- Транспорт - это важнейший элемент производственной инфраструктуры, для него характерна устойчивая доля от основных макроэкономических показателей Роль и значение транспорта таково, что с одной стороны, развитие транспорта является условием и предпосылкой функционирования, как экономического комплекса, так и социальной сферы, а с другой, именно эти сферы в первую очередь формируют запросы потребителей транспортных услуг. Отметим, что многофакторная зависимость транспорта от развития отраслей и населения позволяет свести ее к прямой зависимости от динамики и перспектив изменения внутреннего валового продукта - главного макроэкономического показателя развития экономики. Поставленные задачи ускорения темпов роста национальной экономики формируют определенные требования к процессу реализации транспортной политики государства, что в свою очередь трансформирует понятие устойчивости транспортной системы, которое следует рассматривать в качестве важнейшего критерия применительно к оценке эффективности транспортной политики государства, так как именно транспорт является важнейшим фактором национальной безопасности, находящимся в прямой зависимости от устойчивого и эффективного функционирования всех звеньев экономики.
- Наилучший вариант развития транспортного комплекса России будет обеспечен в том случае, если предложение транспортных услуг будет не только соответствовать имеющему спросу, но и опережать его, тем самым, формируя дополнительные пассажирские и транспортные потоки и создавая предпосылки для повышения экономической активности, что будет способствовать росту производства, увеличению доходности бюджета и созданию новых рабочих мест. При этом необходимо осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего повышение конкурентоспособности объектов транспортной инфраструктуры в борьбе за переключение внешних и внутренних потоков на территории России, а также взаимодействие и повышение эффективности всех видов транспорта, создание единого транспортного пространства, формирование системы, отвечающей международным стандартам и направленной на развитие экономики России в целом. Реализация перечисленных направлений развития транспортных коммуникаций будет способствовать созданию новых механизмов управления транспортным комплексом России, контроля за его функционированием и государственным регулированием в соответствии с распределением функций различных органов государственной власти.
- В настоящее время от того, в каком направлении будут развиваться реформы, какое содержательное воздействие они окажут на эффективность деятельности транспорта и взаимодействие транспорта с экономикой, во многом будут определяться глубина и темпы социально-экономических преобразований в России. При этом формирование цивилизованного транспортного рынка, основанного на эффективном использовании технико-экономических преимуществ и гармоничного развития каждого вида транспорта в единой транспортной системе страны - важнейшее условие справедливого решения проблем конкуренции на базе снижения стоимости предоставляемых услуг, повышения качества и устойчивости работы.
- Стратегия развития транспорта Российской Федерации - это система приоритетов, включающих создание и удержание конкурентных преимуществ на рынке, своеобразная «модель действий», необходимых для достижения поставленных целей и задач путем координации и распределения ресурсов на рынке транспортных услуг. Стратегия определяет приоритетные цели развития транспортной отрасли и представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и программных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем. В основе разработки стратегии должны быть следующие принципы: системность и сопряженность приоритетных целей и задач, сроков реализации и ресурсов; ориентация на мировые стандарты развития системы транспорта; содействие формированию конкурентной среды как условия эффективности; разграничение функций и полномочий между центром и регионами; оптимальное взаимодействие государства и частного бизнеса. Отметим, что главная цель реализации транспортной политики в России должна состоять в обеспечении мобильности людей и товаров как основы повышения качества жизни, экономического роста и конкурентоспособности страны. При этом можно выделить приоритетные направления реализации: рост мобильности факторов производства (людей, товаров, капиталов, развития предпринимательства); модернизация транспортной сети на основе скоростного движения между национальными транспортными узлами и внедрение современных технологий транспортной работы; интеграция национальной транспортной системы в Евроазиатское экономическое пространство; реструктуризация транспортных организаций; государственное регулирование структуры рынка транспортных услуг. Для достижения указанных приоритетов и целей представляется целесообразным сосредоточить усилия на активизации государственной политики на транспорте в следующих направлениях: требуется новое поколение государственных целевых программ развития транспорта и бизнес-проекты, обеспечивающие результативность и эффективность российских транспортных организаций; разработка механизма государственно-частного партнерства, адекватного вызовам глобализации и закономерностям постиндустриального развития экономики; - формирование и поддержание конкурентных преимуществ транспортных организаций страны на внутреннем и международном рынках Евроазиатского экономического пространства.
- В целях реализации транспортной политики целесообразно предусмотреть формирование соответствующего плана мероприятий и принятие его на уровне Правительства РФ и бизнес-сообщества. При этом план мероприятий станет основой для подготовки нормативно-правовых актов, разработки и корректировки государственных и отраслевых программ, развития бизнес-проектов и бизнес-организаций на рынке транспортных услуг. Именно глобализация современной экономики и участие России в ВТО предъявляют новые требования к формированию конкурентоспособности транспортных систем. Поэтому задачи национальных транспортных организаций, общественных ассоциаций и Союзов, государственных структур - найти соответствующие современные и эффективные решения. Состояние и развитие воздушного транспорта России оказывает влияние на многие стороны социально-экономических отношений в стране, в том числе и на обеспечение национальной безопасности. Перспективы укрепления и развития рынка авиаперевозок, несомненно, связаны с консолидацией авиакомпаний, их структуризацией, созданием альянсов, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний.
- Безусловно, на функционирование воздушного транспорта существенное влияние оказывает, кроме состояния экономики, и система управления отраслью. При этом проблемы в развитии воздушного транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства, их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях функционирования национальной экономики в фазе устойчивого роста, вследствие которого ожидается возвращение основных слоев населения России в клиентскую базу воздушного транспорта. Для вывода воздушного транспорта из кризисной ситуации, требуется проведение работ по ряду направлений, которые должны включать комплексы мероприятий по решению проблемы оздоровления рынка авиаперевозок, совершенствования деятельности аэропортов, государственной поддержки деятельности гражданской авиации. Например, в целях оздоровления рынка воздушных перевозок одним из направлений следует назвать сокращение числа авиакомпаний. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособными являются не мелкие и даже не средние авиакомпании, а крупные и крупнейшие из них, к тому же вошедшие в альянсы. Количество авиаперевозчиков в России явно избыточно, и скорее всего политика укрупнения авиакомпаний обоснованна. При этом следует ограничить привлечение к коммерческой деятельности субъектов государственной авиации. Реализация этих направлений не только повысит коммерческую эффективность работы авиакомпаний, но и увеличит их инвестиционные возможности и улучшит качество обслуживания клиентов.
- Важнейшим направлением государственной политики в области развития воздушного транспорта, должно стать формирование и реализация государственной программы развития региональных и местных воздушных линий. Отметим, что система авиаперевозок на местных воздушных линиях все еще находится в состоянии стагнации, несмотря на усилия регионов по поддержке региональных авиакомпаний и местных аэропортов и положительные тенденции в экономике страны и на рынке магистральных авиаперевозок. Пассажирооборот самолетов класса 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов Ан-2 - почти в 60 раз, аэродромная сеть малой авиации сократилась практически втрое. Отсутствие развития авиатранспортной инфраструктуры местной авиации ведет к росту численности населения, не имеющего круглогодичного доступа к магистральной транспортной сети. В силу низкого уровня платежеспособности населения большинство местных авиаперевозок экономически неэффективно для авиакомпаний, но при этом имеет высокую социальную значимость для регионов. В этих регионах авиация хотя и дорогой, но зачастую единственно возможный вид транспорта.
- Развитие сотрудничества, внедрение новых технологий в авиатранспорте можно определить как основу в общей стратегии экономического роста, позволяющую обеспечить привлечение инвестиций (распределение издержек и рисков) в строительство и эксплуатацию системы авиаперевозок в целях более эффективной перевозки людей и грузов, как внутри страны, так и за ее пределы; повышение эффективности существующей системы авиаперевозок при условии поддержки нормативных правил, документов и стандартных положений, способствующих внедрению новых технологий и развитию торговли, а также совершенствования транспортной системы с использованием современных методов анализа и обработки информации и ускоренного использования новых технологий. В условиях реформирования системы воздушного транспорта, направленного на развитие конкурентного транспортного рынка, основными целями, составляющими базис отраслевой политики государства, являются создание условий повышения экономической эффективности отрасли, качества продукции и услуг воздушного транспорта, снижения народнохозяйственных затрат на перевозки воздушным транспортом; оптимизация поведения субъектов рынка авиаперевозок и обеспечение баланса их интересов; обеспечение целостного, безопасного функционирования воздушного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
- Использование механизма государственного регулирования должно способствовать сочетанию централизованного регулирования строго определенных сфер в функционировании воздушного транспорта с оптимальной разумной упорядоченностью той части экономики отрасли, которая самостоятельно решает проблемы, свойственные ее компетенции. При этом к сферам безусловного влияния государства независимо от системы хозяйствования в отрасли относятся обеспечение безопасности движения, снижение показателя аварийности и соблюдение экологических норм и требований, предъявляемых к воздушному транспорту. Инструментом государственного регулирования в части решения указанных задач является система сертификации услуг, транспортных средств и технологических процессов. Расширение круга экономических субъектов, осуществляющих деятельность на воздушном транспорте, лишь усиливает роль государственного регулирования в данной сфере. Интенсивность регулирующего воздействия и характер используемых методов определяются особенностями объектов регулирования, к которым относятся естественно-монопольный и конкурентный сегменты деятельности воздушного транспорта. Особенности государственного регулирования реформируемой отрасли, следует рассматривать в рамках теории организации отраслевых рынков, фундамент которой составляет концепция барьеров входа на рынок. Применительно к сфере авиаперевозок государственное регулирование состоит в стимулировании конкуренции посредством устранения и снижения существующих барьеров входа на рынок авиаперевозок через обеспечение равных условий доступа к инфраструктуре, чему должно способствовать отделение перевозочной деятельности от инфраструктуры, с сохранением полного государственного контроля над последней.
- Меры государственного регулирования в отношении барьеров входа на рынок состоят не только в минимизации их влияния на деятельность экономических субъектов, но и в создании определенных институциональных барьеров, к которым, в частности, относится система лицензирования деятельности авиакомпаний-перевозчиков. Инфраструктура воздушного транспорта, как естественно-монопольный вид деятельности, является объектом, на который в наибольшей степени распространяется государственное регулирование. Государство, как экономический субъект, заинтересовано в повышении эффективности использования инфраструктуры воздушного транспорта. В данном контексте задачей государственного регулирования является стимулирование более полного использования мощностей инфраструктуры посредством наращивания объема перевозок, повышения качества эксплуатации перевозочных средств, использования прогрессивных технологий в перевозочном процессе, что приводит к снижению эксплуатационных расходов, положительно влияет на себестоимость авиаперевозок и, как следствие, ведет к снижению транспортной составляющей в структуре валового национального продукта.
- Одной из важнейших институциональных проблем развития России является более широкое привлечение частного сектора к реализации общегосударственных программ и проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Органичное включение отраслей и производств транспортной инфраструктуры в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих механизмов, новых партнерских форм взаимодействия государства и частного капитала, создания и совершенствования смешанной экономики при реструктуризации самого государственного сегмента в этих отраслях. Сфера транспортной инфраструктуры, являясь важнейшей с точки зрения жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, в наименьшей степени по сравнению с другими отраслевыми комплексами подверглась процессам приватизации за предыдущий десятилетний период рыночных реформ. Таким образом, государству необходимо решить проблему, состоящую в том - как, не прибегая к массовой приватизации предприятий этой сферы с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями, повысить эффективность государственного управления инфраструктурой и отдачу от капиталовложений в эту сферу хозяйства. Решение такой проблемы имеет огромное народнохозяйственное и социально-политическое значение и должно происходить с минимальными издержками для общества. В результате многолетней хозяйственной практики за рубежом выработаны различные формы взаимодействия государства и частного капитала при реализации крупных общественно значимых инвестиционных программ и проектов в различных отраслях транспортной инфраструктуры. К ним относятся концессионные соглашения, контрактная система, создание совместных предприятий и некоторые другие. Как показывает опыт многих стран, одним из наиболее эффективных направлений обеспечения количественных и качественных характеристик функционирования транспортной инфраструктуры, является привлечение к финансированию и управлению этими объектами частного капитала не при приватизации, а на концессионной основе. В результате практической реализации концессионных и других форм косвенной приватизации возникают элементы рыночной системы отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства или муниципального образования, а продолжает оставаться в его собственности.
- В настоящее время, необходимо сбалансированное развитие инфраструктуры воздушного транспорта; обеспечение доступности услуг авиаперевозчиков для населения; обеспечение значительного роста качества авиауслуг; повышение конкурентоспособности авиаперевозок и реализация транзитного потенциала страны; обеспечение безопасности системы воздушного транспорта и достижение мировых экологических стандартов. Процесс реформирования и развития системы воздушного транспорта в России должен предусматривать инновационные методы развития и модели рынка услуг авиаперевозчиков с качественными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособную логистику перевозок, снижение совокупных издержек национальной экономики и интересах общества и государства, а также эффективную интеграцию отечественной системы воздушного транспорта в мировое транспортное пространство. Безусловно, перевод системы воздушного транспорта на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие. При этом большое внимание следует уделить обеспечению модернизации устаревших моделей, разработке и запуску в серийное производство принципиально новых и конкурентоспособных самолетов. Очевидно, что реальный шаг сделан - это Объединенная авиастроительная корпорация, которая и является именно тем инструментом, призванным вывести на мировой авиарынок качественную, экономически доступную и конкурентоспособную продукцию. Созданная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) предполагает сконцентрировать все усилия гражданской авиации страны, объединив госактивы с частными инвестициями, а также обеспечить стратегическое партнерство и кооперацию отрасли.
- Реализация стратегии развития авиастроительного комплекса должна учитывать наличие переходного периода, в ходе которого осуществляется производство и поставки на рынок ограниченного количества имеющихся на данный момент моделей воздушных судов, для которых должно быть обеспечено доведение качества и системы послепродажного обслуживания до уровня, отвечающего критериям экономической целесообразности и текущей рыночной ситуации. Развитие воздушного транспорта и авиастроения должно оставаться предметом пристального внимания общества и руководства государства, одним из значимых направлений экономической политики России. Динамичный переход к новой экономической и социально ориентированной политике позволил за последние несколько лет внести изменения как в приоритеты национальной экономики и общества, так и в понимание механизмов развития транспортной отрасли.
1. Муров А.Е. Современные особенности развития рынка услуг авиаперевозчиков в России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 1,0 п.л.
2. Муров А.Е. Государственная политика в области развития инфраструктуры воздушного транспорта России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 1,4 п.л.
3. Муров А.Е. Концептуальные положения создания новых механизмов реализации стратегии развития транспортной инфра¬структуры: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,5 п.л.
4. Муров А.Е. Современные тенденции функциональной интеграции в развитии авиаперевозок: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,6 п.л.
5. Муров А.Е. Совершенствова¬ние процессов взаимодействия государства и частного сектора в гражданской авиации: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - 1,2 п.л.
6. Муров А.Е. Развитие рынка авиаперевозок в условиях трансформации воздушного транспорта России. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 1,0 п.л.
7. Муров А.Е. Основные направления обеспечения эффективности аэропортовой деятельности в России. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 1,0 п.л.
8. Муров А.Е. Инвестиционное обеспечение развития объектов авиатранспортной инфраструктуры. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,2 п.л.
9. Муров А.Е. Актуальные аспекты реализации инфраструктурных инвестиционных проектов в отрасли гражданской авиации. Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,4 п.л.
10. Муров А.Е. Регулирование развития транспортной инфраструктуры в рамках процессов интеграции в экономике: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 10,5 п.л.
11. Муров А.Е. Основные направления повышения эффективности развития гражданской авиации в России. Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 8,0 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:
12. Муров А.Е. Повышение эффективности и конкурентоспособности услуг авиаперевозчиков в условиях рынка // Вестник Чувашского университета. - №4. – 2007.- 0,5 п.л.
13. Муров А.Е. Формирование транспортной политики с учетом приоритетов социально-экономического развития России // Российское предпринимательство.- 2008.- №10. - 0,5 пл
14. Муров А.Е. Механизмы реализации транспортной политики в условиях глобализации // Вестник Российской академии естественных наук. - №2. – 2008. – 0,5 п.л.
15. Муров А.Е. Конкурентоспособность российского и мирового рынков авиаперевозок в условиях глобализации // «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов». - №2. - 2008. – 0,8 п.л.
16. Муров А.Е. Анализ последствий присоединения России к ВТО в транспортном секторе услуг // «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов». - №3. - 2008. – 0,8 п.л.
17. Муров А.Е. Современные формы и мето¬ды регулирования смешанных пере¬возок грузов // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Н. Герцена. - №11(62). - 2008. – 0,8 п.л.
18. Муров А.Е. Современные аспекты инвестирования в раз¬витие объектов авиатранспорт¬ной инфраструктуры // Российское предпринимательство.- 2008.- №4. - 0,5 пл
Научные статьи, доклады и тезисы
19. Муров А.Е. Государственное регулирование развития рынка услуг авиаперевозчиков // Современные аспекты экономики. Вып.13 (80).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2005. -0,3 п.л.
20. Муров А.Е. Перспективы развития рынка авиаперевозок // Современные аспекты экономики. Вып. 13 (80).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2005. -0,3 п.л.
21. Муров А.Е. Управление качеством на рынке услуг авиаперевозчиков// Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 6. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 0,7 п.л.
22. Муров А.Е. Основные аспекты развития интеграционных процессов в сфере авиаперевозок // Научные записки экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ. Вып.3.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2005.- 0,4 п.л.
23. Муров А.Е. Формирование комплекса мероприятий повышения коммерческой эффективности аэропортов //Современные аспекты экономики. Вып. 7 (92).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2006. -0,9 п.л.
24. Муров А.Е. Современные проблемы государственного регулирования деятельности авиаперевозчиков в России // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. Вып.5.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2006.- 0,6 п.л.
25. Муров А.Е. Особенности формирования конкурентного рынка авиаперевозок в России // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,6 п.л.
26. Муров А.Е. Современные проблемы повышения устойчивости развития воздушной транспортной системы России // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып.8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,5 п.л.
27. Муров А.Е. Принципы и методические подходы к оценке эффективности и конкурентоспособности услуг авиаперевозчиков // Современные аспекты экономики. Вып. 9 (104).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2008. -1,3 п.л.
28. Муров А.Е. Современные подходы к оценке конкурентоспособности и качества услуг российских авиакомпаний // Современные аспекты экономики. Вып.9 (104).- СПб.: Центр оперативной полиграфии. - 2008. -0,8 п.л.
29. Муров А.Е. Информационные технологии и современные сред¬ств коммуникации в гражданской авиации // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. Вып.8.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2008.- 0,9 п.л.
30. Муров А.Е. Анализ системных про¬блем в развитии российского транспорта // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып. 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,6 п.л.