- Показано, что в потребительском поведении реализуется многоуровневая система потребительских отношений, субъект которых функционирует одновременно на нескольких уровнях: на элементарном уровне - как индивид с определенными потребностями, установками, системой ценностей; на микроуровне - как домохозяйство, результирующее потребности, установки и т.д. членов семьи и осуществляющее экономическое взаимодействие с другими домохозяйствами, фирмами, государством; на мезо- и макроуровне - как «совокупный потребитель» региона и страны в целом; соответственно потребительское поведение на каждом из уровней получает специфические формы реализации.
- Обосновано, что базовым субъектом потребительского поведения, в рамках которого проявляется в конечном счете действие факторов всех уровней, является семейное домохозяйство. Показано, что все социально-экономические функции домохозяйства выступают подфункциями целевой функции (обеспечение материальных условий и организация воспроизводства человеческого потенциала семьи), которые реализуются в значительной мере посредством потребительской функции. Выявлено, что потребительское поведение домохозяйств в условиях трансформационной экономики модифицируется под влиянием их трансформационных и приобретающих определенную специфику традиционных функций. Обосновано, что реализация потребительской функции основной части российских семейных домохозяйств в современных условиях выступает механизмом выживания и адаптации.
- Выявлен механизм реализации потребительской функции через потребительское поведение. Показано, что потребительское поведение домохозяйства складывается в процессе реализации его потребительского потенциала, обусловленного материальными возможностями семьи и ее потребностями, которые в значительной степени определяются государственной социальной политикой, общеэкономической ситуацией. Деградация потребительского потенциала значительной части семейных домохозяйств и связанное с этим угнетение их потребительской функции, а через нее - и других функций нарушают воспроизводство человеческого потенциала семьи и общества в целом. Целевая функция семейного домохозяйства мутирует, вырождаясь в функцию выживания, что разрушает потенциал семьи и общества.
- Выделены тенденции изменения потребительского поведения домохозяйств, связанные с нарастанием дифференциации в потреблении на микроуровне на фоне благоприятных общих и средних показателей потребительского поведения на мезо- и макроуровне. Показано, что разноуровневые факторы потребительского поведения домохозяйства в современных условиях становятся факторами усиления его дифференциации, что в конечном счете отражается на социальной структуре общества. Доказано, что дифференциация потребительского поведения домохозяйств, наблюдаемая «во времени» (при анализе в динамике) и «в пространстве домохозяйств» (при сравнительном анализе их потребления в фиксированный момент) подчинена одним и тем же закономерностям.
- Обосновано, что селективный характер рыночных закономерностей обусловливает тот факт, что для основной массы населения выигрыш по ликвидации дефицита, связанный с трансформационными преобразованиями, не компенсирует проигрыша по доходам. В результате формируется специфическое социально-экономическое явление - «дефицит наоборот», когда в условиях формальной свободы потребительского выбора значительная часть домохозяйств в силу сжатия своего платежеспособного спроса не в состоянии реализовать свободу выбора и оказывается крайне ограничена в потреблении.
- Показано, что тенденции изменения потребительского поведения домохозяйств связаны с показателями развития экономики и общества в целом как прямыми, так и обратными связями. Обосновано, что, с одной стороны, расслоение потребителей - внешнее проявление глубинных социально-экономических процессов, результирующее выражение отношений, складывающихся в сфере собственности, распределения, социально-трудовых отношений. С другой стороны, тенденция усиления социальной дифференциации, проявляющейся в конечном счете в сфере потребительского поведения, выступает самостоятельным фактором, оказывающим угнетающее влияние на воспроизводство человеческого потенциала общества и развитие отечественного производства. Обосновано, что основным объектом государственного социального регулирования должна стать семья и ее материальная основа - потребительский потенциал домохозяйств.
1.Противоречия потребительского рынка и плановая цена. – М.: Наука, 1991.(7,0 п.л.).
2.Домохозяйство в системе субъектов потребительского поведения. – СПб: Недра, 2007. (11 п.л.).
3.Экономическое поведение потребителя: закономерности и особенности в условиях переходной экономики. – Уфа: Гилем, 2007. (12 п.л.).
Коллективные монографии, препринты:
1.Социальное развитие Башкирской АССР (в соавт., Махмутов А.Х и др.). Препринт научного доклада. – Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. 1,7 (0,5) п.л.
2.Как мы живем? (Опыт социологического исследования условий и уровня жизни населения Башкирии). (Разделы: «Семейная экономика», «Как живется горожанину в миллионном городе?» – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. 7,0 (1,4) п.л.
3.Уровень жизни населения Республики Башкортостан (в соавт., Махмутов А.Х и др.). Препринт научного доклада. – Уфа: РИО БАГСУ, 1994. 1,5 (0,4) п.л.
4.Как мы живем? Уровень и качество жизни в Республике Башкортостан (в соавт., Махмутов А.Х и др.). Препринт научного доклада. – Уфа: РИО БАГСУ, 1996. 1,7 (0,4) п.л.
5.Социальный фон экономических реформ в Республике Башкортостан. Коллективная монография. (Раздел «Качество жизни: объективные и субъективные оценки»). – Уфа: РИО БАГСУ, 1997. 8,6 (1,2) п.л.
6.Башкортостан – 2015: стратегия развития. Коллективная монография. (Раздел «Десятилетие рыночных реформ: основные итоги, современное состояние экономики» – Уфа: РИО БАГСУ, 2004. 27,0 (1,0) п.л.
7.Проблемы бедности в трансформационный период. Препринт научного доклада. (Раздел «Бедность: проявления в сфере потребления»). – Уфа: РИО БАГСУ, 2006. 17,0 (0,8) п.л.
8.Социальный фон трансформационных процессов в Республике Башкортостан. Препринт научного доклада. (Раздел «Качество жизни населения Республики Башкортостан»). – Уфа: Гилем, 2007. 6,7 (1,0) п.л.
9.Бедность в трансформационной экономике: корни, проявления, последствия. Коллективная монография. (Раздел «Бедность: проявления в сфере потребления») – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. 17,0 (0,8) п.л.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов:
1.Доходы населения и формирование спроса на товары народного потребления (в соавт., Кирюшкина С.В.) // Исследование условий и уровня жизни населения в регионе: сборник статей. – Уфа, 1989. 1,0 (0,5) п.л.
2.Соотношение спроса и предложения и проблема хозрасчета региона // Формирование хозрасчетных отношений а регионе: сборник научных трудов. – Уфа, 1990. 0,5 п.л.
3.Состояние экономики и качество жизни: проблемы взаимосвязи // Экономика и управление. 2000. №4. 0,5 п.л.
4.Экономическое поведение потребителя: мезоуровень // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2006. №5. 0,8 п.л.
5.Экономическое поведение потребителя: методологический аспект // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО. – М.: АТиСО, 2006. 0,8 п.л.
6.Социальная дифференциация населения: проявления в сфере потребления // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №6. 1,0 п.л.
7.Экономическое поведение потребителя: институциональный аспект // Экономические науки, 2007, №7. 0,5 п.л.
8.Экономическое поведение потребителя: многоуровневый подход к анализу //Проблемы современной экономики, 2007, №3. 0,5 п.л.
9. К методологии анализа экономического поведения потребителя // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика, 2007, №6. 0,5 п.л.
10.Дифференциация потребительского поведения и развитие экономики: проблемы взаимосвязи // Финансы и кредит. 2007, №45. 0,8 п.л.
11.Домохозяйство в системе воспроизводства человеческого потенциала общества // Инновации и инвестиции. 2008, №1. 1,0 п.л.
12.Воспроизводство человеческого потенциала общества: экономические функции семьи //Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008, №2. 0,6 п.л.
13.Домохозяйства: особенности потребительского поведения в трансформационной экономике России // Вестник Института экономики РАН. 2008, №3. 1,0 п.л.