-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеФизико-математические науки
-
РегионРоссия / Иркутская область
Захарова Тамара Михайловна (1943 г.р.) – профессор Российской Академии Естествознания. Заместитель директора по исследовательской деятельности лицеистов МОУ Лицей №1 города Иркутска.
Захарова Т.М. работает в лицее №1 с 1993 года в качестве совместителя, с 1996 года - заместителем директора по научно-методической работе, с 2005 года - в данной должности. Образование - высшее, окончила Иркутский государственный университет, физико-математический факультет в 1965 году по специальности «Физика». Присвоена квалификация - физик (оптик и спектроскопист).
Стаж педагогической работы - 41 год, из них 33 года - в Иркутском политехническом институте в должности ассистента (15 лет) и старшего преподавателя (18 лет) кафедры физики.
Награждена грамотами Департамента образования города Иркутска, грамотами ИГУ и ИрГТУ за организацию научно - исследовательской работы лицеистов, благодарственными письмами ИГУ, дипломами ИрГТУ за научное сотрудничество, присвоено звание «Ветеран труда».
Под руководством Тамары Михайловны лицей осуществляет работу по комплексно-целевой программе «Интеллектуальное развитие лицеистов».
Захарова Т.М. участвует в создании учебного плана лицея, который предоставляет каждому учащемуся возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно - деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - развитие и поддержку учащихся в их профессиональном выборе.
Научная работа проводится по формированию новых принципов и методологии организации образовательного пространства в лицее:
индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная физико-техническая школа, работа по индивидуальным программам);
выработка проектно - исследовательских навыков (проектная методика);
самоопределение лицеистов в отношении профилирующего направления деятельности.
Для индивидуализации обучения лицеистов осуществляется профилирование учебных планов и программ, создается система спецкурсов, в, индивидуальных занятий. Тем самым предоставляется возможность выбора профиля обучения (технический, информационно-технологический, экономический, физико-математический), осуществляется предпрофильная ориентация, углубленное изучение дисциплин согласно выбранному профилю, предоставление возможности выбора спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий. Этому способствует создание адаптированных и авторских программ, сквозных программ индивидуальных занятий и факультативов, создание учебных комплексов и учебных пособий, компьютерная оснащенность, внедрение современных педагогических технологий, привлечение вузовских педагогов, совершенствование межличностных отношений педагогов и учащихся.
Лицей участвует в работе по программе «Одаренные дети». Результатом обучения в лицее является максимальное раскрытие творческих способностей каждого учащегося, приобретение навыков самообразования, научно-исследовательской работы, владение современными компьютерными технологиями. Выпускники лицея конкурентоспособны при поступлении в вузы и в дальнейшей деятельности. Этому способствует высокий уровень обучения, психологический климат в группах, занятия по выбору - спецкурсы и факультативы.
Захарова Т.М. активно делится своим творческим опытом на конференциях разного уровня, организует мастер - классы и педагогические студии на базе лицея.
Ее учащиеся являются дипломантами научно - практических конференций «Шаг в будущее», «В мир творчества, в мир поиска, в мир открытий», студенческих конференций.
Захарова Т.М. является автором элективного курса «Эти удивительные волны», спецкурса «Решение нестандартных задач по физике 9 -11 класс».
Постоянно повышает свой научный и профессиональный уровень на курсах повышения квалификации: МГУ - 1971, 1977, 1982, МИФИ 1987, курсы ИПКРО г. Иркутска 2000, 2002, 2004, 2006, 2007 годы.
Захарова Т.М. является компетентным специалистом, пользуется заслуженным авторитетом и уважением коллег, учащихся и их родителей.