- обоснованы принципы оптимизации разграничения расходных полномочий органов власти различных уровней бюджетной системы в альтернативных моделях бюджетного федерализма развитых стран. Выделены критерии, на которых они базируются, а именно: экономическая эффективность (экономия от масштаба, конкуренция и ценообразование в общественном секторе), бюджетная справедливость (экономические экстерналии и бюджетное выравнивание), административная эффективность (юридическая достаточность, гибкость в межбюджетных отношениях, управленческий потенциал);
- выявлена устойчивая корреляционная взаимосвязь динамики доли государственных расходов и темпов роста ВВП стран мира. На ее основе сформулирован концептуальный подход к трактовке проблемы оптимизации принципов централизации и децентрализации в современных западных моделях бюджетного федерализма. В соответствии с выявленной корреляцией наиболее значимой оказалась зависимость между фискальными факторами и ростом ВВП на душу населения, что легло в основу разработанной регрессионной модели удельного веса государственных расходов в ВВП;
- доказано, что проблема согласованности политики территорий и федерации разрешается в многоуровневых бюджетных системах на основе субсидиарного подхода, при котором деятельность властей более высокого уровня дополняет деятельность властей более низких уровней. Отмечается, что этот процесс двуединый и включает в себя, с одной стороны, распределение расходных полномочий, прав и ответственности между различными уровнями власти, а с другой - распределение доходных полномочий и финансовой помощи между звеньями бюджетной системы. На этом основании сделан вывод о том, что принцип субсидиарности в сочетании с принципом децентрализации формируют - как базовые организационные начала моделей бюджетного федерализма - механизм повышения аллокативной и производительной эффективности в обществе;
- обоснован тезис о том, что исходную роль в построении оптимальной в каждый данный момент системы межбюджетных отношений должно играть распределение расходной нагрузки (фактически функций) между бюджетами разных уровней на основе четырех основных критериев: экономической эффективности, бюджетной справедливости, политической подотчетности и административной действенности. Только после распределения ответственности за расходы и закрепления их общего объема на каждом уровне власти следует решать вопрос о закреплении и перераспределении доходов между ними;
- определена целесообразность выделения трех принципиальных подходов к решению проблемы разделения собираемых налогов в разных по централизации моделях бюджетного федерализма. Что касается распределения доходных полномочий, то оно должно строиться либо на закреплении налогов за определенным уровнем власти и разграничении полномочий по взиманию налогов, либо на совместном использовании базы налогообложения, либо на долевом распределении налогов. В результате решение проблемы распределения налоговых доходов не сводится к полному закреплению конкретных налогов за местным, региональным или национальным уровнем власти: возможен выбор на основе различных схем закрепления налоговых доходов и налоговых полномочий в альтернативных моделях бюджетного федерализма;
- выявлено, что практически всегда возникают вертикальный и/или горизонтальный дисбаланс в моделях бюджетного устройства разной степени децентрализации, какой бы ни была схема распределения налоговых и неналоговых доходов и расходных обязательств. Вертикальный дисбаланс возникает в случае различия собственных доходов и расходных обязательств на различных уровнях бюджетной системы. Горизонтальный дисбаланс возникает при дифференциации собственного фискального потенциала субнациональных органов власти на одном уровне бюджетной системы. Указанные виды дисбалансов могут быть устранены с помощью различных механизмов межбюджетных трансфертов или заимствований;
- определены особенности реформирования системы управления доходными полномочиями и расходными обязательствами в соответствии с принципом сопоставления произведенных расходов и ожидаемых результатов в процессе планирования и исполнения бюджетов по доходам и расходам на примере РФ. Это позволяет принимать финансовые решения в рамках программно-целевого бюджетирования, ориентироваться на результат и оценивать его в параметрах социальной и экономической эффективности и результативности;
- обоснованы предложеные формы и методы совершенствования механизма финансового обеcпечения расходных обязательств субфедеральных органов власти в Российской Федерации на основе модели ведения их реестра, что позволит гарантировать в полном объеме обеcпечение расходных обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами.
1. Морозова Е.А. Бюджетная задолженность в системе финансовых отношений в Российской Федерации // Экономические науки. 2006. № 11(24). – 0,5 п.л.
2. Морозова Е.А. Бюджетная задолженность и конкурентные позиции регионов в системе факторов глобальной конкурентоспособности // Экономические науки. 2006. № 12(25). – 0,5 п.л.
3. Морозова Е.А. Механизм урегулирования бюджетной задолженности в системе финансовых отношений в РФ // Экономические науки. 2007. № 10(35). – 0,5 п.л.
4. Морозова Е.А. Международный опыт урегулирования бюджетной задолженности // Экономические науки. 2008. № 13(38). – 0,5 п.л.
5. Морозова Е.А. Муниципальная реформа и межбюджетные отношения в российских регионах // Экономические науки. 2008. № 14(39). – 0,5 п.л.
6. Морозова Е.А. Централизация и децентрализация в моделях бюджетного федерализма: некоторые тенденции // Труд и социальные отношения. 2008. № 3 (45). – 0,4 п.л.
7. Морозова Е.А. Глобализация и локализация: тенденции и результаты децентрализации в системе межбюджетных отношений национальных экономических систем // Труд и социальные отношения. 2008. № 5 (47). – 0,44 п.л.
Монографии
8. Морозова Е.А. Институциональный анализ роли государства в системе финансовых отношений в РФ. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 15,38 п.л.
9. Морозова Е.А. Финансы в системе национальной экономики: проблемы
теории и практики, – М.: Компания Спутник+, 2004. – 14,0 п.л.
10. Механизм реализации моделей бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации, – М.: Компания Спутник+, 2008. – 31,58 п.л.
Главы в монографиях
11. Морозова Е.А. Неналоговые доходы бюджета // Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 0,44 п.л.
12. Морозова Е.А. Неналоговые доходы бюджета // Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 0,44 п.л.
13. Морозова Е.А. Главные вопросы налогообложения в современных условиях России //Ценообразование и налогообложение / Под ред. И. К. Салимжанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003. – 10,0 п.л.
14. Морозова Е.А. Таможенная пошлина и таможенные сборы. Платежи за пользование природными ресурсами // Налоги и налогообложение / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 2,0 п.л.
15. Морозова Е.А. Личные налоги. // Финансово-кредитный энциклопедический словарь: / Под общей ред. Грязновой А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 0,04 п.л.
16. Морозова Е.А. Главные вопросы налогообложения в современных условиях России // Ценообразование и налогообложение / Под ред. И. К. Салимжанова – М.: Кнорус, 2002. – 10,0 п.л.
17. Морозова Е.А. Актуальные проблемы развития финансовой системы РФ на современном этапе. Сборник статей / Под ред. Пилипенко О.И., Морозовой Е.А. – М.: Издательский Дом АТИСО, 2008. – 6,3 п.л.
18. Морозова Е.А. Особенности современных финансовых отношений в Российской Федерации. Сборник статей. Вып.1 / Под ред. Пилипенко О.И., Морозовой Е.А. - М.: ВЗФЭИ, 2005. – 8,87 п.л.
19. Морозова Е.А. Механизм стабилизации национальных финансов. Сборник статей. Вып.2 / Под ред. Пилипенко О.И., Морозовой Е.А., Егорычевой И.Н. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 4,4 п.л.
20. Морозова Е.А. Формы проявления «институционального вакуума» в российской экономике // Обеспечение устойчивого экономического и социального развития России: Сборник статей / Под ред. Романова А.Н., Поляка Г.Б. – М.: ВЗФЭИ, 2004. – 0,25 п.л.
21. Морозова Е.А. Особенности Российской модели бюджетного федерализма // Стратегия и тактика развития России: Сборник научных статей / Под ред. Романова А.Н., Поляка Г.Б. – М.: ВЗФЭИ, 2007. – 0,5 п.л.
22. Морозова Е.А. Конкурентные позиции регионов в системе факторов глобальной конкурентоспособности // Конкурентоспособность России в мировой экономике: Сборник статей - М.: МГИМО-Университет, 2007. – 0,5 п.л.