И. Татаркин, С.М. Бурьков [и др.]. - Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – С. 144-156 (39,8 п.л./ 0,72 п.л.).
Статьи в периодических научных изданиях, определенных ВАК Российской Федерации для публикации результатов по докторским диссертациям:
5.Немирова, Г.И. Финансовые основы управления регионом / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002. – № 4. – С. 96-100 (0,63 п.л.).
6.Немирова, Г.И Автоматизированные технологии в процессе управления бюджетными ресурсами региона / Г.И. Немирова, О.Г. Скузоватова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 8. – С. 69-74 (0, 69 п.л./ 0,34 п.л.).
7.Немирова, Г.И Модели организации бюджетной системы в Оренбургской области / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 12. – С. 75-79 (0,63 п.л.).
8.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность приграничного региона / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 8. – С. 211-217 (0,88 п.л.).
9.Немирова, Г.И Бюджетная политика государства по отношению к приграничным субъектам РФ / Г.И. Немирова, Е.В. Ведяшкина // Финансы и кредит. – 2006. – № 33. – С. 42-48 (0,88 п.л./ 0,44 п.л.).
10.Немирова, Г.И. Воздействие миграции на социально-экономическое развитие приграничных регионов / Г.И. Немирова // Финансы и кредит. – 2006. – № 36. – С. 83-89 (0,88 п.л.).
11.Немирова, Г.И. Системный подход к управлению федеративными отношениями в Российской Федерации / Г.И. Немирова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 7 (46). – С. 34-39 (0,88 п.л.).
12.Немирова, Г.И. Структурные изменения государственного устройства и механизм их финансового обеспечения / Г.И. Немирова // Экономические науки. – 2008. – №39 – С. 369-372 (0,5 п.л.).
Статьи в других научных изданиях:
13. Рещанова Г.И. (фамилия изменена на Немирову Г.И.). Препринт / Рещанова Г.И., Крылов В.П., Рабичев С.Ю. Оренбургская область: территориальная структура народного хозяйства – Свердловск: УрО АН СССР, 1991. - 2,25 п.л. (0,75 п.л.).
14.Немирова, Г.И. Регион в системе межбюджетных отношений. Препринт / Г.И. Немирова. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2003. – 68 с. (4,25 п.л.).
15.Немирова, Г.И. Роль маркетинга в финансовом обеспечении воспроизводства экономики приграничных субъектов Российской Федерации : сб. научных статей «Формирование рыночного хозяйства: теория и практика» / Г.И. Немирова ; под ред. проф. М.Г. Лапаевой. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - Выпуск VII. – С. 148-154 (0,33 п.л.).
16.Немирова, Г.И. Устойчивое развитие промышленных предприятий основа экономической безопасности региона : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Взаимодействие реального и финансового секторов в трансформационной экономике» / Г.И. Немирова. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 240-245 (0,34 п.л.).
17.Немирова, Г.И. Учёт функциональных особенностей региона при формировании кадровой политики : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 20-27 (0,5 п.л.).
18.Немирова, Г.И. Устойчивое развитие региона на основе инновационного и образовательного потенциала региона : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 93-100 (0,5 п.л.).
19.Немирова, Г.И. Воздействие финансового управления на производственную подсистему: материалы региональной научн. конф. «Финансово-экономические проблемы деятельности организаций в современных условиях» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. – С. 123-128 (0,31 п.л.).
20.Немирова, Г.И. Регион как социально-экономическая система : сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф. «Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства» / Г.И. Немирова ; под ред. проф. Б.Н. Ичитовкина – Киров: Изд-во Вят ГУ, 2002. - Часть 1. – С. 39-43 (0,25 п.л.).
21.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность региона-донора Государственная финансовая политика и регионы : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. / Г.И.Немирова ; под ред. Е.А. Кириллович. – Казань: КГФЭИ, 2006. – С. 39-42 (0,2 п.л.).
22. Немирова, Г.И. Институциональный подход к воспроизводству региональной экономики : материалы Всероссийской научн.-практ. Internet-конференции «Теория и практика программного развития регионов» / Г.И. Немирова. – Уфа: Гилем, 2004. – С. 45-48 (0,16 п.л.).
23.Немирова, Г.И. Модели приграничного сотрудничества и механизм их финансового обеспечения : сб. научных трудов «Научные исследования в области экономики, информационных технологий и юриспруденции с использованием технологий e-learning» / Г.И. Немирова ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2007. – С. 58-62 (0,25 п.л.).
24.Немирова Г.И. Демография как основа социально-экономического развития региона : материалы междунар. научной конференции «Проблемы менеджмента и рынка» Г.И. Немирова ; под. ред. д. э. н. Л.С.Зеленцовой, д. э. н. Н.К. Борисюка, д.э.н. Тяпухина. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2004. - 0,25 п.л.
25.Немирова Г.И. Финансовые аспекты планирования расходов на управление регионом : материалы междун. научной конференции «Проблемы менеджмента и рынка» Г.И. Немирова; под. ред. д. э. н. Л.С.Зеленцовой, д. э. н. Н.К. Борисюка, д.э.н. Тяпухина. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2004. - 0,25 п.л.
26.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность в инвестиционной сфере Оренбургской области : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Взаимодействие реального и финансового сектора в трансформационной экономике» / Г.И. Немирова, Е.И. Терехина. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 305-310 (0,31 п.л. / 0,16 п.л.).
27.Немирова, Г.И. Приграничный регион в системе межбюджетных отношений / Г.И. Немирова // Ориентиры. – 2005. – № 3(5). – С. 37-39 (0,38 п.л.).