- Раскрыта специфика современного рынка жилищно-коммунальных услуг, финансовых отношений в ЖКХ, в том числе:-дана системная характеристика жилищно-коммунальных услуг (работ) как объекта рыночных отношений и отношений финансового обеспечения ЖКХ, представляющих собой деятельность, имеющую и/или не имеющую материального воплощения, основанную на взаимодействии производителей и потребителей услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, реализации холодного и горячего водоснабжения, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению в рамках управления многоквартирным домом;-обосновано отнесение жилищных услуг к категории смешанного клубного блага и коммунальных услуг - к категории смешанного специфического блага, что предложено учитывать при для разработке методологии и финансовых механизмов государственного регулирования, развития рыночных и финансовых отношений в исследуемой сфере;-определен субъектный состав рынка жилищно-коммунальных услуг и финансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере: органы публичной власти, потребители, управляющие субъекты, жилищные и ресурсоснабжающие организации, финансовые посредники.
- Систематизированы, дополнены, уточнены и сведены в единый комплекс теоретические и организационно-методологические основы финансов жилищно-коммунальной сферы:-раскрыто содержание понятия финансов ЖКХ как совокупности денежных отношений, связанных с движением финансовых ресурсов в публично-правовой и частноправовой формах, с формированием и использованием на этой основе доходов управляющих субъектов отрасли для обеспечения бесперебойного обслуживания многоквартирных домов, включая предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;-разработаны в комплексе организационные основы функционирования финансовых отношений в ЖКХ с учетом его отраслевой, организационно-правовой и социально-экономической специфики;-предложена развернутая схема финансовых потоков в ЖКХ с учетом особенностей построения договорных отношений на современном этапе;-для целей повышения эффективности управления финансовыми потоками в жилищно-коммунальной сфере разработаны и предложены к внедрению на региональном уровне методологические подходы формирования отраслевого бюджета ЖКХ, включающего в себя всю совокупность средств, аккумулируемых и перераспределяемых в отрасли;-выделены и классифицированы организационно-финансовые риски управляющего субъекта в ЖКХ, возникающие при взаимодействии с жильцами (собственниками и нанимателями жилья), с органами местного самоуправления и с ресурсоснабжающими организациями; даны рекомендации по их минимизации и/или нейтрализации.
- Разработаны методологические основы финансовой политики и финансового механизма ЖКХ, в частности:-раскрыта сущность финансовой политики в жилищно-коммунальной сфере как совокупности стратегических и тактических мер и действий государства и организаций по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для бесперебойного и качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; определены приоритетные направления финансовой политики дальнейшего развития ЖКХ России;-дана развернутая характеристика финансового механизма ЖКХ как системы форм, методов и инструментов аккумуляции финансовых ресурсов и финансирования расходов на предоставление жилищно-коммунальных услуг, определены поэлементная структура финансового механизма ЖКХ, методологические и методические подходы к использованию его элементов в целях управления финансовыми потоками отрасли;-на основе ценностного подхода получил развитие "регулируемый ценностный подход" к формированию цен и тарифов в исследуемой отрасли, обеспечивающий переход от финансирования затрат предприятий и организаций ЖКХ к приобретению качественной жилищно-коммунальной услуги;-сформулированы основополагающие принципы тарифной политики (своевременности и полноты бюджетного финансирования, оптимизации интересов, последовательности и прогнозируемости изменения тарифов, открытости, объективности) и предложены методические подходы к формированию тарифов в коммунальной сфере, предполагающие фиксирование в структуре тарифа порога рентабельности;
- Разработаны основы и приоритеты стратегии финансового оздоровления и развития жилищно-коммунального комплекса, а также рыночно-ориентированные механизмы ее реализации, в частности:-выявлены и систематизированы проблемы реализации реформы ЖКХ и определены пути их устранения;-разработан механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального комплекса с учетом компетенций различных уровней власти, включающий в себя финансовое обеспечение в виде финансирования, кредитования и инвестирования, а также финансового регулирования в рамках тарифной политики и налогообложения;-применительно к ЖКХ конкретизировано содержание понятия стратегии финансового оздоровления, как комплекса мер по укреплению финансового состояния организаций отрасли путем восстановления их утраченной платежеспособности и поддержания ее на должном уровне на основе повышения эффективности государственного регулирования и бюджетного финансирования, привлечения частных инвестиций для полноценного финансового обеспечения управления многоквартирными домами и предоставления высококачественных жилищно-коммунальных услуг;-определены приоритеты финансового оздоровления муниципальных предприятий ЖКХ: обеспечение полноты и своевременности бюджетного финансирования; прекращение бюджетного дотирования муниципальных предприятий; сокращение дебиторско-кредиторской задолженности муниципальных предприятий путем проведения ее полномасштабной инвентаризации и реструктуризации; стимулирование повышения инвестиционной привлекательности отрасли путем изменения формы собственности ее предприятий; создание адекватной финансово-правовой среды для взаимодействия власти и бизнеса в коммунальном секторе; создание условий для внедрения на практике методов жилищного финансового менеджмента на основе пообъектного учета расходов и рационального ресурсопотребления;-с учетом зарубежного опыта предложены методологические подходы к привлечению частных инвестиций в коммунальное хозяйство через модель эффективного взаимодействия бизнеса и власти, учитывающей возможности аренды, концессий и приватизации;-в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения эффективности функционирования государственно-частных партнерств предложены альтернативные варианты применения НДС и налога на прибыль, а именно: рекомендовано освобождение инвестора от уплаты НДС на срок осуществления концессионного соглашения, по налогу на прибыль - предусмотреть налоговые каникулы для концессионера на первые 5 лет;-разработана и предложена к внедрению на региональном (муниципальном) уровне эффективная, рыночно-ориентированная система финансирования, кредитования и инвестиций в развитие ЖКХ с участием органов власти, расчетно-кассовых центров, коммерческих банков и гарантийного фонда ЖКХ.
- Разработаны методологические и методические подходы, механизмы и приемы, направленные на создание условий реализации финансовой политики развития ЖКХ, в частности:-предложены методологические подходы к определению платы за найм жилого помещения с учетом ее дифференциации по категориям зданий, основанные на использовании показателей инвентаризационной стоимости имущества, амортизационных отчислений на реконструкцию и строительство жилищного фонда, арендной платы для нежилых муниципальных помещений;-разработаны алгоритм и методика расчета стоимости обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и на этой основе предложены и рекомендованы к использованию методические подходы (ресурсный, аналогов, индексации) к формированию цен на жилищные услуги;-определены и систематизированы источники финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, разработаны методические подходы и приемы по организации его финансирования.
1. Каменева Е.А., Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяй-ства. - М.: Ось-89, 2003. - 12,0 п.л.
2. Каменева Е.А. Международные финансы: Учеб. пособие. - Саратов: Из-дат. центр СГСЭУ, 2005. - 5,1 п.л.
3. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2006. 348 стр.-13,0 п.л.
4. Каменева Е.А. Проблемы реформирования и перспективы развития ЖКХ: I, II часть /Информационно-аналитический материал по программе профессиональной переподготовки "Экономические основы организации местного самоуправления". - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006.-3,6 п.л.
5. Каменева Е.А. Финансовая политика оздоровления жилищно-комму-нального хозяйства - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2007.-10,0 п.л.
6. Каменева Е.А. Методология финансового обеспечения жилищно-комму¬нального комплекса России. - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008.-12,0 п.л.
Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:
7. Каменева Е.А. Финансовое обеспечение реформы ЖКХ: привлечение инвестиций в сферу жилищных услуг//Вестник СГСЭУ. №8. 2004. - 0,6 п.л.
8. Каменева Е.А., Шейкин С.В. Анализ финансовых рисков субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами//Законодательство. №6. 2006. - 0,7 п.л.
9. Каменева Е.А. Методология анализа финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве//Вестник СГСЭУ. №2 (21). 2008. - 0,4 п.л.
10. Каменева Е.А. Приоритеты и резервы финансового оздоровления государственных (муниципальных) предприятий жилищно-коммунального комплекса//Регионология. №2 (63). 2008. - 0,3 п.л.
11. Каменева Е.А. Финансовое обеспечение реализации жилищно-коммунальных услуг: методические подходы// Вестник СГСЭУ. №3 (22). 2008. -0,4 п.л.
12. Каменева Е.А. Управляющая организация как субъект финансовых от-ношений в жилищно-коммунальной сфере//Российское предпринимательство. №9. 2008. - 0,4 п.л.
13. Каменева Е.А.Сущность финансового оздоровления и механизм его реализации в жилищно-коммунальном хозяйстве//Известия УрГЭУ. №1 (20). 2008.- 0,5 п.л.
14. Каменева Е.А. Механизм государственной финансовой поддержки жи-лищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты//Финансы и кредит №37(325). Октябрь. 2008. - 0,6 п.л.
15. Каменева Е.А. Механизмы привлечения инвестиций в коммунальную сферу: государственно-частные партнерства//Регионология. №1 (66). 2009. - 0,6 п.л.
Статьи и тезисы докладов в других изданиях:
16. Каменева Е.А. Особенности формирования рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг//Электронный Internet-журнал "Поволжский гуманитарный журнал" (http://www.ssea.runnet.ru/journal.htm), Вып. 1. 2000.-1,3 п.л.
17. Каменева Е.А. Перспективы и основные направления реформирования финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства / В сб.: "Финансо-вые проблемы российской экономики" - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2000.-0,8 п.л.
18. Каменева Е.А. Финансовый контроль доходов и расходов в системе ЖКХ и направления повышения его эффективности / В сб.: "Финансовые проблемы переходной экономики" - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2001.-0,8 п.л.
19. Каменева Е.А. Территориальное общественное самоуправление как форма контроля жилищно-коммунального хозяйства / В сб.: "Саратовская область на пороге XXI века: состояние и перспективы развития". Тез. докладов научно-практической конференции. Ч. 2.- Саратов: СГСЭУ, 2001.-0,1 п.л.
20. Каменева Е.А. Формирование тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве / В сб.: "Финансы в переходной экономике" - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2002.-1,2 п.л.
21. Каменева Е.А. Финансовая глобализация: противоречия и перспективы /В сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции "Процессы глобализации современной экономики" (TEMPUS/TACIS). - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2003.-0,5 п.л.
22. Каменева Е.А. Финансы жилищно-коммунальной сферы: пути выхода из кризиса//В сб. науч. трудов по итогам НИР, Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2003.-0,3 п.л.
23. Каменева Е.А. Недобросовестная практика на рынке ценных бумаг: манипулирование ценами и инсайдерская торговля/В сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции "Финансовый механизм и его правовое регулирование". - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2003.-0,5 п.л.
24. Каменева Е.А. Финансовый контроль в сфере жилищно-коммунальных услуг//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. №1. 2004.-0,6 п.л.
25. Каменева Е.А. Стабильность мировой финансовой системы: финансо-вые бумы и политика центральных банков/В сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции "Состояние международных отношений и роль России в развитии мировой экономики" (TEMPUS/TACIS). - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004.-0,6 п.л.
26. Каменева Е.А. Efficiency of Housing-Municipal Reform in Russia: Bringing Inhabitants into a Process and Cooperation with Local Authorities//Acta oeconomica et informatica: Slovenska polnohospodarska univerzita v Nitre, 2005, ISSN 1335-2571-0,5 п.л.
27. Каменева Е.А. Авторская рубрика "Бизнес и ЖКХ"//Качество жизни.-№7-15. 2005.-3,0 п.л.
28. Каменева Е.А. Мой ДОМ/Рекомендовано Министерством строитель-ства и ЖКХ Саратовской области и СГТПП.Саратов: РА "Софит", 2005.-1,7 п.л.
29. Каменева Е.А. Малый и средний бизнес в сфере жилищных услуг: руководство к действию/Рекомендовано Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области и СГТПП. Саратов: РА "Софит", 2005.-1,5 п.л.
30. Каменева Е.А. Пути совершенствования финансовых отношений в ЖКХ Саратовской области/В сб.: Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом: Материалы международной научно-практической конференции/Под. общ. ред. С.А. Жданова. - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006.-0,2 п.л.
31. Каменева Е.А., Шейкин С.В. Управляющая компания в жилищной сфере: правовые, экономические и финансовые аспекты//Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. №6. Ноябрь-декабрь.2006.-0,6 п.л.
32. Каменева Е.А., Шейкин С.В. Развитие государственно-частных парт-нерств в коммунальной сфере/В сб.: Инновационное развитие - основа повышения конкурентоспособности региона: Материалы научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во ТПП СО, 2006.-0,5 п.л.
33. Каменева Е.А. К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья//Жилищное право. №8. 2006.-0,5 п.л.
34. Каменева Е.А. Герасимова В.В., Пазына О.Е Три способа управления - Саратов: РА "Софит", 2005.-2,0 п.л.
35. Каменева Е.А. Чернышова М.А., Хвостов В.С., Пазына О.Е. Способ управления: управляющая организация. - Саратов: РА "Софит", 2006.-3,0 п.л.
36. Каменева Е.А. Проблемы бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства/В сб.: Методологическое, методическое и нормативно-правовое обеспечение совершенствования бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях в условиях реформирования бюджетной сферы РФ: Материалы круглого стола. - Волгоград: Волгоградское
научное издательство, 2006.-0,7 п.л.
37. Каменева Е.А. Оценка эффективности работы управляющих субъектов в жилищно-коммунальной сфере/В сб. науч. трудов по итогам работы Круглого стола "Экономико-правовые проблемы реформирования ЖКХ". - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007.-0,3 п.л.
38. Каменева Е.А. Методы финансового оздоровления жилищно-коммунального комплекса на современном этапе/В сб. науч. трудов по итогам НИР, Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008.-0,3 п.л.
39. Каменева Е.А Финансовая политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства/В сб. науч. трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции "Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права". - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2008.-0,3 п.л.
40. Каменева Е.А. Система управления инвестициями и содействия финан-совому развитию жилищно-коммунальной сферы/В сб. науч. трудов: Вып. 2: "Финансовый механизм экономического роста России". - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008.-0,7 п.л.
41. Каменева Е.А. Организационные основы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах/ В сб. науч. трудов "Экономика и управление предприятием: методы, модели, технологии". - Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008.-0,5 п.л.