- Введен в научный и деловой оборот термин «консолидированные финансовые ресурсы» как понятие, объединяющее финансовую деятельность государства, регионов, субъектов предпринимательства и других участников экономической деятельности для решения социально значимых задач. Экономическая категория «консолидированные финансовые ресурсы» представляет собой элемент осознанной экономической политики государства, базирующейся на объединении финансовых ресурсов, принадлежащих разным субъектам финансово-экономической деятельности, и интегрирующей их усилия для достижения национальных интересов страны.
- Доказана необходимость консолидации финансовых ресурсов государства и частных структур, основанная на объединении этих различных по своей сути субъектов экономики, которые через взаимодействие между собой путем интеграции своих ресурсов получают возможность более эффективно решать поставленные социально-экономические задачи. В основе консолидации финансовых ресурсов лежит осознанная потребность как со стороны государства, так и бизнеса в тесном и плодотворном сотрудничестве по обеспечению национальных интересов страны.
- Раскрыта сущность процесса консолидации финансовых ресурсов как важнейшей задачи финансово-денежной политики государства, базирующейся на выработке направлений и создании условий для привлечения финансовых средств различных сегментов экономики с целью реализации национальных проектов, отвечающих интересам большинства населения страны. Обоснована важность развития этого процесса в условиях разразившегося мирового финансового кризиса, который способен за счет консолидации финансовых ресурсов из различных источников преодолевать их нехватку и обеспечивать реализацию важнейших социально-значимых задач.
-
Разработан концептуальный подход к исследованию консолидированных финансовых ресурсов, в основу которого положены следующие основные принципы, позволяющие выстроить логику исследования: систематизация элементов консолидированных финансовых ресурсов; выявление внутреннего содержания консолидированных финансовых ресурсов; сегментирование финансовых отношений и финансовых потоков; многомерность; обеспечение баланса интересов; целевое использование финансовых ресурсов; обеспечение условий для эффективного использования финансовых ресурсов. Реализация этих принципов позволяет создать систему отношений, обеспечивающую не только целесообразность и своевременность использования средств, но и уровень окупаемости и результативности проектов, создаваемых за счет консолидированных финансовых ресурсов.
-
Дана оценка практики регулирования бюджетных финансово-ресурсных потоков и обоснованы предложения по оптимизации бюджетных параметров, в частности, определен оптимальный уровень консолидации денежных ресурсов в госбюджете в общем объеме ВВП и интегрирующая роль федерального бюджета в консолидации финансовых ресурсов; осуществлена ситуационная оценка преобразования Стабилизационного фонда и вычленения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для реализации финансовой политики содействия экономическому росту страны.
-
В целях совершенствования социального бюджетирования, обеспечивающего выбор приоритетов бюджетной политики, прозрачность, подотчетность и результативность бюджетных расходов, обоснованы предложения по повышению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации путем создания высокоэффективной системы целевых и местных налогов; совершенствования методики распределения межбюджетных трансфертов, направленной на повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении темпов поступлений доходов в бюджеты всех уровней; формирования системы институтов обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, по безработице); усиления социальной направленности и прозрачности бюджета за счет обеспечения возможности аргументированной социальной (по группам населения) экспертизы расходной части бюджета и использования показателей социальной классификации этих расходов.
- Выявлены основные противоречия в функционировании действующего распределительного механизма, обусловленные ограниченностью федеральных бюджетных ресурсов и потребностью наращивания государственной координации развития регионального сегмента финансовых ресурсов; доказана необходимость повышения роли и значения межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение налогового потенциала субъектов Федерации; определены направления достижения оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для консолидации финансового потенциала субъектов Федерации и муниципальных образований;
- Выявлены особенности взаимодействия государства и бизнеса в России в части консолидации финансовых ресурсов для решения социально-значимых задач, которые проявляются в отсутствии отлаженной государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для включения предпринимателей в такие проекты. Проведена оценка степени использования современных механизмов реализации процесса консолидации финансов государства и корпоративных структур, которые базируются на согласовании участниками отношений действий по осуществлению вложений бизнеса в государственные или совместные программы развития инвестиционной или социальной среды.
- Доказано, что современное состояние инвестиционно-ресурсной базы корпоративного сектора показывает наличие значительных резервов для его развития, в то время как мобилизация имеющихся резервов и вовлечение их в инвестиционный оборот требует со стороны государства формирования соответствующей инвестиционной стратегии, учитывающей его ориентацию на инновационное развитие и создание благоприятных условий для активизации потока инвестиций. Предложены направления совершенствования политики взаимоотношений между государством и бизнесом по консолидации финансовых ресурсов, ориентирующие компании на активизацию их участия в решении социально-экономических задач.
2.Джумов А.М. Трансформация рынка капитала в экономике России. М.: Издательский дом "Журналист", 2006. – 210 с. (13 п.л.).
3.Джумов А.М. Консолидация корпоративных финансовых ресурсов и их роль в активизации экономического роста.
М.: Научтехлитиздат, 2006. - 97 с. (4.5 п.л.).
4.Джумов А.М., Цветков В.А. Государственная собственность и эффективность в экономике. // Экономист, 2007.- № 4. – С. 3 - 10. (0,8/0,4 п.л.).
5.Джумов А.М., Цветков В.А., Мусаев Э.Т., Зоидов К.Х. Состояние российской промышленности в разрезе общемировых тенденций развития. // Промышленная политика в РФ, 2007. - № 4 - С. 2 - 8. (0,7/0,3 п.л.).
6.Джумов А.М. Концептуальные основы становления планово – рыночной системы хозяйствования в экономике России. //Обозреватель, 2006. - № 11. - С. 3 – 9. (0,6 п.л.).
7.Джумов А.М. Формирование рынка капитала в национальной экономике. // Обозреватель, 2006. - № 5. - С. 10 – 14. (0,7п.л.).
8.Джумов А.М., Котова В.А. Инвестиционные модели на мировых рынках капитала. // Обозреватель, 2005. - № 12. – С. 18 – 20. (0,1/02 п.л.).
9.Джумов А.М. Финансово-ресурсный аспект обеспечения экономической безопасности. // Экономические науки, 2007. - № 7 – С. 4 – 16. (0,9п.л.).
10.Джумов А.М. Тенденции институциональной структуризации консолидированных финансовых ресурсов страны.// Экономические науки, 2007. - № 8. С. 13- 23. (0,8 п.л.).
11.Джумов А.М. Золотой запас России. // ЭКО. 2007. - № 8. С. 8 – 13. (0,4 п.л.).
12.Джумов А.М. Современные тенденции консолидации финансовых ресурсов региональных сегментов экономики. // Федерализм. 2007. - № 8. С. 11 – 18. (0,5 п.л.).
13.Джумов А.М. Консолидация финансовых ресурсов в аспекте обеспечения национальных интересов России. // Вестник Института экономики РАН, 2007.- № 3. С. 4 – 15. (0,6 п.л.).
14. Джумов А.М., Мальцева И.Г. Оценка тенденции платежного баланса с позиции экономической безопасности страны. // Вестник Института экономики РАН, 2007. - № 3. С. 7 – 12. (1,0/0,5 п.л.).
15.Джумов А.М. Инвестиционный рынок России: проблемы и перспективы // Белорусский фондовый рынок, 2001. - № 7. С. 6 – 9. ( 0,5 п.л.).
16.Джумов А.М. Методологические подходы к анализу финансового состояния и хозяйственного механизма предприятия // Белорусский фондовый рынок, 2001. - № 8. С. 4 – 8. (0,6 п.л.).
17.Джумов А.М. Инфраструктура единого рынка ценных бумаг Союзного государства. Концепция создания и функционирования // Белорусский фондовый рынок, 2002. - № 07. С. 2 – 4. (0,3 п.л.).
18.Джумов А.М. Формирование и становление финансовых рынков в национальной экономике // Белорусский фондовый рынок, 2002. -№ 11. С. 15 – 18. (0,5 п.л.).
19.Джумов А.М. Формирование инвестиционной среды и осуществление финансовых инвестиций в Республике Беларусь и Российской Федерации // Белорусский фондовый рынок, 2002. – № 12. С. 7 – 16 (1,0 п.л.).
20.Джумов А.М. Макроэкономические факторы формирования интегрируемых рынков ценных бумаг Беларуси и России // Белорусский фондовый рынок, 2003. - № 2. С. 6 – 14. (0,8 п.л.).
21.Джумов А.М., Котова В.А. Портфельные инвестиции: экономическая природа и генезис // Белорусский фондовый рынок, 2003. - № 5. С. 4 – 12. (0,8/0,4 п.л.).
22.Джумов А.М. Портфельные инвестиции: в странах с «возникающими рынками» капитала // Вестник ассоциации белорусских банков, 2003. - № 22. С. 12 – 14. (0,6 п.л.).
23.Джумов А.М. Портфельные инвестиции в системе финансовых отношений развивающихся рынков (на примере интеграции России и Беларуси) // Современные проблемы науки, 2005.- № 6. С. 13 – 16. (0,7 п.л.).
24.Джумов А.М. Накопление капитала в российской экономике // Обозреватель, 2006. - № 12. С. 4 – 7. (0,7 п.л.).
25.Джумов А.М. Рынок капитала национальной экономике // Обозреватель, 2007. - № 1. С. 5 – 8. (0,7 п.л.).
26.Джумов А.М. Основные тенденции развития региональных сегментов консолидированных финансовых ресурсов. М.: Экономические стратегии , 2007. - 75 с. (3,2 п.л.).
27.Джумов А.М. Методика построения финансовых механизмов, обеспечивающих движение и перераспределение финансовых ресурсов в основных сферах экономики. М.: Методика, 2006. – 48 с. (2,5 п.л.).
28.Джумов А.М. Методические рекомендации по ориентации финансовых предпринимательского сектора на наращивание инвестиционного потенциала экономики// Экономические стратегии, 2007. - № 7. С. 4 – 25. (1,5 п.л.).