- дан системный анализ исходных условий рыночной трансформации в новых независимых республиках постсоветского пространства на ее разных этапах. Показано, что на начальном этапе трансформационного периода (первая половина 90-х годов) существовавшая в республиках ситуация не способствовала развитию, экономика была дезорганизована и не функционировала в качестве целостной взаимосвязанной структуры, и лишь во второй половине 90-х годов начали складываться объективные предпосылки для рыночной трансформации экономики Абхазии и Южной Осетии. Среди совокупности чрезвычайных факторов, влияющих на становление национальной экономики республик на современном этапе, выделены следующие: а) частичная экономическая блокада; б) ограниченные внешние связи; в) нехватка собственных финансовых и материальных ресурсов; г) высокая изношенность производственных фондов и инфраструктуры; д) необходимость восстановления национальной экономики и ее секторов в относительно короткие сроки; е) обременение экономики значительными финансовыми расходами на оборону и безопасность; ж) наличие высоких инвестиционных рисков; з) нерешенность вопросов собственности;
- предложен организационно-экономический механизм институциональных преобразований применительно к экстремальным условиям республик, направленный на формирование исходных условий целостной рыночной трансформации. Обоснована необходимость создания системы народнохозяйственного учета применительно к условиям республик. Предложена схема многосекторной модели измерения обобщающих макроэкономических показателей национальной экономики в форме системы республиканского счета. Показано, что процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности должен происходить при активном участии государства, что обеспечит: а) народнохозяйственные условия для устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности хозяйствующих субъектов и их конкурентоспособности, повышение эффективности управления государственной собственностью и осуществление реформ в государственном секторе экономики; б) осуществление структурных реформ в национальной экономике и на предприятиях в целях обеспечения их адекватности рыночным условиям хозяйствования;
- выявлены особенности применения научных основ государственного регулирования экономики применительно к чрезвычайным условиям указанных республик. Обоснована особая роль государства в реализации мобилизационных стратегических задач социально-экономического развития, рыночной трансформации и становления государственности. Определена субординация функций государства применительно к специфическим условиям республик. Показано, что в этих условиях государство должно использовать наряду с косвенными методами регулирования и прямые формы участия в хозяйственной деятельности в качестве собственника основных фондов, через механизмы государственного сектора и государственного предпринимательства;
- обоснована необходимость осуществления индикативного (рекомендательного) планирования в сочетании с директивным планированием деятельности предприятий государственной собственности в качестве комплексного метода государственного регулирования экономики республик. В этой связи показано, что государственные органы управления этих республик должны разумно сочетать индикативное планирование с элементами директивного планирования, направленного на мобилизацию всех имеющихся в республиках ресурсов для выполнения стратегических целей и задач их социально-экономического развития. Обосновано, что комплексное использование всех средств и методов государственного регулирования экономики, заложенных в индикативных планах, позволяет избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий в особых условиях;
- выявлен механизм сочетания индикативного плана и рыночных инструментов саморегулирования и предложена система эффективной организации и выполнения индикативных планов. Показано, что в условиях новых государств индикативное планирование должно базироваться на формировании системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития республик, обеспечивающей достижение на макроэкономическом уровне сочетания централизации информации с децентрализацией принятия хозяйственных решений непосредственными исполнителями. Показатели индикативного плана должны носить рекомендательный характер для предприятий частного сектора экономики и директивный характер - для предприятий государственного сектора. Обосновано, что организационные мероприятия, связанные с разработкой индикативных планов в республиках, заключаются в том, что эту разработку следует осуществлять «снизу» - предприятиями и организациями, отраслями, сельскими, поселковыми, городскими и районными администрациями, исходя из контрольных, ориентирующих показателей и заказов, формируемых республиканскими и муниципальными государственными органами управления;
- показана специфика использования денежно-кредитных и налогово-бюджетных методов государственного регулирования в национальной экономике новых независимых республик, связанная с ограниченностью собственных материальных и финансовых ресурсов, внешнеэкономических связей республик, с неразвитостью государственных институтов, в том числе - финансовой и банковской систем, и стратегической нацеленностью на интеграцию с российской экономикой и ее финансами. Обоснована необходимость трансформации налогово-бюджетной системы республик и предложен новый механизм налогообложения доходов национальных предпринимателей и субъектов внешнеэкономической деятельности, в части устранения двойного налогообложения, порядка формирования и распределения финансовых средств государственных внебюджетных социальных фондов;
- обоснована инвестиционная стратегия республик в условиях ограниченности финансовых ресурсов и разработана методика оценки эффективности инвестиционных проектов при многоканальных источниках их финансирования. Отмечено, что основным сдерживающим фактором в осуществлении иностранных капиталовложений в национальную экономику республик является то обстоятельство, что они рассматриваются иностранными инвесторами в качестве зоны рискового вложения капитала. Показано, что стратегическим направлением в осуществлении иностранной инвестиционной деятельности в республиках является создание благоприятного инвестиционного климата для российских инвестиций, модернизация национального производства через развитие системы совместного предпринимательства в различных секторах национальной экономики, что приведет к интеграции национальных хозяйствующих субъектов с российскими предприятиями и организациями;
- выявлены специфика и тенденции развития внешнеэкономической деятельности новых независимых республик и обоснована их внешнеэкономическая стратегия в современных условиях. Показано, что радикально изменившиеся политические и экономические условия, связанные с международным признанием республик, требуют выработки новой внешнеэкономической стратегии, при которой основными целями государства должны стать укрепление суверенитета республик, обеспечение национальной безопасности, стимулирование развития экономики республик на основе взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией и - через это - последовательная интеграция экономики республик в мировое хозяйство;
- выдвинуты предложения по формированию концептуальных основ социально-экономического развития республик на среднесрочный период и обосновано распределение полномочий в ее реализации между различными управленческими уровнями;
- предложен механизм интеграционного взаимодействия новых республик с субъектами Российской Федерации. Отмечено, что наиболее существенными направлениями при становлении интеграционных взаимосвязей являются: а) развитие совместного предпринимательства; б) формирование зон свободной торговли; в) осуществление адекватной налоговой и таможенной политики; г) выработка согласованной таможенной политики; д) взаимодействие в банковской сфере, денежном обращении. Обоснована необходимость тесного взаимодействия хозяйствующих субъектов новых признанных республик с хозяйствующими субъектами, расположенными в Южном Федеральном Округе.
2.Шалашаа З.И. Региональное экономическое сотрудничество Республики Абхазия в условиях формирования новых мирохозяйственных связей/Научное издание. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 67 с.
3.Шалашаа З.И. Тенденции развития внешнеэкономических связей Республики Абхазия в современных условиях//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. М. 2008, № 1(22). – 0,8 п.л.
4.Шалашаа З.И. Экономическое сотрудничество Абхазии с регионами России//Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. – М., 2008, № 1(33). – 0,5 п.л.
5.Шалашаа З.И. Проблемы регионального экономического сотрудничества Республики Абхазия//Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону, 2007, том 5, № 4, часть 4. – 0,5 п.л.
6.Шалашаа З.И. Оценка инвестиционных проектов в условиях Республики Абхазия//Вестник Российского университета дружбы народов. Научный журнал. Серия «Экономика». – М., 2007. – 0,9 п.л.
7.Шалашаа З.И. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Абхазия//Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. – М., 2007, № 2. – 0,5 п.л.
8.Шалашаа З.И. Механизм интегрированного регионального развития курортов и туризма Абхазии и Юга России/Социально-экономическое развитие курортов России. Сочи, 2007. – 0,3 п.л.
9.Шалашаа З.И. (в соавторстве). Многофакторный выбор вариантов стратегического развития Республики Абхазия/ХУП Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сб. трудов участников конференции. Часть У. – М.: «БИТпро», 2007. – 0,1 п.л.
10.Шалашаа З.И. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. пособие. – Сухум. Изд-во Абхазского госуниверситета. 2006. – 282 с.
11.Шалашаа З.И. Индикативное планирование в условиях Республики Абхазия/Научное издание. Сухум: Изд-во АГУ, 2006. – 142 с.
12.Шалашаа З.И. Развитие негосударственного предпринимательства в Республике Абхазия и инструменты его государственного воздействия//Экономика, предпринимательство, окружающая среда. Международный журнал. – М., 2006, № 1. – 0,6 п.л.
13.Шалашаа З.И. Индикативное планирование – комплексное средство государственного влияния на экономику в условиях Республики Абхазия//«Научная мысль Кавказа». Приложение. Ростов-на-Дону. 2006, № 1. – 0,8 п.л.
14.Шалашаа З.И. Теоретические аспекты государственного влияния на трансформацию экономики в условиях Республики Абхазия//«Известия Вузов». Северо-Кавказский регион. Приложение. Ростов-на-Дону. 2006, № 1. – 0,5 п.л.
15.Шалашаа З.И. Климат Абхазии – инвестиционный//Территория бизнеса. – Санкт-Петербург. 2006, № 6. – 0,4 п.л.
16.Шалашаа З.И. Роль и значение информации и современных информационных технологий в развитии национальной экономики Республики Абхазия//Современные тенденции информатизации и экономическое развитие: Монография/Под ред. В.М. Матюшка. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 0,5 п.л.
17.Шалашаа З.И. Государственное регулирование экономики в Республике Абхазия в условиях становления рыночных отношений/Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЗАО «Ростиздат», 2005. 391 с.
18.Шалашаа З.И. Роль государства в трансформации национальной экономики Республики Абхазия в условиях формирования новых мирохозяйственных связей/Научное издание. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского центра высшей школы, 2005. 112 с.
19.Шалашаа З.И. Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Абхазия/Россия и мир. Институциональные и структурные проблемы экономического развития: Коллективная монография. Отв. ред. Мосейкин Ю.Н. – М.: Алмаз, 2005. – 1,1 п.л.
20.Шалашаа З.И. Инвестиции – необходимое средство восстановления экономики Абхазии//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. Ростов-на-Дону. 2005, № 5 – 0,6 п.л.
21.Шалашаа З.И. Роль внешнеэкономических связей в восстановлении национальной экономики Абхазии//«Научная мысль Кавказа». Приложение. Ростов-на-Дону. 2005, № 12. – 1,0 п.л.
22.Шалашаа З.И. Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Абхазия//Государственное строительство и право. Выпуск 11, 2005/Под общ. ред. Г.В. Мальцева/Отв. ред. Е.Ю. Догадайло; Изд-во РАГС. М., 2005. – 1,1 п.л.
23.Шалашаа З.И. Место и роль государства в социально-экономической трансформации Республики Абхазия//Перспективы сохранения и развития абхазской нации: Материалы научно-практической конференции. Сухум, 2005. – 0,4 п.л.
24.Шалашаа З.И. Экономическая основа отношений между Абхазией и Россией (Ступени экономической интеграции)//« Академические записки» М. 2004, №3. – 0,2 п.л.
25.Шалашаа З.И. О новой роли планирования в условиях перехода к рынку//Сборник научных трудов Абхазского государственного университета (часть 1), Сухум: АГУ, 2002. – 0,5 п.л.
26.Шалашаа З.И. Роль государственного регулирования экономики Абхазии в условиях становления рыночных отношений//Сборник научных трудов Абхазского государственного университета. Сухум: Алашара, 1999. – 0,4 п.л.
27.Шалашаа З.И. Возрождение Абхазии: проблемы и перспективы//«Апсны - страна души». М., 1995, №1. – 0,2 п.л.
28.Шалашаа З.И. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием Абхазии в условиях перехода к рыночным отношениям//Проблемы региональной экономики и совершенствование национально-государственных отношений: Материалы межреспубликанской научно-практической конференции. Сухуми – Москва, 1991. – 0,4 п.л.
29.Шалашаа З.И. Проблемы регионального развития в условиях перехода к рынку//Развитие народного хозяйства в условиях рыночных отношений: Тезисы докладов международной конференции молодых экономистов. Свердловск. 1991. – 0,1 п.л.