по специальности «Региональная экономика
- В связи с переносом центра тяжести реформ на уровень субъектов РФ существенно возрастает значение наиболее полного использования возможностей саморегулирования и саморазвития региональных экономик, представляющих собой многоэлементные и многофункциональные системы, для которых все более актуальным становится регулирование внутрирегиональных связей. Ориентация на устойчивое развитие предопределяет усиление роли территориальных финансов как инструмента и объекта управления и требует разработки эффективного институционально-рыночного механизма регулирования экономики на основе формирования и согласования интересов экономических субъектов.
- Трансформационный потенциал региональной социально-экономической системы заключается в новом концептуальном видении системы управления территориальными финансами на основе потокового подхода, регулирующей не только процессы распределения, но и формирования источников финансовых средств и обусловленных ими экономических результатов. Этот подход, таким образом, делает акцент в управлении на выполнении функций регламентации (формирования норм, обычаев, традиций, предписывающих поведение управляемых субъектов) и стимулирования (инвестиций и инноваций, социальной ответственности корпораций и др.), а также обосновывает переход к «управлению по результатам».
- Качественно новые пути управления экономикой и социальной сферой региона требуют совершенствования методологии финансового планирования и прогнозирования на принципах эффективного и ответственного управления общественными финансами. Методика прогнозирования при этом должна сочетать генетический и целевой подходы, с обязательным представлением альтернативных вариантов развития, отличающихся по степени и характеру влияния управляющих воздействий, а также согласования и взаимосвязи плановых документов на различных этапах их разработки и реализации.
- Совершенствование технологии бюджетного управления территориями на принципах прозрачности, устойчивости бюджетов, ориентации на результаты и других требует адекватных мер, чтобы не только приспособить бюджетный процесс к местным условиям, на и адаптировать компоненты социально-экономической системы к происходящим изменениям. Наиболее серьезными проблемами в управлении территорией являются: недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами, разнонаправленность интересов всех участников финансовых отношений, неразвитость институтов гражданского общества и местного самоуправления, неформальные социальные нормы, принятые в обществе. В связи с этим бюджетный процесс должен базироваться на согласовании интересов всех участников бюджетных отношений путем организации контроля со стороны общества на всех этапах бюджетного процесса, а также жесткого соответствия компетенций каждого уровня бюджетной системы расходным полномочиям при расширении функций управления, реализуемых на муниципальном и региональном уровнях. Целевая направленность налогового менеджмента на стимулирование инвестиций вызывает необходимость регулирования условий налогообложения по региональным налогам; эффективного распределения налогов по уровням бюджетной системы; участия совместно с налоговыми органами в мероприятиях налогового контроля.
- Анализ проблем регионального развития с применением когнитивного моделирования позволяет сделать вывод, что центральное место в их причинной обусловленности имеют гносеологические и практические, связанные с неопределенностью желаемого состояния системы, недостаточностью знаний о проблеме, несогласованностью интересов и целей экономических субъектов. В связи с этим основными принципами управления финансами становятся: качественная определенность параметров управления; согласование целей подсистем; полнота охвата процессов формирования, распределения, использования финансовых ресурсов; адекватное инфраструктурное обеспечение; синхронность и пропорциональность финансовых потоков.
- Результативность стратегического управления может оцениваться по степени приближения траектории региональной социально-экономической системы к выбранному магистральному пути развития. Предложенная в работе модель экономического роста позволяет определить необходимый уровень накопления (при условии сбалансированности накоплений и инвестиционного спроса) и расчетную продолжительность переходного периода при условии максимизации удельного потребления в долгосрочном аспекте.
по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит»
- Системная характеристика региональных финансов позволяет применить различные уровни системного подхода в их онтологическом, гносеологическом и праксиологическом аспектах. В управлении финансами должна применяться распределительная концепция, в соответствии с которой финансы как экономическая категория выражают движение стоимости в денежной форме на стадии распределения, в результате которого происходит ее отчуждение или целевое обособление каждой ее составляющей. Эта концепция позволяет представить управление территориальными финансами как деятельность региональных органов власти по регулированию финансовых отношений экономических субъектов. Новая парадигма развития, исходя из необходимости трансформации концептуальных основ и форм регулирования финансовых отношений, требует комплексного представления финансовой системы региона как объекта управления с выделением следующих структурных компонентов: субъектов финансовых отношений; процессов распределения финансовых средств, вещественных и аксиологических элементов. Характеристики процессов распределения финансовых средств и вещественных элементов объединяются в понятие финансовых потоков, что и позволяет выделить их как обобщающий объект государственного управления в финансовой системе.
- Финансовые потоки, выступая объектом государственного управления, рассматриваются как динамическая характеристика движения финансовых ресурсов - денежных доходов и поступлений, используемых на цели воспроизводства, материальное стимулирование и удовлетворение других потребностей, и могут быть представлены как ресурсные (связанные с формированием источников фондов денежных средств), процессные (определяющие процессы перераспределения финансовых средств), результативные (связанные с использованием конечных денежных доходов). Такое подразделение позволяет рассматривать управление финансами как деятельность государственных органов власти по регулированию отношений экономических субъектов в процессе создания источников финансовых средств, их перераспределения и конечного использования. При определении концепции финансов следует исходить из их основных характеристик, связанных с осознанием центрального места предпринимательского сектора в экономической системе, многоаспектностью финансовых ресурсов как результата и цели деятельности субъекта; действенностью финансового механизма регулирования экономики.
- Сложность, нелинейность, неравновесность и другие свойства региональной финансовой системы обусловливают необходимость применения технологии управления изменениями, которая должна реализовываться в соответствии с принципами ориентации на результат, скользящего бюджетного планирования, контроля текущей ситуации и своевременных корректировок плановых документов, применения системы взаимоувязанных краткосрочных финансовых планов. В процессе регулирования финансовых потоков важным становится выбор критерия, характеризующего целевую направленность функционирования финансовой системы. В условиях кризисной экономики им должен стать рост региональных инвестиций и доходов населения.
1. Бескоровайная, Н.С. Институционально-рыночный механизм государственного управления финансами региона: монография. / Н.С. Бескоровайная. – Ставрополь: Мир данных, 2007 (16,1 п.л.)
2. Бескоровайная, Н.С. Механизмы регулирования экономики: региональный аспект: монография. / Н.С. Бескоровайная. – Ставрополь: Диамант, 2005 (8,8 п.л.)
3. Бескоровайная Н.С. Развитие финансовой инфраструктуры региона как необходимое условие экономического роста: монография. – Кн. 8 / Н.С. Бескоровайная; под общей ред. О.И. Кирикова. // Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. – Воронеж: ВГПУ, 2006 (1,1 п.л.)
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК
1. Бескоровайная, Н.С. К вопросу оптимизации финансовых потоков региона / Н.С. Бескоровайная. // Региональная экономика. – 2007. – № 1 (0,4 п.л.)
2. Кузьменко, В.В. Перспективы реализации социальной функции налогов / В.В. Кузьменко, Н.С. Бескоровайная, И.Л. Таран. // Финансы и кредит. – 2007. – № 9 (0,4 / 0,15 п.л.)
3. Бескоровайная, Н.С. Методология системного подхода к исследованию финансовой системы региона. / Н.С. Бескоровайная. // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 5 (0,6 п.л.)
4. Бескоровайная, Н.С. Финансовые потоки в системе управления региональной экономикой. / Н.С. Бескоровайная. // Финансы и кредит. – 2006. - № 10 (0,6 п.л.)
5. Бескоровайная, Н.С. Распределительные отношения в предпринимательском секторе экономики: проблемы и пути совершенствования. / Н.С. Бескоровайная. // Российское предпринимательство. – 2006. – № 3 (0,4 п.л.)
6. Бескоровайная, Н.С. Управление финансовыми потоками региона. / Н.С. Бескоровайная. // Современное управление. – 2006. – № 3 (0,7 п.л.)
7. Бескоровайная Н.С. Управление финансовыми отношениями в реальном секторе экономики. / Н.С. Бескоровайная. // Финансы и кредит. – 2006. - № 9 (0,5 п.л.)
8. Бескоровайная, Н.С. Государственное антикризисное управление региональной экономикой. / Н.С. Бескоровайная. // Современное управление. – 2006. – № 3 (0,5 п.л.)
9. Бескоровайная, Н.С. Интерпретация функций управления финансовыми ресурсами территории. / Н.С. Бескоровайная. // Финансы и кредит. – 2006. – № 4 (0,4 п.л.)
Научные статьи
10. Бескоровайная, Н.С. Механизм стимулирования инвестиций в регионе. / Н.С. Бескоровайная. // Экономика России: XXI век: межд. сб. трудов. / Под общей ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ. – 2008. – Вып. 11. (0,8 п.л.).
11. Бескоровайная, Н.С. Факторы, определяющие эффективность бюджетной политики субфедерального уровня. / Н.С. Бескоровайная; // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС-СИБПРИНТ. – 2008. – Вып. 3. (0,9 п.л.)
12. Кузьменко, В.В. Влияние условий налогообложения на инвестиционные процессы / В.В. Кузьменко, Н.С. Бескоровайная. // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы первой всероссийской научно-практической заочной конференции с международным участием. / Уфимский гос. авиационный техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ. – 2007 (0,4 / 0,15 п.л.)
13. Бескоровайная, Н.С. Роль финансов в развитии региональной экономики / Н.С. Бескоровайная. // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2007. – № 5 (0,3 п.л.).
14. Бескоровайная, Н.С. Теоретические основы представления финансовых потоков региона как объекта управления. / Н.С. Бескоровайная. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 2006. – № 2 (0,5 п.л.)
15. Бескоровайная, Н.С. Государственное регулирование финансовых отношений в реальном секторе экономики. / Н.С. Бескоровайная. // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: труды 7-й международной научно-практической конференции. / Санкт-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб.: Изд-во гос. политехн. ун-та. – 2006 (0,3 п.л.).
16. Бескоровайная, Н.С. Современные проблемы антикризисного управления в системе региональной экономики. / Н.С. Бескоровайная. // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2006 (0,5 п.л.)
17. Бескоровайная, Н.С. Методологические подходы к управлению финансовыми потоками региона. / Н.С. Бескоровайная. // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2006 (0,4 п.л.)
18. Бескоровайная Н.С. Стратегия управления бюджетными потоками региона. / Н.С. Бескоровайная. // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2005. – № 1 (0,3 п.л.)
19. Бескоровайная, Н.С. Методические основы формирования перспективного финансового плана региона. / Н.С. Бескоровайная. // Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2005. – №1 (0,3 п.л.)
20. Бескоровайная, Н.С. Критерии эффективности государственного управления финансами региона. / Н.С. Бескоровайная. // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: труды 6-й международной научно-практической конференции. / Санкт-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. – 2005 (0,3 п.л.).
21. Бескоровайная, Н.С. Эффективность управления бюджетными потоками региона. / Н.С. Бескоровайная. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов-на-Дону, РГУ, 2004. – Приложение 5. (0,7 п.л.).
22. Бескоровайная, Н.С. Основные направления государственного воздействия на финансовый механизм предприятий региона. / Н.С. Бескоровайная. // Альманах научных трудов. – Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та. – 2004. – Вып. 4 (12) (0,4 п.л.).
23. Бескоровайная, Н.С. Методические основы формирования сводного баланса финансовых ресурсов территории. / Н.С. Бескоровайная. // Альманах научных трудов.– Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та. – 2004. – Вып. 4 (12) (0,4 п.л.)
24. Бескоровайная, Н.С. Налоговый механизм стимулирования региональных инвестиций. / Н.С. Бескоровайная. // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: труды 6-й междунар. научно-практ. конференции. / Санкт-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб.: Нестор. – 2004 (0,5 п.л.)
25. Бескоровайная, Н.С. Стимулирование экономического роста региона методами налогового регулирования. / Н.С. Бескоровайная. // Вестник Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2004. – № 1(12) (0,7 п.л.)
26. Бескоровайная, Н.С. Механизм привлечения инвестиций в экономику региона. / Н.С. Бескоровайная. // Вестник Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. – Ставрополь, СевКавГТУ. – 2004. - № 1(12) (0,4 п.л.)
27. Бескоровайная, Н.С. Методические подходы к оценке налогово–бюджетного потенциала региона. / Н.С. Бескоровайная. // Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития: материалы международной научно-практической конференции. / Ивановский гос. ун-т. – Иваново: Изд-во «Ивановский ГУ». – 2004 (0,3 п.л.).
28. Бескоровайная, Н.С. Инвестиционная функция финансов домашних хозяйств в региональном воспроизводстве. / Н.С. Бескоровайная. // Вестник Северо-Кавказского гос. техн. ун-та. – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2003. – № 3 (11). (0,6 п.л.).
29. Бескоровайная, Н.С. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости регионального бюджета. / Н.С. Бескоровайная. // Финансово-экономические аспекты развития региона: сб. науч. тр. / Ставроп. ГСХА . – Ставрополь: СГСХА. – 2001 (0,5 п.л.)
30. Бескоровайная, Н.С. Приоритеты государственного регулирования регионального АПК. / Н.С. Бескоровайная. // Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество: материалы международного форума. / РАСХН, Агропром. союз России. – М.: ФГНУ «Росинформагротех». – 2000 (0,5 п.л.)
31. Бескоровайная, Н.С. Политика развития региона: концепция, цели, стратегия. / Н.С. Бескоровайная. // Аграрная реформа: современные тенденции, проблемы финансирования и кредитования: сб. науч. трудов. / Ставроп. ГСХА. – Ставрополь: СГСХА. – 2000 (0,3 п.л.).