Вединяпина Валентина Алексеевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Воронежская область

Вединяпина Валентина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, заведующая кафедрой педагогики Борисоглебского государственного педагогического института.

Базовое образование – историко-филологический факультет БГПИ. По окончании института в соответствии с распределением 4 года работала учителем на Камчатке (Усть-Камчатский район, пос. Варгановка).

Вся дальнейшая педагогическая деятельность связана с пединститутом г. Борисоглебска Воронежской области.

Исключение составляют годы учебы в аспирантуре (г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, кафедра общей педагогики, обучение очное). Это была воистину научная школа, научившая мыслить глубоко и основательно. Здесь были защищены и кандидатская диссертация, и докторская. Последняя была выполнена самостоятельно: без научного руководителя и без научного консультанта, но вдохновение определялось научной школой.

Основные научные интересы сопряжены с педагогической деятельностью – это подготовка старшеклассников к овладению методами науки, когда научные знания являются не только содержанием, но и методом дальнейшего познания: и более широкого, и более глубокого; проблемы активности учения школьника и др. В вузовском воплощении проблемы научного познания значительно усложнились: исследуется сущность активности как фундаментального свойства, сущностное становление человека в его онтогенезе (педагогическая антропология), человек как субъект – Я в его жизнедеятельности и др.

Все многолетние исследования не столько разрешали противоречия, сколько обусловливали видение новых, более многомерных, фундаментальных.

Так, востребованной областью педагогического исследования становится человековедение. Исследование проблем человекознания осуществляется на междисциплинарных методологических основах. В познании сущности человека исходными были определены следующие параметры: метатеоретический анализ соотношений «человек-мир» и мир-человек» – философская концепция; антропологический принцип как естественнонаучная концепция; интегративный подход в исследовании проблемы сущностного познания человека - человековедческая концепция; системно-целостное моделирование образа человека и образа мира – социально - педагогическая концепция; смыслообразующая функция человекознания как концепция самоосуществления человека.

Все это в совокупности позволило раскрыть соотношения «мир-человек» и «человек-мир» в их системно-целостной организации, выявить структуру психики человека во взаимосвязи природного и социального, процессы становления человека, механизм его активности и универсальные закономерности эволюции человека и мира в их сопряженности.

Данные исследования опубликованы в монографиях, учебных пособиях, статьях.

Монографии: «Природа активности учения».- М. , 1994. –117с. ; Человековедение как отрасль педагогики».- М. , 1999. –253с. (деп. ИТОП РАО); «Педагогическая антропология».- М. , 2001. –365с. (деп) и др. Учебные пособия:

«Информационная потребность учителя как педагогическая проблема». – Воронеж, 1990. –116с. ; «Активность учения». – Санкт-Петербург, 1994. –114;

«Профессиональная культура учителя». – М. , 2003. –164с. (Гриф УМО МПГУ, г. Москва) и др.

Статьи: «Педагогика ненасилия в познании сущности человека//Ненасилие как образ жизни». - СПб. , 2004. – С. 98-107; «Соотношение «мир-человек» и «человек-мир» в их системно-целостной организации//Успехи современного естествознания».- М. , 2005. – С. 86-88. и др.

Всего опубликовано более 60 работ. При кафедре открыта аспирантура по специальности: 13. 00. 01. – общая педагогика, история педагогики и образования.

В. А. Вединяпина награждена орденом Знак Почета.