-
Ученая степеньДоктор педагогических наук
-
Ученое званиеПрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Удмуртская Республика
Шихов Юрий Александрович родился 13.02.1955 г. в г. Ижевске Удмуртской Республики.
Образование – высшее:
1) Ижевский механический институт, 1977 г., механико-технологический факультет, квалификация – инженер-механик;
2) Удмуртский государственный университет, 1990 г., физико-математический факультет, квалификация – математик, преподаватель математики.
Ученые степени:
1)кандидат физико-математических наук, специальность 01.04.14 – теплофизика и молекулярная физика, защита – в диссертационном совете при Уральском государственном техническом университете (УПИ) (г. Екатеринбург), 1998 г., тема: «Исследование теплофизических свойств твердых тел при низких температурах методом лазерной диагностики»;
2)доктор педагогических наук,
специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, защита – в диссертационном совете при Казанском государственном технологическом университете, 2008 г., тема: «Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз»».
Ученое звание – профессор (2010 г.).
Общий стаж работы – 40 лет;
Научно-педагогический стаж – 35 лет, в том числе:
с 1982 г. по настоящее время – ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» (1982-1991 гг. – ассистент; 1991-1999 гг. – старший преподаватель; 1999-2004 гг. – доцент кафедры «Физика»; 2004-2009 гг. – докторант; доцент; 2009 г.– профессор кафедры «Профессиональная педагогика»). В настоящее время – заведующий кафедрой «Профессиональная педагогика».
Научная деятельность: фундаментальные и прикладные исследования в области квалиметрии образования в аспекте оценки качества: учебных занятий, учебно-методической литературы, педагогических контрольных материалов; выпускных квалификационных и дипломных работ; магистерских, кандидатских и докторских диссертаций; а также квалиметрического мониторинга фундаментальной подготовки специалистов в техническом вузе.
Научные исследования на период 1999 – 2013 гг. велись в соответствии с планом важнейших научно-исследовательских работ Учреждения Российской академии образования «Уральское отделение»: по программам «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инновации» на 1999-2000 гг. (разд. 1, п. 6 «Мониторинг качества образования в регионе: теория и методика тестового контроля знаний учащихся и студентов»), на 2001-2005 гг. (разд. 3, п. 29 «Квалиметрия образовательного стандарта: проблемы структуры, измеримости, диагностики и комплексный квалиметрический мониторинг качества естественнонаучной подготовки»); по Комплексной программе научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2006-2010 гг. (разд. 3, п. 22 «Квалиметрический мониторинг качества подготовки в системе «школа-втуз»» – научный руководитель темы); по Комплексной программе научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные ос-новы развития и инноваций» на 2011-2013 гг. (направление 2, разд. 1, проект «Инновационные технологии формирования и диагностики компетенций обучающихся» – научный руководитель проекта).
В настоящее время является руководителем темы «Инновационные технологии формирования и диагностики компетенций обучающихся», включенной в тематический план фундаментальных и прикладных исследований Научного центра Российской академии образования при ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) на 2017 г.
Под руководством Юрия Александровича подготовлено и защищено две диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. В настоящее время является научным руководителем аспирантов и соискателей.
Награды: Грамоты Учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (2009 и 2010 гг.); Почетные грамоты Министерства образования и науки Удмуртской Республики (2006 г.) и Российской Федерации (2010 г.); Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Научные публикации
Публикации: является автором более 180 научных работ, в том числе: 6 монографий, более 30 учебных и учебно-методических работ, 5 авторских свидетельств на изобретение, имею 3 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ. Индекс Хирша – 11.
Является членом редакционных коллегий журналов «Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» (г. Ижевск) и «Образование и наука» (г. Екатеринбург): оба журнала входят в список ВАК МОиН РФ.
Список основных публикаций:
Монографии:
1.Шихов Ю.А. Теоретические основы квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе «профильная школа – втуз»: монография. Санкт-Петербург-Ижевск: Изд-во «Стикс», 2007. 141 с.
2.Шихов Ю.А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе: монография. Санкт-Петербург-Ижевск: Изд-во «Стикс», 2007. 208 с.
3.Шихов Ю.А., Комкова О.Г. Учебно-методические комплексы: проблемы проектирования педагогических контрольных материалов для мониторинга качества под-готовки обучающихся: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. 132 с.
4.Учебные центры для высокотехнологичных отраслей промышленности – инфраструктура модернизации кадрового потенциала / Б.А. Якимович, Наумов С.А., Сивцев Н.С., Шихов Ю.А. и др.: монография. Ижевск. Изд-во ИжГТУ, 2010, 364с.
5.Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Современные подходы к оценке качества образования в высшей школе: монография. Saarbrücken, Deutschland: Palmarium Academic Pub-lishing, 2013. 87 с.
6.Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы: глава в коллективной монографии. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. Т.3. – Глава 16. – С. 276 – 290.
Учебные пособия:
1.Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Фаттиев Ф.Ф. Сборник задач по физике: учебное пособие. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2005. 2-е изд., исп. 167 с.
2.Учебные центры для развития кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности / Б.А. Якимович, Наумов С.А., Сивцев Н.С., Шихов Ю.А. и др.: учебное пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2012 , 360с.
Статьи:
1.Шихов Ю.А. Комплексный квалиметрический мониторинг уровня подготовки обучающихся в системе «профильная школа – втуз» // Образование и наука (Екатеринбург). 2009. № 1 (58). С. 38–45.
2.Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель образовательной системы «Профильная школа-технический вуз» (статья на английском языке) // European journal of natural his-tory (London – Moscow). 2009. № 4. P. 17–18.
3.Шихов Ю.А. Маркетинговый квалиметрический мониторинг в системе профильного обучения и высшего технического образования // Вестник ИжГТУ (Ижевск). 2009. № 3 (43). С. 199 – 202.
4.Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Варианты заданий на установление правильной последовательности // Педагогические измерения (Москва). 2010. № 3. С. 63 – 69.
5.Юшкова В.В., Шихов Ю.А. Структура квалиметрической компетенции бакалавра технологического образования // Высшее образование сегодня (Москва). 2012. № 3. С. 21–23.
6.Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы Образование и наука (Екатеринбург). 2013. № 4. С. 40–57.
7.Recent trends in training vocational educators in Russia / Yu.Krasavina, T.Isaeva, O.Shikhova, Yu. Shikhov, O.Zhuykova // Proceedings of 2 International Multidiscipli-nary scientific conference on Social Sciences SGEM 2015, Bulgaria, August 26 – September 1, 2015. – STEF92 Technology LTD, Sofia, Bulgaria, 2015. - Vol. II. - pp. 797-804. (ISSN 2367-5659, ISBN 978-619-7105-45-2) (Web of Science)/
8. Blogging in English as a Tool for Enhancing Students’ Motivation, Professional Development and Succeeding in the Labour Market Blogging in English as a Tool for Enhancing Students’ Motivation, Professional Development and Succeeding in the Labour Market / Yu.Krasavina, A.Gareyev, O.Shikhova, Yu. Shikhov // The European Proc. of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Proc. of IFTE 2016: 2nd International Forum on Teacher Education. – Future Academy, 2016. – P.228-235. (Web of Science).