Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Транспорт - это важ­нейший элемент производственной инфраструктуры, для него характерна устойчивая доля от основных макроэкономических показателей Роль и значение транспорта таково, что с одной стороны, развитие транспорта является условием и предпосылкой функциони­рования, как экономического комплекса, так и социальной сферы, а с другой, именно эти сферы в первую очередь формируют запросы потребителей транспортных услуг. Отметим, что многофакторная зависимость транспорта от развития отраслей и населения позволяет свести ее к прямой зависимости от динамики и перспектив изменения внутреннего валового продукта - глав­ного макроэкономического показателя развития экономики. Поставленные задачи ускорения темпов роста национальной экономики формируют определенные требования к процессу реализации транспортной политики государства, что в свою очередь трансформирует понятие устойчивости транспортной системы, которое следует рассматривать в качестве важнейшего критерия применительно к оценке эффективности транспортной политики государства, так как именно транспорт является важнейшим фактором национальной безопасности, находящимся в прямой зависимости от устойчивого и эффективного функционирова­ния всех звеньев экономики.
  2. Наилучший вариант развития транспортного комплекса России бу­дет обеспечен в том случае, если предложение транспортных услуг будет не только соответствовать имеющему спросу, но и опережать его, тем самым, формируя дополнительные пассажирские и транспорт­ные потоки и создавая предпосылки для повышения экономической активности, что будет способствовать росту производства, увеличе­нию доходности бюджета и созданию новых рабочих мест. При этом необходимо осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего повышение конкурентоспособности объектов транспортной инфраструктуры в борь­бе за переключение внешних и внутренних потоков на территории России, а также взаимодействие и повыше­ние эффективности всех видов транспорта, создание единого транспортного пространства, формирование системы, отвечающей международным стандартам и направленной на развитие экономики России в целом. Реализация перечисленных направлений развития транспортных коммуникаций будет способствовать созда­нию новых механизмов управления транспортным комплексом России, контроля за его функционированием и государственным регулированием в соответствии с распределением функций различных органов государственной власти.
  3. В настоящее время от того, в каком направлении будут развиваться реформы, какое содер­жательное воздействие они окажут на эффективность деятельности транс­порта и взаимодействие транспорта с экономикой, во многом будут оп­ределяться глубина и темпы социально-экономических преобразований в России. При этом формирование цивилизованного транспортного рынка, основанного на эффективном использовании техни­ко-экономических преимуществ и гар­моничного развития каждого вида транспорта в единой транспортной системе страны - важнейшее условие справедливого решения проблем конкуренции на базе снижения сто­имости предоставляемых услуг, повы­шения качества и устойчивости ра­боты.
  4. Стратегия развития транс­порта Российской Федерации - это система приоритетов, вклю­чающих создание и удержание конкурентных преимуществ на рынке, своеобразная «модель действий», необходимых для до­стижения поставленных целей и задач путем координации и рас­пределения ресурсов на рынке транспортных услуг. Стратегия определяет приоритетные цели развития транспортной отрасли и представляет собой совокуп­ность взаимоувязанных по зада­чам, срокам осуществления и ре­сурсам целевых программ, отдельных проектов и программ­ных мероприятий, обеспечиваю­щих эффективное решение сис­темных социально-экономичес­ких проблем. В основе разработки страте­гии должны быть следующие прин­ципы: системность и сопряжен­ность приоритетных целей и за­дач, сроков реализации и ресур­сов; ориентация на мировые стандарты развития системы транспорта; содействие формирова­нию конкурентной среды как ус­ловия эффективности; разграничение функций и полномочий между центром и ре­гионами; оптимальное взаимодей­ствие государства и частного бизнеса. Отметим, что главная цель реализации транспортной политики в России должна состоять в обеспечении мо­бильности людей и товаров как основы повышения качества жиз­ни, экономического роста и кон­курентоспособности страны. При этом можно выделить приоритетные направления реализации: рост мобильности факторов производства (людей, товаров, капиталов, развития предприни­мательства); модернизация транспортной сети на основе скоростного дви­жения между национальными транспортными узлами и внедре­ние современных технологий транспортной работы; интеграция национальной транспортной системы в Евро­азиатское экономическое прост­ранство; реструктуризация транс­портных организаций; государственное регулиро­вание структуры рынка транс­портных услуг. Для достижения указанных приоритетов и целей представляется целесообразным сосре­доточить усилия на активизации государственной политики на транспорте в следующих направ­лениях: требуется новое поколение государственных целевых про­грамм развития транспорта и бизнес-проекты, обеспечиваю­щие результативность и эффек­тивность российских транспорт­ных организаций; разработка механизма госу­дарственно-частного партнерст­ва, адекватного вызовам глоба­лизации и закономерностям пост­индустриального развития эко­номики; - формирование и поддержа­ние конкурентных преимуществ транспортных организаций стра­ны на внутреннем и международном рынках Евроазиатского эко­номического пространства.
  5. В целях реализации транспортной политики целесообразно предус­мотреть формирование соответ­ствующего плана мероприятий и принятие его на уровне Прави­тельства РФ и бизнес-сообщества. При этом план ме­роприятий станет основой для подготовки нормативно-правовых актов, разработки и корректиров­ки государственных и отрасле­вых программ, развития бизнес-проектов и бизнес-организаций на рынке транспортных услуг. Именно глобализация современной экономики и участие России в ВТО предъявляют новые требова­ния к формированию конкуренто­способности транспортных сис­тем. Поэтому задачи национальных транспортных ор­ганизаций, общественных ассо­циаций и Союзов, государствен­ных структур - найти соответствующие современные и эффективные решения. Состояние и развитие воз­душного транспорта России ока­зывает влияние на многие сторо­ны социально-экономических от­ношений в стране, в том числе и на обеспечение национальной безопасности. Перспективы укрепления и развития рынка авиаперевозок, несомненно, связаны с консолидацией авиакомпаний, их структуризацией, созданием альянсов, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний.
  6. Безусловно, на функционирование воздушно­го транспорта существенное вли­яние оказывает, кроме состояния экономики, и система управления отраслью. При этом проблемы в развитии воздушного транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства, их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях функционирования национальной экономики в фазе устойчивого роста, вследствие которого ожидается возвращение основных слоев населения России в клиентскую базу воздушного транспорта. Для вывода воздушного транс­порта из кризисной ситуации, требуется проведение работ по ряду на­правлений, которые должны включать комплексы мероприятий по решению проблемы оздоровле­ния рынка авиаперевозок, совер­шенствования деятельности аэ­ропортов, государственной под­держки деятельности граждан­ской авиации. Например, в целях оздоровления рынка воз­душных перевозок одним из на­правлений следует назвать со­кращение числа авиакомпаний. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособными являются не мелкие и даже не средние авиакомпании, а крупные и круп­нейшие из них, к тому же вошедшие в альянсы. Количество авиапере­возчиков в России явно избыточ­но, и скорее всего политика укрупнения авиакомпаний обоснованна. При этом следует ограничить привлечение к коммерческой дея­тельности субъектов государст­венной авиации. Реализация этих направлений не только повысит коммерческую эффективность работы авиаком­паний, но и увеличит их инвести­ционные возможности и улучшит качество обслуживания клиентов.
  7. Важнейшим направлением государственной политики в области развития воздушного транспорта, должно стать формирование и реализация государственной программы развития региональных и местных воздушных линий. Отметим, что система авиаперевозок на местных воздушных линиях все еще находится в состоянии стагнации, несмотря на усилия регионов по поддержке региональных авиакомпаний и местных аэропортов и положительные тенденции в экономике страны и на рынке магистральных авиаперевозок. Пассажирооборот самолетов класса 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов Ан-2 - почти в 60 раз, аэродромная сеть малой авиации сократилась практически втрое. Отсутствие развития авиатранспортной инфраструктуры местной авиации ведет к росту численности населения, не имеющего круглогодичного доступа к магистральной транспортной сети. В силу низкого уровня платежеспособности населения большинство местных авиаперевозок экономически неэффективно для авиакомпаний, но при этом имеет высокую социальную значимость для регионов. В этих регионах авиация хотя и дорогой, но зачастую единственно возможный вид транспорта.
  8. Развитие сотрудничества, внедрение новых технологий в авиатранспорте можно определить как основу в общей стратегии экономического роста, позволяющую обеспечить привлечение инвестиций (распределение издержек и рисков) в строительство и эксплуатацию системы авиаперевозок в целях более эффективной перевозки людей и грузов, как внутри страны, так и за ее пределы; повышение эффективности существующей системы авиаперевозок при условии поддержки нормативных правил, документов и стандартных положений, способствующих внедрению новых технологий и развитию торговли, а также совершенствования транспортной системы с использованием современных методов анализа и обработки информации и ускоренного использования новых технологий. В условиях реформирования системы воздушного транспорта, направленного на развитие кон­курентного транспортного рынка, основными целями, составляю­щими базис отраслевой политики государства, являются создание условий повыше­ния экономической эффективно­сти отрасли, качества продукции и услуг воздушного транспорта, снижения народно­хозяйственных затрат на пере­возки воздушным транс­портом; оптимизация поведения субъектов рынка авиаперевозок и обеспечение баланса их интересов; обеспечение целостного, безопасного функционирования воздушного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
  9. Использование механизма госу­дарственного регулирования должно способствовать соче­танию централизованного регу­лирования строго определенных сфер в функционировании воздушного транспорта с оптимальной разумной упорядо­ченностью той части экономики отрасли, которая самостоятельно решает проблемы, свойственные ее компетенции. При этом к сферам безусловного влия­ния государства независимо от системы хозяйствования в отрас­ли относятся обеспечение безо­пасности движения, снижение показателя аварийности и со­блюдение экологических норм и требований, предъявляемых к воздушному транспорту. Ин­струментом государственного ре­гулирования в части решения указанных задач является систе­ма сертификации услуг, транс­портных средств и технологичес­ких процессов. Расширение кру­га экономических субъектов, осу­ществляющих деятельность на воздушном транспорте, лишь усиливает роль государственного регулирования в данной сфере. Интенсивность регулирующе­го воздействия и характер исполь­зуемых методов определяются особенностями объектов регули­рования, к которым относятся ес­тественно-монопольный и конку­рентный сегменты деятельности воздушного транспорта. Особенности государственно­го регулирования реформируемой отрасли, следует рас­сматривать в рамках теории орга­низации отраслевых рынков, фундамент которой составляет концепция барьеров входа на ры­нок. Применительно к сфере авиаперевозок государствен­ное регулирование состоит в сти­мулировании конкуренции по­средством устранения и сниже­ния существующих барьеров входа на рынок авиаперевозок через обеспечение равных условий доступа к инфра­структуре, чему должно способствовать отделение перевозоч­ной деятельности от инфраструк­туры, с сохранением полного го­сударственного контроля над по­следней.
  10. Меры государственного регу­лирования в отношении барьеров входа на рынок состоят не только в минимизации их влияния на дея­тельность экономических субъек­тов, но и в создании определен­ных институциональных барье­ров, к которым, в частности, отно­сится система лицензирования деятельности авиакомпаний-перевоз­чиков. Инфраструктура воздушного транспорта, как естественно-монопольный вид деятельности, является объектом, на который в наибольшей степени распространяется государственное регу­лирование. Государство, как экономический субъект, заинтере­совано в повышении эффектив­ности использования инфраструктуры воздушного транспорта. В данном контексте задачей государственного регулирования является стимулирование более полного использования мощнос­тей инфраструктуры посредством нара­щивания объема перевозок, по­вышения качества эксплуатации перевозочных средств, использования прогрессивных технологий в перевозочном процессе, что при­водит к снижению эксплуатаци­онных расходов, положительно влияет на себестоимость авиаперевозок и, как следствие, ведет к снижению транспортной составляющей в структуре валового национально­го продукта.
  11. Одной из важнейших инсти­туциональных проблем развития России является более широкое привлечение частного сектора к реализации общегосударственных программ и проектов в сфере транс­портной инфраструктуры. Орга­ничное включение отраслей и про­изводств транспортной инфраструк­туры в систему рыночных отноше­ний требует формирования соответствующих механизмов, новых партнерских форм взаимодействия государства и частного капитала, создания и совершенствования сме­шанной экономики при реструкту­ризации самого государственного сегмента в этих отраслях. Сфера транспортной инфра­структуры, являясь важнейшей с точки зрения жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, в наименьшей степени по сравнению с другими отрасле­выми комплексами подверглась процессам приватизации за преды­дущий десятилетний период рыноч­ных реформ. Таким образом, государству необходимо решить проблему, состоящую в том - как, не прибегая к массовой приватиза­ции предприятий этой сферы с непредсказуемыми социально-эко­номическими последствиями, по­высить эффективность государственного управления инфраструк­турой и отдачу от капиталовложе­ний в эту сферу хозяйства. Решение такой проблемы имеет огромное народнохозяйственное и социально-политическое значение и долж­но происходить с минимальными издержками для общества. В результате многолетней хозяйственной практики за рубе­жом выработаны различные формы взаимодействия государства и частного капитала при реализации крупных общественно значимых инвестиционных программ и про­ектов в различных отраслях транс­портной инфраструктуры. К ним относятся концессионные соглаше­ния, контрактная система, создание совместных предприятий и некото­рые другие. Как показывает опыт многих стран, одним из наиболее эффективных направлений обеспечения количественных и качественных ха­рактеристик функционирования транспортной инфраструктуры, яв­ляется привлечение к финансирова­нию и управлению этими объекта­ми частного капитала не при приватизации, а на концессионной основе. В результате практической реализации концессионных и других форм косвенной приватизации возникают элементы рыночной системы отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства или муниципального образования, а продолжает оставаться в его собственности.
  12. В настоящее время, необходимо сбалансированное развитие инфраструктуры воздушного транспорта; обеспечение доступности услуг авиаперевозчиков для населения; обеспечение значительного роста качества авиауслуг; повышение конкурентоспособности авиаперевозок и реализация транзитного потенциала страны; обеспечение безопасности системы воздушного транспорта и достижение мировых экологических стандартов. Процесс реформирования и развития системы воздушного транспорта в России должен предусматривать инновационные методы развития и модели рынка услуг авиаперевозчиков с качественными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособную логистику перевозок, снижение совокупных издержек национальной экономики и интересах общества и государства, а также эффективную интеграцию отечественной системы воздушного транспорта в мировое транспортное пространство. Безусловно, перевод системы воздушного транспорта на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие. При этом большое внимание следует уделить обеспечению модернизации устаревших моделей, разработке и запуску в серийное производство принципиально новых и конкурентоспособных самолетов. Очевидно, что реальный шаг сделан - это Объединенная авиастроительная корпорация, которая и является именно тем инструментом, призванным вывести на мировой авиарынок качественную, экономически доступную и конкурентоспособную продукцию. Созданная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) предполагает сконцентрировать все усилия гражданской авиации страны, объединив госактивы с частными инвестициями, а также обеспечить стратегическое партнерство и кооперацию отрасли.
  13. Реализация стратегии раз­вития авиастроительного комплекса должна учитывать на­личие переходного периода, в ходе которого осуществляется производство и поставки на рынок ограниченного количе­ства имеющихся на данный момент моделей воздушных судов, для которых должно быть обеспечено доведение каче­ства и системы послепродаж­ного обслуживания до уровня, отвечающего критериям эко­номической целесообразности и текущей рыночной ситуа­ции. Развитие воздушного транспорта и авиастроения должно оставаться предметом пристального внимания общества и руковод­ства государства, одним из значимых направлений экономичес­кой политики России. Динамичный переход к новой экономической и социально ориентированной политике позволил за последние несколько лет внести изменения как в приоритеты национальной экономики и общества, так и в понимание механизмов развития транспортной отрасли.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия, брошюры

1. Муров А.Е. Современные особенности развития рынка услуг авиаперевозчиков в России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 1,0 п.л.

2. Муров А.Е. Государственная политика в области развития инфраструктуры воздушного транспорта России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 1,4 п.л.

3. Муров А.Е. Концептуальные положения создания новых механизмов реализации стратегии развития транспортной инфра¬структуры: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,5 п.л.

4. Муров А.Е. Современные тенденции функциональной интеграции в развитии авиаперевозок: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,6 п.л.

5. Муров А.Е. Совершенствова¬ние процессов взаимодействия государства и частного сектора в гражданской авиации: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,2 п.л.

6. Муров А.Е. Развитие рынка авиаперевозок в условиях трансформации воздушного транспорта России. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 1,0 п.л.

7. Муров А.Е. Основные направления обеспечения эффективности аэропортовой деятельности в России. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 1,0 п.л.

8. Муров А.Е. Инвестиционное обеспечение развития объектов авиатранспортной инфраструктуры. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,2 п.л.

9. Муров А.Е. Актуальные аспекты реализации инфраструктурных инвестиционных проектов в отрасли гражданской авиации. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,4 п.л.

10. Муров А.Е. Регулирование развития транспортной инфраструктуры в рамках процессов интеграции в экономике: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 10,5 п.л.

11. Муров А.Е. Основные направления повышения эффективности развития гражданской авиации в России. Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 8,0 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:

12. Муров А.Е. Повышение эффективности и конкурентоспособности услуг авиаперевозчиков в условиях рынка // Вестник Чувашского университета. - №4. – 2007.- 0,5 п.л.

13. Муров А.Е. Формирование транспортной политики с учетом приоритетов социально-экономического развития России // Российское предпринимательство.- 2008.- №10. - 0,5 пл

14. Муров А.Е. Механизмы реализации транспортной политики в условиях глобализации // Вестник Российской академии естественных наук. - №2. – 2008. – 0,5 п.л.

15. Муров А.Е. Конкурентоспособность российского и мирового рынков авиаперевозок в условиях глобализации // «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов». - №2. - 2008. – 0,8 п.л.

16. Муров А.Е. Анализ последствий присоединения России к ВТО в транспортном секторе услуг // «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов». - №3. - 2008. – 0,8 п.л.

17. Муров А.Е. Современные формы и мето¬ды регулирования смешанных пере¬возок грузов // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Н. Герцена. - №11(62). - 2008. – 0,8 п.л.

18. Муров А.Е. Современные аспекты инвестирования в раз¬витие объектов авиатранспорт¬ной инфраструктуры // Российское предпринимательство.- 2008.- №4. - 0,5 пл

Научные статьи, доклады и тезисы

19. Муров А.Е. Государственное регулирование развития рынка услуг авиаперевозчиков // Современные аспекты экономики. Вып.13 (80).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2005. -0,3 п.л.

20. Муров А.Е. Перспективы развития рынка авиаперевозок // Современные аспекты экономики. Вып. 13 (80).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2005. -0,3 п.л.

21. Муров А.Е. Управление качеством на рынке услуг авиаперевозчиков// Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 6. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 0,7 п.л.

22. Муров А.Е. Основные аспекты развития интеграционных процессов в сфере авиаперевозок // Научные записки экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ. Вып.3.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005.- 0,4 п.л.

23. Муров А.Е. Формирование комплекса мероприятий повышения коммерческой эффективности аэропортов //Современные аспекты экономики. Вып. 7 (92).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2006. -0,9 п.л.

24. Муров А.Е. Современные проблемы государственного регулирования деятельности авиаперевозчиков в России // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. Вып.5.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2006.- 0,6 п.л.

25. Муров А.Е. Особенности формирования конкурентного рынка авиаперевозок в России // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,6 п.л.

26. Муров А.Е. Современные проблемы повышения устойчивости развития воздушной транспортной системы России // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып.8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,5 п.л.

27. Муров А.Е. Принципы и методические подходы к оценке эффективности и конкурентоспособности услуг авиаперевозчиков // Современные аспекты экономики. Вып. 9 (104).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2008. -1,3 п.л.

28. Муров А.Е. Современные подходы к оценке конкурентоспособности и качества услуг российских авиакомпаний // Современные аспекты экономики. Вып.9 (104).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2008. -0,8 п.л.

29. Муров А.Е. Информационные технологии и современные сред¬ств коммуникации в гражданской авиации // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. Вып.8.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2008.- 0,9 п.л.

30. Муров А.Е. Анализ системных про¬блем в развитии российского транспорта // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,6 п.л.