- Обоснована необходимость теоретико-методологического разграничения категории «человеческий потенциал (капитал)», и категории «интеллектуальный потенциал». Показано, что в условиях современной экономики сведение интеллектуального потенциала к человеческому потенциалу (капиталу) ограничивает возможности теоретического анализа и целенаправленного практического воздействия на развитие важнейших воспроизводственных подсистем экономики, основанной на знаниях.
- Развит понятийный аппарат предметной области исследования, раскрывающий основные положения методологии формирования интеллектуального потенциала экономических систем, как важнейшего элемента национальной инновационной системы.
- Обоснованы концептуальные положения возможности контроля инновационной активности экономических систем на основе управления воспроизводством интеллектуального потенциала, что обеспечивает новое качество в управлении инновационной активностью. Систематизированы базовые модели и механизмы управления интеллектуальным потенциалом экономических систем.
- Сформулированы основные признаки инновационно активных экономических систем, проведена их классификация по структуре интеллектуального потенциала, что позволяет определить различия и взаимосвязь уровней классификации. Выделены три основных уровня моделей интеллектуального потенциала, требующих различных методологических подходов в их измерении и воспроизводстве - индивидуальный, корпоративный и территориальный.
- Разработана методика экспертно-аналитического моделирования с использованием синергетического подхода, согласно которому все рассматриваемые факторы и критерии объединяются в иерархию, при этом учитывается корреляция элементов одного уровня. Предложенная методика учета взаимодействий позволяет повысить объективность оценок распределения приоритетов в структуре иерархии и определить кумулятивные изменения значений приоритетов связанные с косвенными взаимодействиями между факторами.
- Предложена модель управления воспроизводством интеллектуального потенциала в территориальных общностях, определена система механизмов и методов анализа трансформаций отраслевой структуры интеллектуального потенциала, определены профили структуры занятости населения в различных отраслях экономики, разработана методика прогнозирования их трансформаций. Учет выявленных особенностей взаимосвязи основных характеристик интеллектуального потенциала, отраслевой структуры экономики и уровня образования экономически активного населения, позволяет влиять на инновационную активность территории через трансформацию процесса воспроизводства интеллектуального потенциала.
- Разработана концептуальная модель оценки интеллектуального потенциала корпоративных систем, основанная на выделении его главных составляющих: индивидуального интеллектуального, структурного и потребительского потенциала, определены основные механизмы и методы управления этими составляющими. Анализ структурного и потребительского потенциала, значимости его вклада в общий интеллектуальный потенциал позволяет определить степень влияния институциональной структуры корпорации и интеллектуального потенциала окружения на ее инновационную активность.
- Систематизированы механизмы управления инновационной активностью корпорации в рамках кадрового менеджмента, предложена концепция контроля структуры и уровня индивидуального интеллектуального потенциала. Разработана методика сравнительного анализа структуры индивидуального интеллектуального потенциала и технология использования его результатов в проектировании карьерного роста и управлении инвестированием в индивидуальный интеллектуальный потенциал. Сформирована модель специалиста, занятого инновационной деятельностью, позволяющая выявить уровень соответствия работника занимаемой должности и контролировать эффективность инвестирования в его интеллектуальный потенциал.
- Разработана методика оценки эффективности воспроизводства интеллектуального потенциала основанная на реализации последовательности логически связанных этапов: построение структурной схемы взаимодействия ресурсного обеспечения в системе управления интеллектуальным потенциалом; построение ситуационных иерархий позволяющих сопоставить сценарии существующего и желаемого состояний системы воспроизводства интеллектуального потенциала; определение тактических рассогласований возникших в процессе инновационной деятельности; сведение числа исследуемых факторов к двум главным; контроль состояния исследуемой системы в пространстве главных факторов.
1.Модели и механизмы управления развитием хозяйственных систем на основе экспертной информации: Монография / Мартынов А.Ф., Милых Ф.Г., Свалов А.А., Шуметов В.Г. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2003. – 21,8 п.л. (лично 5,3 п.л.)
2.Научно-инновационная система Дальнего Востока: методология анализа, проблемы и перспективы развития: Монография / Крюков В.В., Мартынов А.Ф., Шуметов В.Г. Под общ. ред. В.Г. Шуметова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. – 11,2 п.л. (лично 3,2 п.л.)
3.Научно-образовательный потенциал вузовского комплекса: методология анализа и перспективы развития: Монография / Мартынов А.Ф., Князев Е.А. Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. – 12,8 п.л. (лично 8,2 п.л.)
4.Методы измерения и управления интеллектуальным потенциалом: Монография / Мартынов А.Ф. Москва Изд-во Палеотип , 2008. – 12,2 п.л. (лично 12,2 п.л.)
Статьи в журналах рекомендованных ВАК
5.Мартынов А.Ф., Крюков В.В. Концепция формирования корпоративной информационной среды в инновационной деятельности учреждений высшего образования региона // Инновации. 2004. №2. С.66-73. (лично 0,6 п.л.)
6.Мартынов А.Ф. Методологические аспекты формирования систем мониторинга в образовательных структурах// Инновации и инвестиции. М.: №8. 2006. С.22-25. (лично 0,3 п.л.)
7.Мартынов А.Ф. Методологические подходы к управлению интеллектуальным потенциалом// Транспортное дело России. М. №12. 2006. С. 18-23. (лично 0,5 п.л.)
8.Мартынов А.Ф. Управление интеллектуальным потенциалом экономических систем Транспортное дело России. М. №12. 2006. С. 34-37. (лично 0,4 п.л.)
9. Мартынов А.Ф., Князев Е.А. Управление развитием системы высшего профессионального образования с учетом структурных особенностей экономики // Инновации и инвестиции М.: №(1)9 2007. С.53-61. (лично 0,7 п.л.)
10.Мартынов А.Ф. Управление ресурсным обеспечением иновационно активных экономических систем // ЭПОС. 2008. №1. С.113-116. (лично 0,6 п.л.)
11.Мартынов А.Ф. Концепция управления интеллектуальным потенциалом экономических систем // Инновации и инвестиции. М.: №2. 2008. С.18-23. (лично 0,8 п.л.)
12.Мартынов А.Ф. Методология многокритериального анализа в управлении инновационной активностью экономических систем// Инновации и инвестиции. М.: №3. 2008. С.28-34. (лично 0,4 п.л.)
13.Мартынов А.Ф. Методологические подходы в управлении инновационной активностью экономических// Вестник ИНЖЭКОНА. М. №3 2008. С40-46. (лично 1,2 п.л.)
Статьи в журналах и доклады на конференциях
14.Мартынов А.Ф., Сурат В.И. Институциональные формы управления инновационным развитием вуза // Наука и обра-зование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. С.60-79. (лично 1,0 п.л.)
15.Мартынов А.Ф. Реинжиниринг институциональной составляющей управления инновационными трансформациями // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. С.223-228. (лично 0,7 п.л.)
16.Князев Е.А., Мартынов А.Ф. Отраслевая структура экономики современной России: статистический анализ // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.6 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С.3-14. (лично 0,7 п.л.)
17.Мартынов А.Ф., Шуметов В.Г, Свалов А.А. Использование критериев оптимальности в учебном процессе при решении задач в условиях риска и неопределенности // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза. Материалы 4-й всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Владивосток: ВГУЭС, 2003. (лично 0,05 п.л.)
18.Мартынов А.Ф., Шуметов В.Г. Информационно-аналитические технологии в математической подготовке специалистов управления // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза. Материалы 4-й всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Владивосток, 2003. С.56-58. (лично 0,1 п.л.)
19.Мартынов А.Ф., Крюков В.В., Прядкина Е.Н. Рейтинг ведущих Российских вузов по итогам федеральной стипендиальной программы: статистический анализ // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.6 «Технологии и экономика». М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. С.89-98. (лично 0,4 п.л.)
20.Мартынов А.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов в образовательных структурах // Образование и общество. 2005. №5 (34). С.92-99. (лично 0,6 п.л.)
21.Мартынов А.Ф., Чейф И.А., Давлетмурзаева М.А. Модель формирования и профессионального роста персонала, занятого инновационной деятельностью // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С.154-162. (лично 0,3 п.л.)
22.Мартынов А.Ф. Статистические методы в адаптивных технологиях обучения. // Моделирование и прогнозирование социально-политических и экономических явлений и процессов: региональный аспект. Материалы межрегионального круглого стола. Орел: ОрелГАУ, 2002. С.10-13. (лично 0,2 п.л.)
23.Мартынов А.Ф., Крюков В.В. Методика оценки эффективности информационной системы управления вузом с применением экспертно-аналитических технологий // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. Сб. науч. трудов. Вып.5 «Экономика». М.: МГУДТ, 2002. С.78-82. (лично 0,2 п.л.)
24.Мартынов А.Ф., Руденская Т.Е. Использование критериев оптимизации в задачах разработки стратегии // Стратегия развития гуманитарного образования в контексте современных преобразований. Материалы конференции. Орел: Современный Гуманитарный Институт, 2003. С.34-39. (лично 0,2 п.л.)
25. Мартынов А.Ф., Крюков В.В. Ситуационный подход к управлению инновационной деятельностью на основе экспертных знаний // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. Сб. науч. трудов. Вып.1 «Экономика» М.: МГУДТ, 2003. С.14-29. (лично 0,8 п.л.)
26. Мартынов А.Ф. Методические аспекты формирования систем мониторинга в образовательных структурах // Межвузовский сборник научных трудов «Наука и образование. Новые технологии» МГУДТ «Экономика» №1 2003г. С21-39. (лично 1,1 п.л.)
27. Мартынов А.Ф. Стратегическое планирование в образо-вании // Межвуз. Сб. науч. трудов «Наука и образование, новые технологии» Вып. 3 «Экономика и управление». М.: ИИЦ МГУДТ, 2004г. С142-150. (лично 0,8 п.л.)
28.Мартынов А.Ф., Мосхен У.М. Применение иерархических моделей в задачах прогнозирования развития вуза // Актуальные проблемы планирования и прогнозирования. Материалы Всеросийской научно-методической конференции Орел: ОГУ, 2004. С54-59. (лично 0,2 п.л.)
29.Мартынов А.Ф., Князев Е.А. Методологические подходы к управлению инновационным развитием системы высшего профессионального образования // Наука и образование. Но-вые технологии. межвуз. сб. научных трудов Вып. №4 «Эко-номика и управление» М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. С.8 -23. (лично 0,7 п.л.)
30.Мартынов А.Ф. Методологические аспекты формирования стратегии развития учреждений высшего профессионального образования // Системное моделирование социально-экономических процессов. Материалы 27-й международной научной школы-семинара им. Академика С.С. Шаталина Орел, 2004. С.134-137. (лично 0,5 п.л.)
31.Мартынов А.Ф. Стратегическое планирование в корпоративных образовательных системах// Компьютерные технологии при моделировании в управлении и экономике. Сб. научн. трудов XIV Межд. конф. Нац. аэрокосм, ун-т им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Харьков, 2005. Кн. 1. С.98-101. (лично 0,2 п.л.)
32.Мартынов А.Ф. Инвестиционный потенциал уровня образования как ключевой фактор воспроизводства интеллектуального ресурса // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов Вып. 2 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С.154-162. (лично 0,5 п.л.)
33.Мартынов А.Ф., Князев Е.А. Отраслевая структура экономики современной России: статистический анализ // Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 6 «Экономика и образование». М.: ИИЦ МГУДТ, 2005. С.3-15. (лично 0,4 п.л.)
34.Мартынов А.Ф., Крюкова О.А. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала человеческого капитала // Социально-экономическая значимость инновационных технологий для цели повышения качества образования. Материалы научно-практической конференции. Орел: ОГУ, 2005. С.34-37. (лично 0,2 п.л.)
35. Мартынов А.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов в образовательных структурах // Образование и общество. Орел: №5 (34) 2005. С.92-99. (лично 0,5 п.л.)
36.Мартынов А.Ф., Чеиф И.А., Довлетмурзаева М.А. Мотивационные аспекты управления интеллектуальным потенциалом.// Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006. Вып. №2 «Социология и образование». С.76-85. (лично 0,8 п.л.).