Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕМ И ВОДООТВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ, ФАКТОРЫ, ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сфера водоснабжения и водоотведения любого региона является территориально рассредоточенным объектом, управление которым осуществляется по методологии подчиненного регулирования, включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни управления. Региональные органы власти являются посредниками между федеральным центром и муниципалитетами, что определяется возложенными на них организационными, контрольными и финансовыми функциями. Однако до настоящего времени не сформировано единой целостной концепции развития сферы ВиВ на региональном уровне, что требует разработки системы институционально-рыночного, инвестиционно-финансового и нормативно-правового ее обеспечения.
  2. Организационно-экономические отношения между участниками процесса коммунального обслуживания в сфере ВиВ в дореформенный и переходный периоды осуществлялись в рамках организационно-правовой формы - муниципального унитарного предприятия, осуществляющего управление фондами и активами от имени собственника (муниципалитета) на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая форма управления имела ряд недостатков, которые сказывались на эффективности функционирования предприятий ВиВ. В качестве субъекта коммерческой деятельности они стремились снизить собственные затраты на оказываемые услуги, а возложенная на них государством функция социальной защиты требовала обеспечения доступности услуг и их качества. Внутренняя противоречивость функции предопределила дотационность предприятий ВиВ, а стимулы к повышению результативности их деятельности были слабы, что не способствовало снижению текущих издержек и вложению собственных средств в развитие инфраструктуры. В связи с этим необходима трансформация схемы взаимодействия участников разных форм собственности на рынке водопроводно-канализационных услуг, в основу которой должно быть положено разделение не только функций, но и экономической ответственности между собственником инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями, обслуживающими объекты инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за качеством предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, что является необходимым условием формирования конкурентной среды на рынке услуг в сфере ВиВ.
  3. Поскольку основной задачей предприятий ВиВ в конечном счете является благополучие населения, а оказываемые ими услуги имеют большое значение для здоровья и безопасности граждан конкретной территории (региона) в целом, то функционирование всей региональной социально-экономической системы и ее инвестиционно-финансовый механизм развития обязательно должен включать и сферу ВиВ. Вопрос формирования эффективного инвестиционно-финансового механизма представляется особенно актуальным в силу происходящих коренных изменений в финансовых и инвестиционных потоках в данной сфере и отсутствия единого подхода к их трансформации в условиях реформирования отрасли.
  4. Финансовые потребности предприятий ВиВ региона, необходимые для реализации их производственных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг по установленным для данной организации тарифам. Кроме текущей деятельности, предприятиям ВиВ необходимо участвовать в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры или разрабатывать собственную программу, корреспондирующую со всей политикой жилищно-коммунального хозяйства. Привлечение источников для реализации инвестиционных программ предприятий ВиВ является исключительно важной задачей. При дотационности муниципальных бюджетов и низкой собираемости платежей с потребителей предприятия ВиВ не финансируют в полном объеме мероприятия по обеспечению функционирования водопроводно-канализационной инфраструктуры и ее развитию. Низкая эффективность деятельности предприятий ВиВ усложняет разработку и исполнение таких инвестиционных программ, что требует новых подходов и решений.
  5. Эффективность функционирования предприятий водоснабжения и водоотведения в условиях взимания платы за загрязнение окружающей среды тесным образом связана с проблемой нормирования качества воды. Нормирование загрязнений в водной среде является очень сложной проблемой, при решении которой на региональном уровне необходимо принимать во внимание особенности конкретного водного объекта как экосистемы. В процессе планирования деятельности предприятий сферы водоснабжения и водоотведения следует также учитывать, что любое ужесточение норм, которое желательно с точки зрения экологии, снижает возможность экономического роста. В то же время любое послабление в долгосрочной перспективе создает предпосылки для снижения качества воды, хотя временно улучшаются показатели хозяйственной деятельности.
  6. Государственные инвестиционные экологические программы направлены на рациональное использование водных ресурсов и повышение качества потребляемой воды. Одной из главных составных частей экологических проектов является разработка и внедрение новых технологий, связанных со снижением уровня загрязнений окружающей среды. Инвестирование в природоохранную деятельность предприятий водоснабжения целесообразно осуществлять на долгосрочной основе - в таком случае это должно способствовать снижению затрат на очистку воды и выплату платежей за загрязнение. Для наиболее эффективного стимулирования деятельности предприятий ВиВ целесообразно, чтобы параметр внешних государственных инвестиций и показатель реинвестирования (возврата части обязательных платежей) зависели непосредственно от эффективности природоохранных мероприятий. Тогда возможно найти соотношения, определяющие диапазон оптимальных значений инвестиционных параметров, обеспечивающих эффективное функционирование предприятий водоснабжения в условиях платы за загрязнение окружающей среды.
  7. Основные виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в Ростовской области осуществляют многочисленные муниципальные предприятия, а также, что характерно для всей сферы водоснабжения и водоотведения РФ на рынке данных услуг, частные и смешанные предприятия, которые играют немаловажную роль в рыночном развитии данной сферы деятельности. Значительное количество экономических агентов осуществляют свою деятельность за рамками одного муниципального образования в силу территориального, хозяйственно-производственного, инфраструктурного, демографического и ресурсного факторов, а также определенных финансовых ограничений. В силу этого возникает необходимость в их объединении в так называемые «субрегиональные единицы» исходя из природно-географического и производственного принципов с целью формирования на региональном уровне централизованно-рыночного управления ими посредством интегрированных бизнес-структур.
  8. В процессе анализа развития сферы ВиВ Ростовской области на основе статистических и ведомственных данных установлено отсутствие на региональном уровне единой достоверной информации о предприятиях сферы ВиВ. В частности, было выявлено несоответствие данных о действующих предприятиях сферы ВиВ и конкретных видах деятельности, которыми они занимаются, отсутствует информация об обслуживаемой хозяйственной территории каждого предприятия, что затрудняет анализ реальной обеспеченности населения различных районов региона соответствующими видами услуг и принятие решений в данной области. С целью осуществления такого анализа необходимо осуществить кластеризацию предприятий ВиВ по видам деятельности в разрезе субрегиональных единиц, что позволит получить детальную картину в части развития предприятий и соответствующих видов деятельности и сформировать полную информационную базу для принятия решений на уровне региона.
  9. Совершенствование системы управления сферой ВиВ в условиях рыночной экономики невозможно без использования инструментов государственного регулирования, которые определяют не только содержание, характер и темпы приватизации объектов сферы ВиВ, но и возникновение тех рыночных институтов, которые органически присущи рыночной экономической модели. Формирование основы для совершенствования системы управления сферой ВиВ в регионе является проблемой не столько технической, сколько организационно-экономической и даже политической. Система управления сферой ВиВ в регионе может включать следующие элементы: предприятия, оказывающие услуги в сфере ВиВ; потребители услуг; рынок услуг (в виде организованных зон купли-продажи услуг, биржевых виртуальных и стационарных площадок и пр.), где в условиях свободной конкуренции происходит купля-продажа соответствующих видов услуг. Развитие вышеназванных элементов позволит повысить бюджетную, коммерческую и социальную эффективность функционирования сферы ВиВ региона.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Ходарев, А.С. Управление сферой водоснабжения и водоотведения региона в условиях рыночной экономики: модели, инструменты, перспективы развития / А.С. Ходарев. – Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – 8,0 п.л.

2.Ходарев, А.С. Управление сферой водоснабжения и водоотведения региона: инвестиционно-финансовый механизм, модели и стратегические ориентиры реализации / А.С. Ходарев. – М. : Экономика, 2008. – 11,5 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

3.Ходарев, А.С. Обзор организационных моделей управления для целей реформирования финансово-экономического блока предприятий водо-коммунальных услуг / А.С. Ходарев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов н/Д. – 2005. – № 2. – Т. 3. – 0,6 п.л.

4.Ходарев, А.С. К вопросу о теоретических аспектах постановки системы бюджетирования на предприятиях водо-коммунального хозяйства / А.С. Ходарев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Экономика: вопросы теории и практики. – 2005. – № 4. – 0,7 п.л.

5.Ходарев, А.С. Основные аспекты постановки бюджетирования на предприятиях ЖКХ / А.С. Ходарев // Вестник Донского государственного технического университета. – 2005. – № 4 (26). – Т. 5. – 0,5 п.л.

6.Ходарев, А.С. Разработка и внедрение системы управленческого учета и диспансерного контроля на предприятии ЖКХ (на примере управляющей компании ООО «Межрегиональная коммунальная компания») / А.С. Ходарев, В.А Осипова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Экономика: вопросы теории и практики. – 2005. – № 11. – 0,7 п.л.

7.Ходарев, А.С. Анализ возможности адаптации зарубежного опыта управления предприятиями водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации / А.С. Ходарев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – № 3. – Т. 6. – Ч. 2. – 0,8 п.л.

8.Ходарев, А.С. Государственно-частное партнерство в сфере водоснабжения и водоотведения (из опыта предприятий Ростовской области) / А.С. Ходарев // Вестник финансовой академии. – 2008. – № 2. – 0,5 п.л.

9.Ходарев, А.С. Предпосылки и перспективные направления совершенствования управления сферой жилищно-коммунального хозяйства / А.С. Ходарев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – № 2. – Т. 6. – Ч. 2. – 0,7 п.л.

10.Ходарев, А.С. Основные проблемы и механизм привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения региона / А.С. Ходарев // Предпринимательство. – 2008. – № 5. – 0,5 п.л.

11.Ходарев, А.С. К вопросу о формировании эффективного инвестиционно-финансового механизма развития водопроводно-канализационного хозяйства региона / А.С. Ходарев // Экономические науки. – 2008. – № 6 (43). – 0,5 п.л.

12.Ходарев, А.С. Социальные и экологические аспекты формирования инвестиционно-финансового механизма развития водопроводно-канализационного хозяйства региона / А.С. Ходарев // Экономические науки. – 2008. – № 7 (44). – 0,5 п.л.

13.Ходарев, А.С. К вопросу о разработке экономико-математической модели управления деятельностью предприятий ВиВ региона в условиях платы за загрязнение окружающей среды / А.С. Ходарев // Сегодня и завтра Российской экономики : научно-аналит. сб. – 2008. – № 22. – 0,43 п.л.

14.Ходарев, А.С. Роль тарифной политики в повышении эффективности инвестиционно-финансового механизма управления развитием сферы водоснабжения и водоотведения региона / А.С. Ходарев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – № 3. – Т. 6. – 0,8 п.л.

Статьи и тезисы научных докладов на конференциях:

15.Ходарев, А.С. Предприятия водопоставки и водоотведения в условиях реформирования ЖКХ / А.С. Ходарев // Государственное и муниципальное управление : уч. зап. Северо-Кавказской академии государственной службы. – 2002. – № 3-4. – 0,7 п.л.

16.Ходарев, А.С. Место и роль Ростовского Водоканала в «Программе энергоресурсосбережения города Ростова-на-Дону» / А.С. Ходарев // Проблемы совершенствования механизма хозяйствования : сб. IV Всерос. научно-практ. конф. – Пенза : МНИЦ, 2002. – 0,15 п.л.

17.Ходарев, А.С. Ростовский Водоканал в системе предприятий жилищно-коммунального комплекса России: проблема привлечения инвестиций / А.С. Ходарев // Финансово-экономический механизм региона и его развитие в современных условиях : сб. науч. тр. по материалам Всерос. научно-практ. конф. – Ставрополь, 2002. – 0,3 п.л.

18.Ходарев, А.С. Комплексная индикаторная система оценки текущего состояния и мониторинга предприятий водопоставки и водоотведения (на примере МУП ПО «Водоканал») / А.С. Ходарев // Водохозяйственный комплекс и экология гидросферы в регионах России : сб. ст. – Пенза : МНИЦ, 2002. – 0,15 п.л.

19.Ходарев, А.С. О роли программы развития персонала в ходе реструктуризации МУП ПО «Водоканал» // Занятость в XXI веке: формы, тенденции изменения, закономерности и мера : сб. ст. – Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2002. – 0,15 п.л.

20.Ходарев, А.С. Ростовский Водоканал в системе предприятий жилищно-коммунального комплекса России: проблема реорганизации / А.С. Ходарев, Золотарёв В.С. // Развитие финансово-кредитных отношений в территориальных образованиях РФ : материалы межрегион. научно-практ. конф. профессорско-преподават. состава и практ. работников. – Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2002. – 0,2 п.л./0,1 п.л.

21.Ходарев, А.С. Тарифное регулирование предприятий водопоставки и водоотведения в регионе (на примере МУП ПО «Водоканал») / А.С. Ходарев // Государственное строительство в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. – Ростов н/Д : СКАГС, 2002. – 0,2 п.л.

22.Ходарев, А.С. Мировые модели государственно-частного партнерства в сфере водо-коммунальных услуг: возможность трансформации к российским условиям / А.С. Ходарев // Вестник Академии. – 2003. – № 1-2 (16-17). – 0,6 п.л.

23.Ходарев, А.С. Влияние предприятий водопоставки и водоотведения на экологию города / А.С. Ходарев // Технологии строительства. – 2004. – № 4 (32). – 0,35 п.л.

24.Ходарев, А.С. К вопросу о теоретических аспектах постановки системы бюджетирования на предприятиях водо-коммунального хозяйства / А.С. Ходарев // Научные записки Ростовского государственного университета. – Ростов н/Д : Изд-во РГУ. – 2005. – 0,6 п.л.

25.Ходарев, А.С. Государственно-частное партнерство в сфере коммунальных услуг: мировые модели и возможность трансформации к российским условиям / А.С. Ходарев, В.А. Осипова // Журнал руководителя, главного бухгалтера жилищно-коммунального хозяйства. – 2005. – № 8. – 0,7 п.л.

26.Ходарев, А.С. Базовые шаги к эффективному управлению финансами предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы / А.С. Ходарев // Ученые записки Северо-Кавказской академии государственной службы. – 2005. – № 3 (4). – 0,5 п.л.

27.Ходарев, А.С. Модели развития деятельности частного оператора на рынке коммунальных услуг / А.С. Ходарев // Строительство-2005 : материалы междунар. научно-практ. конф. – Ростов н/Д, 2005. – 0,2 п.л.

28.Ходарев, А.С. Проблемы акционирования предприятий сферы ЖКХ на местном уровне / А.С. Ходарев // Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта : материалы конф. – Ростов н/Д, 2005. – 0,3 п.л.

29.Ходарев, А.С. Создание управляющих компаний в сфере ЖКХ как способ аккумулирования частных инвестиционных ресурсов // Эволюция финансово-кредитных отношений в условиях рыночно-ориентированной экономики : материалы конф. – Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2005. – 0,2 п.л.

30.Ходарев, А.С. Передача бухгалтерских услуг на аутсорсинг / А.С. Ходарев // Финансовый директор. – 2005. – № 7-8. – 0,05 п.л.

31.Ходарев, А.С. Заключение договоров с управляющей компанией / А.С. Ходарев // Финансовый директор. – 2005. – № 7-8. – 0,15 п.л.

32.Ходарев, А.С. Контроль и управление затратами / А.С. Ходарев // Конференция журнала «Финансовый директор» : сб. ст. – 2005. – 0,35 п.л.

33. Ходарев, А.С. Теоретические и практические аспекты разработки и внедрения комплекса по управлению финансами на предприятиях ЖКХ / А.С. Ходарев, В.А. Осипова // Институциональные изменения в Российской экономической системе : сб. науч. ст. – Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2005. – 0,3 п.л.

34.Ходарев, А.С. Разработка эффективного комплекса мер по управлению финансами предприятий ЖКХ / А.С. Ходарев // Политические и социально-экономические условия устойчивого развития Российского региона : сб. науч. ст. республиканской научно-практ. конф. – Уфа : РИО БАГСУ, 2006. – 0,2 п.л.

35.Ходарев, А.С. Перспективные направления формирования системы управления сферой водоснабжения и водоотведения на региональной уровне / А.С. Ходарев // Современные научные исследования. – 2008. – № 3. – 0,5 п.л.

36.Ходарев, А.С. Роль и место процессов экологизации потребления водных ресурсов в управлении сферой водоснабжения и водоотведения региона / А.С. Ходарев, В.С. Золотарёв // Современные научные исследования. – 2008. – № 3. – 0,6 п.л.

37.Ходарев, А.С. Совершенствование системы управления сферой водоснабжения и водоотведения региона в условиях рыночной экономики / А.С. Ходарев // Экономические и институциональные исследования : альманах науч. тр. – Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ. – 2008. – № 4 (28). – 0,5 п.л.

38.Ходарев, А.С. Контракты, предусматривающие достижение определенных результатов, как инструмент развития сферы водоснабжения и водоотведения региона / А.С. Ходарев // Экономические и институциональные исследования : альманах науч. тр. – Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ. – 2008. – № 4 (28). – 0,4 п.л.

39.Ходарев, А.С. Тарифная политика в управлении водоснабжением и водоотведением на региональном уровне / А.С. Ходарев // Проблемы федеральной и региональной экономики : уч. зап. – Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ «РИНХ». – 2008. – Вып. 11. – 1,1 п.л.

40.Ходарев, А.С. Моделирование влияния инвестиций в водоохранную деятельность на эффективность функционирования предприятий водоснабжения и водоотведения региона / А.С. Ходарев // Известия Ростовского государственного строительного университета. – 2008. – № 12. – 0,6 п.л.