Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА: ОСОБЕННОСТИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
Специальность: 08.00.05; 08.00.10
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

В области региональной экономики:

  1. систематизированы и расширены базовые положения социально-экономического развития приграничного региона. На основе определения целей, принципов, критериев сбалансированного развития региона представлено научное обоснование сбалансированного развития региона.
  2. Субъект Российской Федерации (регион) следует считать сбалансированно развивающимся, если он обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения и развитие экономики, которое осуществляется в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла.
  3. Определение функциональных, географических и социально-экономических особенностей приграничных регионов позволило уточнить содержание сбалансированного развития приграничного региона.
  4. Приграничный субъект Российской Федерации (регион) следует считать сбалансированно развивающимся, если он обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения, развитие экономики, которое функционирует в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла, и создание условий безопасности на приграничной территории.
  5. Представлена схема совокупной сбалансированности развития региона, которая включает структурно-функциональную, ресурсную и временную сбалансированность воспроизводственного цикла. Определены критерии сбалансированности и механизм их реализации. Предполагается, что установление определенных пропорций в области ресурсного обеспечения, соответствующих функциональной структуре развития экономики, социальной сферы и временным циклам воспроизводственного процесса обеспечит совокупную сбалансированность развития региона;
  6. Структурно-функциональная сбалансированность - установление пропорций между функциональными расходами бюджета, ресурсами, обеспечивающими их исполнение в соответствии временными циклами воспроизводственного процесса.
  7. выявлены функциональные особенности, характеризующие приграничные регионы. Особенность приграничных регионов заключается в том, что институты приграничного региона выполняют контактную и барьерную функции. Определены сферы реализации этих функций (экономическая, социальная, коммуникационная, административно-правовая, экологическая, этнокультурная) и задачи, выполняемые в рамках названных функций и сфер деятельности. Раскрыта зависимость экономики и бюджета приграничного субъекта РФ от факторов геоэкономики (уровня экономического развития и социального уклада жизни населения близко расположенных территорий приграничного государства, протяженности государственной границы, транспортной инфраструктуры). Функциональные, территориальные особенности приграничных регионов и значимость решаемых задач приграничными регионами в области национальной безопасности нацеливают на формирование механизма сбалансированного развития приграничных регионов, учитывающего эти особенности;
  8. представлена концепция сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов, включающая: а) цели, принципы сбалансированного развития приграничных регионов; б) критерии сбалансированного развития приграничного региона (в области структурно-функциональной сбалансированности экономической и социальной деятельности, ресурсной сбалансированности, временной сбалансированности воспроизводственного процесса); в) направления стимулирования сбалансированного развития региональной экономики и способы их достижения; г) объём расходных обязательств Российской Федерации и приграничных регионов в области исполнения приграничных функций; д) механизм финансового обеспечения приграничного региона, направленный на сбалансированное социально-экономическое развитие региона.
  9. Отличительная черта разработанной нами концепции от других концепций (устойчивого развития, комплексного развития, инновационного развития и др.), направленных на развитие региона, заключается в том, что она учитывает воздействие геоэкономических и геополитических факторов на социально-экономическое развитие региона, масштабы расширенного воспроизводства, предусматривает сбалансированное социально-экономическое развитие региона за счет интеграции собственных бюджетных средств субъекта РФ и бюджетных средств федерального бюджета, направляемых на  исполнение приграничных функций;
  10. сформирована методология исследования развития сложных социально-экономических систем открытого типа, которая  включает: а) определение методов исследования и разработку собственного методического аппарата, позволяющего раскрыть проблемы выбранного объекта исследования; б) анализ  региона как сложной социально-экономической системы открытого типа (учитывающей геоэкономическое, геополитическое воздействие и включение региона в международные отношения) и, как условно-замкнутой системы (без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и доходов от внешнеэкономической деятельности); б) балльную оценку социально-экономического развития приграничных и неприграничных регионов, применение которой в сочетании с картографическим методом позволило выявить тенденции, особенности развития регионов, структурные изменения экономики, определить факторы конкурентоспособности экономики приграничных регионов; в) оценку эффективности управления социально-экономическим развитием региона на основе собственной методики;
  11. разработан механизм сбалансированного социально-экономического развития регионов, включающий основные и специфические функции регионов, принципы сбалансированного развития регионов, позиции приоритетности развития региона в масштабе страны, источники, методы финансового обеспечения регионов и соответствующий механизм их регулирования федеральными органами власти.  Механизм сбалансированного социально-экономического развития регионов выстроен на основе разработанной нами типологии, учитывающей функциональные, географические и социально-экономические особенности регионов, и представлен в виде матрицы;
  12. разработан механизм управления сбалансированным социально-экономическим развитием приграничных регионов, включающий организационные (правовое регулирование, оформление госзаказа на исполнение приграничных функций, менеджмент и др.) и финансовые инструменты (налоговые льготы, трансферты, льготное кредитование и др.). Рассматриваемый механизм управления развитием приграничного региона выстроен в соответствии с функциями институтов (экономических агентов), осуществляющих свою деятельность на территории приграничного региона. Разработана структурная модель взаимосвязей элементов системы управления социально-экономическим развитием региона, в которой институт власти в рамках исполняемых функций воздействует на производственную, эколого-биологическую и социальную подсистемы региона. Финансы выступают одной из важных составляющих ресурсного обеспечения и служат в модели связующим элементом регионального развития.

В области финансов, денежного обращения и кредита:

  1. расширена и дополнена теория финансов использованием системного подхода к изучению проблем финансового обеспечения сбалансированного развития приграничных регионов. Теоретическая база, характеризующая механизм финансового обеспечения и финансовые ресурсы, рассмотрена с позиции теории систем. Это позволило выявить проблемы, тенденции и структурные взаимосвязи приграничного региона в системе Федерация - субъект РФ - муниципальное образование. Приграничный регион представлен в виде сложной социально-экономической системы открытого типа, ресурсное обеспечение которого формируется в рамках определенных экономических и финансовых отношений. Уточнено содержание понятий «финансовое обеспечение субъекта Российской Федерации», «финансовая политика», «финансовый механизм» с позиции сбалансированного развития;
  2. представлена модель финансового обеспечения социально-экономического развития приграничных регионов. Приграничный регион наряду с особенностями обладает и функциями, характерными для типовых регионов, поэтому с учётом действия экономических законов разработана модель финансового обеспечения типового региона, включающая нормативно-правовую базу, принципы, способы, источники, формы финансирования региона. Конкретизирующая модель учитывает функции институтов, принимающих участие в социально-экономическом развитии региона, состав и структуру финансовых ресурсов, соблюдение баланса интересов Российской Федерации и ее приграничных субъектов, исходящее из разграничения расходных обязательств;
  3. разработан механизм интегрированного финансового обеспечения сбалансированного социально-экономического развития приграничных регионов. Предусмотрено, что сбалансированное развитие региона в части формирования собственной финансовой базы региона осуществляется за счет стимулирования воспроизводства экономики и эффективного использования ресурсного, кадрового, научно-технического и др. потенциалов региона. Предлагается расходные обязательства, относящиеся к компетенции Российской Федерации, но реализуемые приграничными субъектами РФ финансировать посредством интеграции средств федерального бюджета в бюджет приграничного субъекта РФ в части исполнения регионом приграничных функций путём выделения субвенций из федерального фонда компенсаций, субсидий из фонда софинансирования и программно-целевого финансирования;
  4. обоснована целесообразность учёта специфики приграничных субъектов РФ при формировании межбюджетных отношений.
  5. Новизна подхода заключается в обосновании факторов риска на основе анализа сценариев (синергетического, дезинтеграционного и интегрированного) развития приграничных регионов в зависимости от способов регулирования этих отношений. Дезинтеграционная модель отражает сценарий развития приграничного субъекта РФ в случае неполного обеспечения региона доходными источниками, вызванными межбюджетными отношениями, не учитывающими особенности регионов. Модель интегрирования приграничного региона в другую систему характеризуется тем, что при разногласии в методах управления и неудовлетворенности общественными благами подсистема может рассмотреть вариант интегрирования с другой системой, удовлетворяющей её потребности. Определено, что реализация межбюджетных отношений будет эффективной при использовании синергетической модели, предусматривающей сбалансированное развитие регионов за счёт более чёткого разграничения расходных обязательств между Российской Федерацией и субъектами РФ и интеграции средств федерального бюджета в бюджет приграничного субъекта РФ в части решаемых приграничных задач. Предложена методика расчёта дополнительной финансовой нагрузки на бюджет приграничного субъекта РФ, обусловленной исполнением приграничными субъектами РФ расходных обязательств Российской Федерации в области усиленной правоохранительной деятельности, социальных расходов в области здравоохранения, образования, предоставления жилищных услуг, вызванных приемом мигрантов. Исполнение приграничных функций нами классифицировано как востребованное общественное благо. Цена этой услуги определена затратным способом. Выделение доходов из федерального бюджета в объеме, компенсирующем затраты на реализацию важного общественного блага приграничному региону, будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию региона.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Немирова, Г.И. Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта Российской Федерации : монография / Г.И. Немирова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 397 с. (25,12 п.л.).

2.Немирова, Г.И. Приграничный субъект Российской Федерации в системе федеративных отношений : монография / Г.И. Немирова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 231 с. (14,9 п.л.).

3.Немирова, Г.И. Налогообложение доходов физических лиц и уровень жизни населения : монография / Г.И. Немирова, Ю.Г. Тюрина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 237 с. (14,9 п.л./ 7,5 п.л.).

4.Немирова, Г.И. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста : монография / Г.И. Немирова, А.И. Татаркин, С.М. Бурьков [и др.]. - Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – С. 144-156 (39,8 п.л./ 0,72 п.л.).

Статьи в периодических научных изданиях, определенных ВАК Российской Федерации для публикации результатов по докторским диссертациям:

5.Немирова, Г.И. Финансовые основы управления регионом / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002. – № 4. – С. 96-100 (0,63 п.л.).

6.Немирова, Г.И Автоматизированные технологии в процессе управления бюджетными ресурсами региона / Г.И. Немирова, О.Г. Скузоватова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 8. – С. 69-74 (0, 69 п.л./ 0,34 п.л.).

7.Немирова, Г.И Модели организации бюджетной системы в Оренбургской области / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 12. – С. 75-79 (0,63 п.л.).

8.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность приграничного региона / Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 8. – С. 211-217 (0,88 п.л.).

9.Немирова, Г.И Бюджетная политика государства по отношению к приграничным субъектам РФ / Г.И. Немирова, Е.В. Ведяшкина // Финансы и кредит. – 2006. – № 33. – С. 42-48 (0,88 п.л./ 0,44 п.л.).

10.Немирова, Г.И. Воздействие миграции на социально-экономическое развитие приграничных регионов / Г.И. Немирова // Финансы и кредит. – 2006. – № 36. – С. 83-89 (0,88 п.л.).

11.Немирова, Г.И. Системный подход к управлению федеративными отношениями в Российской Федерации / Г.И. Немирова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 7 (46). – С. 34-39 (0,88 п.л.).

12.Немирова, Г.И. Структурные изменения государственного устройства и механизм их финансового обеспечения / Г.И. Немирова // Экономические науки. – 2008. – №39 – С. 369-372 (0,5 п.л.).

Статьи в других научных изданиях:

13. Рещанова Г.И. (фамилия изменена на Немирову Г.И.). Препринт / Рещанова Г.И., Крылов В.П., Рабичев С.Ю. Оренбургская область: территориальная структура народного хозяйства – Свердловск: УрО АН СССР, 1991. - 2,25 п.л. (0,75 п.л.).

14.Немирова, Г.И. Регион в системе межбюджетных отношений. Препринт / Г.И. Немирова. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2003. – 68 с. (4,25 п.л.).

15.Немирова, Г.И. Роль маркетинга в финансовом обеспечении воспроизводства экономики приграничных субъектов Российской Федерации : сб. научных статей «Формирование рыночного хозяйства: теория и практика» / Г.И. Немирова ; под ред. проф. М.Г. Лапаевой. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - Выпуск VII. – С. 148-154 (0,33 п.л.).

16.Немирова, Г.И. Устойчивое развитие промышленных предприятий основа экономической безопасности региона : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Взаимодействие реального и финансового секторов в трансформационной экономике» / Г.И. Немирова. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 240-245 (0,34 п.л.).

17.Немирова, Г.И. Учёт функциональных особенностей региона при формировании кадровой политики : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 20-27 (0,5 п.л.).

18.Немирова, Г.И. Устойчивое развитие региона на основе инновационного и образовательного потенциала региона : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. – С. 93-100 (0,5 п.л.).

19.Немирова, Г.И. Воздействие финансового управления на производственную подсистему: материалы региональной научн. конф. «Финансово-экономические проблемы деятельности организаций в современных условиях» / Г.И. Немирова. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. – С. 123-128 (0,31 п.л.).

20.Немирова, Г.И. Регион как социально-экономическая система : сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф. «Роль региональной экономики в становлении развитого экономического пространства» / Г.И. Немирова ; под ред. проф. Б.Н. Ичитовкина – Киров: Изд-во Вят ГУ, 2002. - Часть 1. – С. 39-43 (0,25 п.л.).

21.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность региона-донора Государственная финансовая политика и регионы : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. / Г.И.Немирова ; под ред. Е.А. Кириллович. – Казань: КГФЭИ, 2006. – С. 39-42 (0,2 п.л.).

22. Немирова, Г.И. Институциональный подход к воспроизводству региональной экономики : материалы Всероссийской научн.-практ. Internet-конференции «Теория и практика программного развития регионов» / Г.И. Немирова. – Уфа: Гилем, 2004. – С. 45-48 (0,16 п.л.).

23.Немирова, Г.И. Модели приграничного сотрудничества и механизм их финансового обеспечения : сб. научных трудов «Научные исследования в области экономики, информационных технологий и юриспруденции с использованием технологий e-learning» / Г.И. Немирова ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2007. – С. 58-62 (0,25 п.л.).

24.Немирова Г.И. Демография как основа социально-экономического развития региона : материалы междунар. научной конференции «Проблемы менеджмента и рынка» Г.И. Немирова ; под. ред. д. э. н. Л.С.Зеленцовой, д. э. н. Н.К. Борисюка, д.э.н. Тяпухина. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2004. - 0,25 п.л.

25.Немирова Г.И. Финансовые аспекты планирования расходов на управление регионом : материалы междун. научной конференции «Проблемы менеджмента и рынка» Г.И. Немирова; под. ред. д. э. н. Л.С.Зеленцовой, д. э. н. Н.К. Борисюка, д.э.н. Тяпухина. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2004. - 0,25 п.л.

26.Немирова, Г.И. Экономическая безопасность в инвестиционной сфере Оренбургской области : материалы Всероссийской научн.-практ. конф. «Взаимодействие реального и финансового сектора в трансформационной экономике» / Г.И. Немирова, Е.И. Терехина. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 305-310 (0,31 п.л. / 0,16 п.л.).

27.Немирова, Г.И. Приграничный регион в системе межбюджетных отношений / Г.И. Немирова // Ориентиры. – 2005. – № 3(5). – С. 37-39 (0,38 п.л.).