- смоделировано соотношение рыночного (косвенного) и планового (прямого) взаимодействия производства и потребностей; в модели раскрыты системы прямых и обратных связей между производством и потреблением в процессе их опосредования рынком и его элементами, включая деньги и их потоки, а так же в ходе активного воздействия на экономику государства с применением стратегического планирования, программирования, бюджетного финансирования на основе перераспределения национального дохода, прямого и косвенного регулирования; выдвинут ряд рекомендаций по привлечению частных структур к разработке и осуществлению государственных программ и проектов с определением методов вознаграждения, а так же представлена и обоснована концепция трехсекторной экономики;
- сформулированы и обоснованы в виде целого правила оптимизации пропорции между производством и потребностями в условиях применения рыночно-маркетинговых и планово-распределительных методов воздействия на экономику, отражающих объективно-обусловленную возможность достижения оптимизации только через сочетание рыночных и плановых методов: определение даже умеренной инфляции, ограничение спекулятивно-посреднической сферы; преодоление престижно-потребительского образа жизни; нормализацию соотношения между денежной и товарной массой; распределение денежных средств в обществе в соответствии со структурой производства и потребления; оптимизацию пропорции между накоплением и потреблением; формирование и развитие потребностей в соответствии со структурой производства и потребления; оптимизацию пропорции между накоплением и потреблением; формирование и развитие потребностей в соответствии с объективными требованиями экологии человека, общества, природы; рациональное участие страны во внешнеэкономической деятельности; ограничение целей накопления денежного капитала и получение прибыли только микроуровнем экономики и определение ее главной цели на макроуровне в качестве благоденствия личности, общества и государства;
- смоделирован процесс нарастания интеллектуально-информационной составляющей потребностей личности и воздействие на него рыночно-маркетинговых и планово-распределительных методов в условиях становления постиндустриального общества; определена тенденция виртуализации общественного воспроизводства и характер ее влияния на формирование потребностей в обществе с выделением причинно-следственных связей, порождающих кризисные явления на базе виртуализации рыночного спроса;
- исходя из диалектического триединства экологии человека, экологии общества, экологи природы сформулированы и доказаны соответствующие императивы экологического развития в количестве 15-ти образующих групп императивов экологии, имеющих социально-экономическую направленность и экономическое измерение; эти императивы представляют собой социально экономическую подсистему законов экологии человека, общества, природы в рамках их общей системы, являющейся предметом междисциплинарных научных исследований; в формулировках и доказательствах императивов учтен объективный трансформационный процесс перерастания индустриального общества в информационное в условиях системного кризиса экологии человека, общества и природы, приобретающего планетарные масштабы;
- предложены и обоснованы в виде единого комплекса 17 целевых установок формирования системы потребностей современного общественного воспроизводства, базирующихся на объективных требованиях экологии;
- разработана модель рынка и маркетинга применительно к обществу, подчиненному целевой установке накопления денежного капитала на базе генерирования престижно-потребительского образа жизни; при этом выделены и определены причинно-следственные связи, характеризующие негативное воздействие стихийного рынка на человека, общество и природу, а так же на маркетинг, который в сильной степени деформируется, а сфера его применения сильно сужается, ограничиваясь микроуровнем экономики;
- разработана, с построением детальной логически структурной схемы модель рынка и маркетинга применительно к обществу, нацеленному на обеспечение благоденствия человека на основе экологического образа жизни; модель построена с учетом воздействия общества в лице государства на рынок и маркетинг одновременно по двум направлениям - косвенному, через влияние на потребности личности посредством ее воспитания и образования, и прямому, основанному на применении полного спектра мер государственного регулирования рынка; в модели нашел отражение синергетической результат как взаимодействия этих мер, так и следования в практической жизнедеятельности личности и государства принципам подхода к экологии человека, общества, природы, отражающих объективные императивы их экологии;
- на основе системного анализа данных Росстата установлено, что радикальные рыночные реформы, проведенные в России по рецептам монетаризма принесли лишь фрагментные улучшения в соотношение производства и потребностей, связанные с насыщенным потребительского рынка разнообразными товарами и услугами, в том время как диспропорции производства и потребностей советского периода не только не были устранены, но к ним добавились новые диспропорции, связанные с экономическим удушением машиностроения, в особенности наукоёмких отраслей, а так же сельского хозяйства, резким снижением реальной покупательной способности основной массы населения; планово-распределительные методы формирования пропорций между производством и потреблением оказались резко замененными на рыночно-маркетинговые методы, вместо того, чтобы обеспечить рациональное сочетание этих методов применительно к особенностям российской экономики; при этом рыночно-маркетинговые методы, превращённые в самодовлеющие начало, оказались фундаментально деформированными как в целях своего применения, так и механизм действия в условиях кардинального нарушения не только материальных, но и денежно-финансовых пропорций общественного воспроизводства;
- смоделирован механизм определения пропорций между производством и потребностями в современной российской экономике с выделением в этом механизме роли и функции рыночно-маркетинговых планово-распределительных методов;
- предложена, обоснована и смоделирована концепция построения интегральной системы учета и формирования потребностей человека в современном обществе, с учетом воздействия глобальных трансформационных процессов в их альтернативных вариантах;
- смоделирован процесс образования многоуровневого маркетинга, интегрирующего в себе типа маркетинга применительно к каждому уровню экономики - микромаркетинг, езомаркетинг, макромаркетинг, глобальный марктинг в разрезах экспорта и импорта, совместного с определением функций каждого из этих типов маркетинга, а так же прямых и обратных связей между ними; сформулированы закономерности отражения одного типа маркетинга в другом качестве межуровневого взаимодействия в рамках иерархии уровней; построена шахматная таблица межуровневых взаимодействий в системе многоуровневого маркетинга; формализована структура маркетинга применительно к уровням экономики;
- выдвинуто и обосновано предложение о создании компьютеризированного общегосударственного мониторинга потребностей человека, общества и государства в качестве оперативно обновляемой информационной основы для принятия оптимальных решений в области воздействия государства на экономику, социальную сферу и культуру с построением модели такого мониторинга, дополненной двумя матрицами, фиксирующих взаимодействие между двумя видами потребностей личности в сфере потребления, с одной стороны, и характером этих потребностей, а так же потребностями в труде - с другой;
- на основе разработки логически-структурной схемы, раскрывающей процесс удовлетворения потребностей личности, субъектов хозяйствования, государства, общественных и религиозных организаций предложены и обоснованы развернутые определения рыночного и непосредственного (нерыночного) удовлетворения потребностей, а уже на их базе осуществлена формализация стадий этого удовлетворения в размере его рыночной и непосредственной альтернатив; предложен и обоснован комплекс мер по совершенствованию государственного регулирования в связи с рыночным и нерыночным удовлетворением потребностей в системе общественного воспроизводства.
1.Балыко Е.Н. Проблема формирования потребностей человека в современном обществе. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008, -5,3 п.л.
2.Балыко Е.Н., Данилов А.И. Рынок и маркетинг в альтернативных системах хозяйствования. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008, -5,6 п.л.
3.Балыко Е.Н. Соотношение производства и потребностей в период проведения рыночных реформ российской экономики. М.: ИТК Дашков и Ко, 2008, -5,5 п.л.
Публикации статей в изданиях рекомендованных ВАК
4.Балыко Е.Н. Противоречия рынка и границы маркетинга в рыночно-капиталистической системе хозяйствования.// Предпринимательство – 2007г. – Журнал, №3 – 0,57 п.л.
5.Балыко Е.Н. Многоуровневый маркетинг как инструмент хозяйствования.// Предпринимательство – 2007г. – Журнал, №4 – 1,0 п.л.
6.Балыко Е.Н. Маркетинг и планово-распределительные методы воздействия на формирование интеллектуально-информационных и виртуальных потребностей в условиях становления постиндустриального общества. Известия РГПУ им. Герцена- 2008 г., Санкт-Петербург, Журнал, №10 – 0,81 п.л.
7.Балыко Е.Н. Оптимизация пропорций между производством и потребностями в условиях применения рыночных на экономику. Вестник Университета Российской академии образования. М. Журнал, №2 (40) – 0,94 п.л.
8.Балыко Е.Н. Механизм формирования пропорций между производством и потреблением в современной российской экономике// Научные труды Вольного экономического общества. М.: 2008. Журнал №3 – 0,75 п.л.
9.Балыко Е.Н., Данилов А.И. Оптимизация пропорций между производством и потреблением в условиях их воздействия на экономику// Вестник Калининградского юридического института МВД России. Калининград, Журнал, №1 (15) - 0,38 п.л.
10.Балыко Е.Н. Границы маркетинга в рыночно-капиталистической системе хозяйствования.// Вестник Военного университета. М.: 2008, Журнал, №3 (15) - 0,63 п.л.
11.Балыко Е.Н. Законы экологии человека, общества, природы как основы формирования системы общественных потребностей.// Российское предпринимательство. М.: 2008, Журнал, №9 (выпуск 2) – 0,75 п.л.
12. Балыко Е.Н. Модель соотношения рыночного и непосредственного удовлетворения потребностей в общественном воспроизводственном процессе.// Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2008, Журнал, №9 - 0,68 п.л.
Другие публикации
13. Балыко Е.Н., Ефремова Л.Н. Состояние и перспективы развития, спроса сельского населения на товары для занятий физической культурой, спортом и туризмом. Серия: «Изучение и прогнозирование спроса населения// ЦБТИ Центросоюза, обзорная информация, выпуск №4, М.: 1988 г. – 2 п.л.
14. Балыко Е.Н., Ефремова Л.Н. Спорттовары – сельскому труженику.//Коммерческий вестник, 1988, №21 – 0,3 п.л.
15. Некоторые методологические подходы определения емкости сельского рынка товаров для занятий физической культурой.//Сборник трудов научной конференции «Перестройка деятельности и ускорение научно-технического прогресса в потребительской кооперации на основе Закона СССР «О кооперации в СССР», М.: Издательство Центросоюза, 1989г. – 0,3 п.л.
16. Балыко Е.Н. Статистика. Учебное пособие. М.: ЦУМК Центросоюза, 1994г. – 3,75 п.л.
17. Балыко Е.Н. Некоторые аспекты использования проблемного обучения в курсе «Маркетинг»// Тезисы научной конференции. М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1995г. – 0,25 п.л.
18. Балыко Е.Н. Маркетинг. Учебное пособие для слушателей специального факультета по переподготовке кадров. М.: ЦУМК Центросоюза, 1996 – 4,8 п.л.
19. Балыко Е.Н., Дробышева Л.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник. М.: Издетельско-книготорговый центр «Маркетинг», 1996г. – 3,75 п.л.