- Дано концептуальное определение управления инвестиционной деятельностью региона как общей функции территориальной и производственной подсистем региональной экономики, обусловливающей объективную необходимость их взаимодействия в инвестиционном процессе. Обоснованы целесообразность, теоретико-методологическое и практическое значение группировки всех видов и форм инвестиций по признаку их направленности на развитие производства (производственные инвестиции) и на развитие территорий (территориальные инвестиции). Выявлены особенности территориальных и производственных инвестиций, отражающие их различия по соотношению социальных и экономических функций. Раскрыты функциональные взаимосвязи в управлении инвестиционной деятельностью территориальных органов управления и менеджмента предприятий, отраслевых и межотраслевых комплексов на региональном и муниципальном уровнях.
- Систематизированы принципы и целевые установки формирования региональной системы управления инвестиционной деятельностью, в числе которых выделены: качество и устойчивость экономического развития регионов; конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона; самодостаточность и инвестиционная поддержка региона; эффективность инвестиционной деятельности региона. Новизна систематизации состоит в том, что все эти принципы и целевые установки автор рассматривает с точки зрения оптимального сочетания в инвестиционном процессе территориальных и производственных систем региональной экономики, сбалансированности экономических и социальных интересов их субъектного состава.
- Обоснованы приоритетные направления формирования и использования инвестиционного потенциала региона: преодоление технологического отставания и переход на инновационный путь развития; кластеризация инвестиционного потенциала региона под решение этих задач; активизация роли финансовой и денежно-кредитной систем в формировании инвестиционных ресурсов региона; совершенствование институциональных основ развития инвестиционной деятельности региона. Инвестиционный потенциал предложено структурировать по составляющим экономического потенциала региона, включая производственный потенциал, трудовой потенциал, потребительский потенциал, инфраструктурный потенциал, внешнеторговый потенциал региона.
- Воспроизводственная функция инвестиционного потенциала региона представлена в диссертации через ее влияние на эффективность использования региональной части национального богатства, в наиболее общем виде выражаемой отношением национального богатства региона и валового регионального продукта. Максимизация ценности региональной части национального богатства рассматривается в качестве критерия оптимизации воспроизводственной структуры инвестиционного потенциала региона.
- Предложено теоретико-методологическое решение проблемы кластерной реструктуризации инвестиционного потенциала региона в соответствии с выбранными приоритетами инновационной перестройки структуры региональной экономики. Дано определение регионального кластера как формы взаимодействия территориальной и производственной систем, реализующей конкурентные преимущества местоположения региона (территориального образования) и географической близости образующих кластер бизнес-структур. Доказывается, что кластер фактом своего существования обязан влиянию территориальной системы на производственную систему, на ее превращение в кластер. С другой стороны, территориальная кластеризация производственных систем придает дополнительные конкурентные преимущества региону как целостной территориально-производственной системе, повышает его инвестиционную привлекательность. Тем самым задаются условия инновационной кластеризации инвестиционного потенциала региона.
- Теоретические и методические подходы к формированию отвечающей актуальным и перспективным требованиям системы управления инвестиционной деятельностью в регионе конкретизированы на примере Орловской области. Проведен концептуальный анализ работы по стратегическому планированию и программно-целевому обеспечению инвестиционной деятельности в Орловском регионе, выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию форм и методов взаимодействия участников инновационно-инвестиционного процесса, развитию налогово-бюджетного механизма региональной инвестиционной политики, усилению экологической ориентации инвестиционного процесса в Орловской области с учетом ее культурно-исторического и природного наследия.
- Аргументировано определение региона как системы экономических отношений, состоящей в рыночных условиях из двух подсистем: территориальной экономической системы, в основе которой лежат опосредованные отношениями собственности природные условия жизнедеятельности людей, и производственной системы, развивающейся на основе законов рынка. С этой позиции проведен анализ существующих в литературе и в паспорте экономических специальностей ВАК определений предмета и объекта региональной экономики, показана теоретико-методологическая несостоятельность отождествления региона либо с территориальной, либо с производственной системой, в особенности с ее частным сектором.
- Раскрыт механизм взаимодействия территориальной и производственной систем региональной экономики в рыночных условиях, под влиянием которого территориальная система приобретает рыночные оценки стоимости природного потенциала и национального богатства, включая человеческий капитал, а производственная система становится объектом институционального регулирования со стороны территориальной системы. Обоснованы необходимость и меры по регулированию тенденций к самодостаточности территориальной и производственной систем регионов, проявляющихся, с одной стороны, в стремлении органов территориальной системы иметь в ее собственности производственный сектор (госкорпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия), а с другой - в стремлении бизнес-структур к обладанию земельными и другими природными ресурсами, составляющими экономическую основу территориальных систем.
- Выявлена зависимость эффективности развития региональной экономики от степени сбалансированности территориальной и производственной систем, оцениваемой по критерию эффективности использования регионального национального богатства (отношение валового регионального продукта к региональной составляющей национального богатства страны); обобщены факторы, способствующие либо препятствующие достижению оптимально сбалансированного взаимодействия территориальной и производственной систем региональной экономики, в особенности создающие ситуации захвата бизнеса государством или наоборот, подавляющего влияния бизнеса на экономические и социальные интересы территориальных образований.
- Сделан вывод, что для территориальной составляющей региональной экономики неприменимы без потерь эффективности принципы рыночного хозяйствования, адекватные бизнес-структурам. Показано, что территориальная система в лице ее органов должна вносить экзогенные институциональные ограничения в эти принципы, определять правила игры для бизнеса и контролировать их соблюдение, руководствуясь критерием достижения наибольшей экономической и социальной эффективности развития региона. Аргументировано положение, что межрегиональная конкуренция, особенно в применении к депрессивным и дотационным регионам, несовместима с борьбой на выживание, как это свойственно бизнес-структурам.
- В принципиально новой трактовке изложена концепция территориального социально-экономического планирования, рассматриваемая как теоретическая, методологическая и методическая основа качественной трансформации регионального пространства России, управления его развитием. Доказана несостоятельность попыток представить эту концепцию как возвращение в советский госплан, ибо ни в одной развитой стране мира принятие крупных проектов и решений по размещению производительных сил не обходится без участия федеральных и региональных органов власти. Придание территориальному планированию долговременного характера создаст базу стратегического взаимодействия федерального центра и регионов, будет способствовать соединению интересов бизнеса и территорий, упорядоченному развитию рыночных отношений.
1.Злобин Б.К. Плахова Л.В. Инвестиционная система региона: кон-цепция, механизм управления. – М: Изд. Дом «Финансы и кредит», 2008 (18п.л./авт. 9,0 п.л.)
2.Плахова Л.В. Формирование системы управления инвестиционным развитием региона .- М: Издательский Дом «Финансы и кредит».2007 (10 п.л)
3.Плахова Л.В.Механизм регулирования инвестиционно-инновационных процессов в регионе .- Орел:ОрелГИЭТ.2006 (11.2 п.л.)
4.Плахова Л.В.Финансовые ресурсы в механизме функционирования инвестиционного рынка региона: в колл. монографии «Стратегическое развитие экономических систем: теория и практика».- СПб: ИНФО-ДА, 2006 (1п.л)
5.Плахова Л.В. Конкурентоспособность как основа развития региона: в колл. монографии «Организация и управление социально -экономическими системами» - СПб:ИНФОДА, 2007 (1п.л)
6.Плахова Л.В.Механизм формирования инновационных процессов в регионе: в колл. монографии « Развитие инновационной инфраструк-туры на основе активизации инвестиционной деятельности» - СПб: ИНФО-ДА. 2007 (1,1 п.л)
7.Плахова Л.В. Управление финансированием региональных целевых программ : в колл. монографии « Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение» - Воронеж: Воронежский государ-ственный педагогический университет.2003 (1.0 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных работ:
8.Плахова Л.В. Финансовое поведение населения в формировании инвестиций // Финансы и кредит,2007,№18,С.29-36 (0.9 п.л.)
9.Плахова Л.В. Институциональные основы формирования приоритетов инвестиционной политики регионов / Региональная экономика: теория и практика, 2007, №5. 50-55 (0.7 п.л.)
10.Плахова Л.В. Регулирование инвестиционно-инновационной дея-тельности в регионе // Региональная экономика: теория и практи-ка,2007,№6.С.14-21 ( 0.9 п.л.)
11.Плахова Л.В. Развитие организационных форм и инструментов привлечения инвестиций в регион // Региональная экономика: теория и практика,2007,№9.С.95-103 (1.1 п.л.)
12.Плахова Л.В. Инвестиционные кластеры в системе региональной экономики //Региональная экономика: теория и практи-ка,2008,№13.С.76-81(0.9 п.л.)
13.Плахова Л.В. Развитие бюджетного механизма региональной инве-стиционной политики // Финансы и кредит, 2008, № 22.С.36-47(1.5 п.л).
14.Злобин Б.К. Плахова Л.В. Регион как территориально-производственная экономическая система // Национальные интересы: Приоритеты и Безопасность. С. 39-44 (0,9 п.л. / авт. 0,45).
Прочие публикации.
15.Плахова Л.В. ,Никитин С.А., Калута Ю.Г. Роль государственной инвестиционной политики в формировании благоприятного инвестиционного климата в России / Сборник научных трудов «Компьютерные и информационные технологии при моделировании, в управлении и экономике» книга 1.Харьков:2004,с.19-26 ( 0.5 п.л./0.15п.л.авт)
16.Плахова Л. В. Нормативно-правовое регулирование инновацион-но-инвестиционной деятельности в регионе/ Сборник научных трудов «Компьютерные и информационные технологии при моделировании, в управлении и экономике» книга 2.Харьков:2007,с.5-12 (0.4п.л.)
17.Плахова Л.В. Формирование инновационной инфраструктуры региона / материалы научно-практической конференции «Инновационный потенциал региона в реализации национальных проектов». Орел: Издательство ОрелГИЭТ,2007,с.63-70 (0.5п.л.)
18.Плахова Л.В. Системный подход к формированию механизмов инвестиционно-инновационной модернизации экономики регио-нов//ВестникОрелГИЭТ,2007,№2,с.29-35(0.5п.л.)
19.Плахова Л.В. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона/ Материалы II Международной научно- практической конференции 27-28 марта 2008г.; «Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации». Орел : Издательство Орел ГТУ,2008,с.204-210 (0.5 п.л.)
20. Плахова Л.В. Особенности механизма формирования кластеров в регионе/Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Развитие финансового контроля в современных условиях» 23-26 января 2008 г..-Рязань,2008,С.175-180 (0.5 п.л.).