- Управление экономикой региона региональными органами государственной власти происходит на основе разделения полномочий между федеральным центром и регионами. При этом в основе управленческих решений региональных органов государственной власти лежит нацеленность на создание дееспособного, эффективного регионального социоэкономического пространства. Представляется, что главным результатом деятельности исполнительных органов государственной власти региона необходимо считать достижение определенных социоэкономических результатов.
-
В работе выполнен анализ понятия «регион», существующего в различных науках, с учетом официально принятого в России подхода к регионам как субъектам Федерации. Это позволило автору сформировать новый подход к государственному делению в РФ, который подразумевает необходимость и возможность эффективного управления развитием экономики на основе кластеризации. В основу нового подхода к региональному делению в России должен быть положен принцип укрупнения субъектов Федерации, позволяющий как более эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы экономическим субъектам региона, так и более эффективно управлять экономическим развитием региональным органам государственной власти.
-
Изучение процессов становления и развития кластеров в зарубежных странах дало автору возможность определить границы применимости и возможности адаптации лучшего зарубежного опыта по государственному управлению процессом развития и формирования экономических кластеров.
-
Результаты выполненного в работе анализа развития экономики региона будут выступать отправной точкой для принятия управленческих решений в экономической сфере исполнительными органами государственной власти региона. Они позволяют диагностировать проблемы и «провалы», существующие в рыночной региональной экономике и требующие их корректировки региональным правительством.
-
Кластерной структуре экономики должна соответствовать адекватная ей модель системы государственного управления. Чтобы установить необходимые направления преобразований в экономике региона, необходимо проведение макроэкономического анализа региона. Это означает, что требуется изучение совокупности макропоказателей, характеризующих все составляющие экономики региона как социально-экономической подсистемы национальной экономики.
- Всесторонне обоснованная проведенными исследованиями и предложенная автором модель результативного государственного управления развитием экономики региона состоит из совокупности элементов
-
В работе на примере Пермского края представлены возможные варианты экономического развития региона, исходя из выявленных автором возможностей государственного управления экономикой региона.
-
Автором работы предложена методология планирования деятельности исполнительных органов государственной власти региона (ОГВ), основанная на индикативном стратегическом плане социально-экономического развития региона.
-
Исходным пунктом в методологии выделения кластеров является определение «ядра» кластера. В работе обосновано, что для выявления ядра кластера возможно использовать региональный индекс выявленных сравнительных преимуществ (ВСП). Обоснованный автором способ определения регионального индекса ВСП дает возможность выделить кластеры как на уровне высокой агрегации в соответствии с товарными группами, так и на уровне низкой агрегации в соответствии товарами.
1.Миролюбова Т.В. Перспективы включения России в мировую экономику // Вопросы теории и практики развития современной экономики / Под ред. д.э.н., проф. Ю.К.Перского. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1998. С. 299-314 (1 п.л.).
2.Миролюбова Т.В. Стимулирование экспорта на региональном уровне как направление повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики // Конкурентоспособность регионов: теоретико – прикладные аспекты / Под. ред. Перского Ю.К., доц., к.э.н. Н.Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003. С. 357-369 (0,9 п.л.).
3.Миролюбова Т.В. Особенности регионального экономического роста и макроэкономический анализ. Особенности привлечения иностранных инвестиций в регион. Сравнение Пермского края по основным экономическим индикаторам // Региональный экономический рост: тенденции и проблемы / Под ред. Т.В.Миролюбовой. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2006. С. 5-34, 54-60, 295-327 (4,7 п.л.).
4.Миролюбова Т.В., Корабельник О.В. Формирование оценки корпоративной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов региона. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. (13,96 п.л., авт. – 6 п.л.).
5.Миролюбова Т.В. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте федерации. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. (25 п.л.).
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК:
6.Миролюбова Т.В., Сапиро Е.С. Региональные особенности формирования сценариев экономического развития // Экономика региона. № 4(12)/2007. С. 59-67 (0,6 п.л., авт. – 0,5 п.л.).
7.Миролюбова Т.В., Сапиро Е.С. Источники риска регионального экономического роста // Экономика региона. № 1(13)/2008. С. 39-48 (0,6 п.л., авт. – 0,5 п.л.).
8.Миролюбова Т.В. Кластеры в региональной экономике // Экономика и управление собственностью. №4/2007. С. 29-35 (0,5 п.л.).
9.Миролюбова Т.В. Возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономика. Челябинск, №19(120)/2008. Выпуск 15. С. 89-97 (0,6 п.л.).
10.Миролюбова Т.В. Теоретико-методологические аспекты индикативного планирования социально-экономического развития на уровне субъекта федерации // Проблемы теории и практики управления. №8/2008. С. 30-40 (0,6 п.л.).
11.Миролюбова Т.В. Формирование новой модели управления субъектом федерации на региональном уровне: теоретико-методологический подход // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И.Вернадского. №3(13)/2008. С. 207-213 (0,4 п.л.).
12.Миролюбова Т.В. Методологические особенности разработки инвестиционной стратегии региона // Экономика и управление собственностью. №3/2008. С. 36-46 (0,6 п.л.).
13.Миролюбова Т.В. Идентификация границ кластера как исходный пункт реализации системы государственного регулирования экономики на региональном уровне // Вестник Томского государственного университета. № 314/2008. С. 141-147 (0,4 п.л.).
14.Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН Серия «Экономика». №3/2008. С. 73-78 (0,4 п.л.).
Статьи в научных журналах, сборниках научных работ:
15.Миролюбова Т.В. Экспортоориентированное развитие как фактор роста экономики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1999. С. 283-285 (0,2 п.л.).
16.Миролюбова Т.В. О стимулировании экспортной продукции в России (региональный аспект): сб. Пермь, 2000. С. 140-142 (0,2 п.л.).
17.Миролюбова Т.В. Об изменениях в правовом поле российского экспорта. Экономический анализ права: сб. Пермь, 2003. С. 177-183 (0,8 п.л.).
18.Миролюбова Т.В. Международная торговля в формате новой экономики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005. С. 176-184 (0,6 п.л.)
19.Миролюбова Т.В. Особенности экономического развития Пермского края //В сб. Концепция Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. С. 46-52 (0,4 п.л.).
20.Миролюбова Т.В., Мингалева Ж.А., Модорская Г.Г. Необходимость структурных изменений экономики региона как следствие усиления открытости экономики //В сб. Концепция Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. С. 87 – 106 (2,33 п.л., авт. – 1,5 п.л.).
21.Миролюбова Т.В., Молчанова Т.В. Оценка влияния вхождения России в ВТО на развитие отраслей промышленности региона // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. Пермь, 2006. Выпуск 5(5). С. 35-49 (0,93 п.л., авт. – 0,8).
22.Миролюбова Т.В. Региональные аспекты финансирования инновационной и инвестиционной деятельности: сб. Самара, 2006. С. 79-86 (0,4 п.л.).
23.Миролюбова Т.В. Взаимосвязь экспорта и регионального экономического развития // Фундаментальные исследования. №8/2006. С. 86-89 (0,2 п.л.).
24.Миролюбова Т.В. Определение сильных и слабых сторон экономического развития региона: сб. Тамбов, 2007. С. 35-40 (0,3 п.л.).
25.Миролюбова Т.В. Региональные аспекты инвестиционных процессов: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 190-195 (0,3 п.л.).
26.Миролюбова Т.В. Регион как объект научных исследований // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. Пермь, 2007. Выпуск 9(14). С. 5-11 (0,4 п.л.).
27.Миролюбова Т.В. Развитие частно-государственного партнерства как инструмент реализации региональной экономической политики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 43-51 (0,5 п.л.).
28.Миролюбова Т.В. Методологические особенности разработки Программы социально-экономического развития Пермского края: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. С. 55-66 (0,7 п.л.).
29.Миролюбова Т.В. Кластерная политика как современная форма региональной промышленной политики: сб. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. С. 203-214 (0,7 п.л.).
30.Миролюбова Т.В. Формирование модели социально-экономического развития региона: сб. Самара: Самарский гос. аэрокосмический ун-т, 2008. С. 55-60 (0,4 п.л.).
31.Миролюбова Т.В. Определение сравнительных преимуществ региона для целей государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Новосибирск: ЦРНС – Изд-во СИБПРИНТ, 2008. С. 155-160 (0,3 п.л.).
32.Миролюбова Т.В. Использование сравнительных и конкурентных преимуществ для государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Магнитогорск: МАГУ, 2008. С. 34-38 (0,3 п.л.).
33.Миролюбова Т.В. Эффективная экономическая политика региональных органов власти как основной элемент регионального развития: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 64-70 (0,5 п.л.).
34.Миролюбова Т.В. Возможности применения методов государственного регулирования экономики на региональном уровне: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 70-78 (0,6 п.л.).
35.Миролюбова Т.В., Миролюбов Ю.Ю. Особенности формирования системы государственной экономической политики региона: сб. Тамбов: Тамбовский гос. технич. ун-т, 2008. С. 78-90 (0,8 п.л., авт. – 0,6 п.л.).
36.Mirolyubova T.V., Mirolyubov Yu.Yu. ECONOMIC GROWTH STATE MANAGEMENT SPECIAL NATURE AT THE REGIONAL LEVEL // INTERNATIONAL JORNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH. № 3/2008. С.43-49 (0,63 п.л., авт. – 0,4 п.л.).
37.Mirolyubova T.V. THEORETIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF MACROECONOMIC ANALYSIS OF REGIONAL ECONOMY // INTERNATIONAL JORNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH. № 3/2008. С.49-57 (0,6 п.л.).
38.Drivdal A., Flynn D., Kichenko L., Mingaleva Zh., Mirolyubova T., Smith G. Constraints on industrial Restructuring in Russia: Six Case Studies. / London Business School – Russian School of Businessman. L.: 1997. iii – 144 p. (14,8 п.л., авт. – 2,8 п.л.).
39.Drivdal A., Flynn D., Kichenko L., Mingaleva Zh., Mirolyubova T., Smith G. In pursuit of industrial reform: Case studies of six Russian firms. / London Business School – Russian School of Businessman. L.: 1996. ii – 89 p. (9,2 п.л., авт. – 1,9 п.л.).