-
Ученая степеньДоктор физико-математических наук, Кандидат исторических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеФизико-математические науки
-
СтранаТаджикистан
Комили Абдулхай Шарифзода (Комилов Абдулхай Шарифович) (18.03.1962) - доктор физико-математических наук, кандидат исторических наук, профессор по специальности «История науки и техники», академик Академии педагогических и социальных наук РФ, академик Инженерной Академии Республики Таджикистан, академик Международной Академии высших школ, почетный профессор 7 зарубежных и отечественных университетов, директор Научно-исследовательский институт истории естествознания и техники при Бохтарском государственном университете (БГУ) им. Носира Хусрава.
В 1986 году закончил физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. 1986-1988 работал в Секторе истории науки и техники Академии наук Таджикистан в должностях старшего лаборанта и младшего научного сотрудника, одновременно учился на арабском отделение факультета восточных языков ТГУ им. В.И.Ленина (ныне Таджикский национальный университет ТНУ).
С 1989 по 1991 проходил стажировку в Секторе истории физики, механики и астрономии Института истории естествознания и техники ИИЕТ АН СССР (ныне ИИЕТ РАН). По окончании стажировки защитился кандидатская диссертация на тему «Физические труды ар-Рази и Ибн Сины» по двум специальностям: 07.00.10 – История науки и техники и 07.00.02 – Отечественная история на соискание ученого степени кандидата исторических наук.
С 1992 по 1997 работал в Секторе истории науки и техники Академии наук Таджикистан в должностях научного, старшего научного и ведущего научного сотрудника.
С 1997 по 2000 учился в докторантуре на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. 30.11.2000 защитил докторскую диссертацию на тему «Физика Средней Азии в IX-XIII вв.» по специальности 07.00.10 – История науки и техники на соискание ученого степени доктора физико-математических наук при ИИЕТ РАН в Москве.
С 2000 по 2005 работал главным научным сотрудником заведующим Отделом истории науки и техники АН РТ. В годы работы в АН Таджикистана по совместительству преподавал различные курсы (история науки и техники, история и философия религии, концепция со-временного естествознания) в Таджикском Национальном университете, Российско-таджикском (славянском) университете.
С 2005 по 2006 работал зав. кафедрой Общетехнические предметы, а с 2006 по ныне работает проректором КТГУ им. Носира Хусрава по международным связям. Участвовал в более 30 Международных и республиканских конференциях, симпозиумах и конгрессах (в Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Индии, Иран, России, Таджикистан, Туркменистан, Турции и Узбекистан). Автор более 360 работ (монографии, учебные и методические пособия, брошюры, научные и научно-популярные статьи, тезисы конференции, энциклопедические статьи, а также 10 сборник стихов) на русском, таджикском (персидском), английском, французском, узбекском и туркменском языках.
ЧЛЕНСТВО И НАГРАДЫ
•Академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН) Российской Федерации
•Академик Инженерной Академии Республики Таджикистан
•Академик Международной Академии высших школ
•Почетный профессор Международный славянский университет
•Почетный профессор Международного гуманитарно-технического университета Республики Казахстан
•Почетный профессор Шымкентского социально-педагогического университета (Республики Казахстан)
•Почетный профессор Шымкентского университета (Республики Казахстан)
•Почетный профессор 3-х вузов Республики Таджикистан
•Золотой нагрудный значок «За отличную учебу» (Москва, 1982);
•Дважды лауреат премии и диплом Академии наук Республики Таджикистан для молодых ученых (1991; 1997);
•Медаль «Учёный года» за 2005;
•Отличник культуры Таджикистана (2009);
•Отличник печати Таджикистана (2010);
•Отличник образования Таджикистана (2012);
•«Имя в науке» («The name of Science», Оксфорд, Англия, 2010);
•"Лавры славы" (International award Laurels of Fame, Англия, 2010);
•Медаль «имени Лука Пачоли» (International award named after LUCA PACIOLI, Вена, Австрия, 2011);
•Медаль «Интеллект нации» Москва, 2011);
•Медаль «350-летию Тулиби Алибеккул» (Төле би Әлiбеккyлы-350 жыл, Чимкент, Казахстан, 2013)
•Медаль «Солидарность» («ЫНТЫМАҚ», Чимкент, Казахстан, 2014)
•Медаль «Достойна заслуга» («Хизмати шоиста», Душанбе, 2011)
Член диссертационных советов по философии (онтологии и теории познания) при Института философии и права АН РТ (Российский Диссовет); по педагогике (13.00.08) при Таджикском национальном университете (Российский Диссовет), по педагогике (методики преподавания физики, математики и информатики) при Бохтарском государственном университете имени Носира Хусрава (Таджикский Диссовет), а также председателем Диссертационного совета по истории науки и техники (07.00.10) при Бохтарском государственном университете имени Носира Хусрава (Таджикский Диссовет). Под его руководством защищены 25 кандидатских, и 2 докторских диссертации.
Сфера научных интересов:
•история и философия науки и техники
•мусульманская естественнонаучная и натурфилософская мысль
•мусульманская космология
•история шахматы
Знание языков: таджикский (персидский), русский (свободно), английский, арабский (со словарем).
Научные публикации
Всего 360 наименований, включая сборник стихов.
1. Физическая часть трактата Ибн Сины «Курозаи табииёт».- Душанбе: Дониш, 1990.-40 с.
2. Физика ар-Рази и Ибн Сины. – М.: МГУ, 1999. – 160 с.
3. Физика Авиценны. 2 издание. – Душанбе, 2005; 2013
4. Физика Абу Бакра ар-Рази. – М.: МБА, 2014. – 104 с.
5. Самоучитель персидского алфавита. – Душанбе: Матбуот, 1991. – 32 с. (на тадж. яз.).
6. О математическом наследии Ибн Сино (Авиценны). – Душанбе, 2005. – 96 с. (в соавт.).
7. О физическом наследии Ибн Сино (Авиценны). – Душанбе, 2005. – 96 с. (в соавт.).
8. Наука эпохи Рудаки. – Душанбе: Дониш, 2008. – 170 с. (на тадж. яз., в соавт.)
9. Краткий толковый математический словарь мусульманского Востока. 2 издание. – Душанбе: Нодир, 2009; 2010. (на тадж. яз.).
10. Из древней истории Древнего и Среднего Востока. – Душанбе, 2008. (на тадж. яз.)
11. Краткий толковый словарь по музыке мусульманского Востока. – Душанбе: Нодир, 2008. (на тадж. яз.).
12. Ибн Сино и его трактат «Рассуждения о причинах грома». – Душанбе, 2005. – 36 с.
13. Эквивалентные формулы определения скорости света. – М., 1999 (в соавт.);
14. Особенности расширения релятивистского электронного пучка в мощных СВЧ приборах. – М., 2000;
15. Учебные материалы для изучения физики в средних школах. Пособие для учителя. – Д., 2003 (в соавторстве);
16. Гений, перешагнувший века. – Д., 2020;
17. Об астрономии Ибн Сины. – Д., 2021 (на тадж. яз., в соавт.);
18. Слово о Мауланы (Мавлононома). – Д., 2021 (на тадж. яз.);
19. Роль рукописей в самосознании народов Центральной Азии / Матер. Межд. науч. конф. Вклад Авиценны и Эйнштейна в развитии мирового естествознания. – Курган-Тюбе, 2005. – С. 115-132.
20. Место и содержание физических знаний в учебных заведениях средневекового Мавераннахра и Хорасана // Наука и школа. – М., 2010, № 2 С. 112-115 (в соавт.).
21. Наука эпохи Абумахмуда Худжанди // Материалы Межд. симп. «Вклад Абумахмуда Худжанди в развитие точных наук». – Худжанд, 2010 С. 167-183.
22. О развитии решений уравнений 1-й и 2-й степеней в трудах средневековых мусульманских ученых // IV Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU-2014), посвященная 210-летию Казанского университета и Дню математики. – Казань, 2014. – С. 286-896; (в соавт.).
23. Вопросы нравственного и гуманистического воспитания в трудах Абу Бакра ар-Рази // “Учёные записки” научный журнал. Серия гуманитарно-общественных наук: -№ 1 (46), 2016. Худжанд, 2016. – С. 131-137. ( в соавт.)
24. The Problems of Physics in the Works of ar-Razi and Ibn Sina // Science and Technology in the Islamic World. Belgium, 2002. – С. 183-187.
25. Indian Mathematics of Abu Reyhan Biruni // Biruni International Conference The 965th Demise Anniversary of the Great Scholar of Iran and World Abu Rayhan Biruni. Senate House Hall, University of Dhaka. February 05-06, 2014. – Р. 14-16.
26. Conceptions of Abubakr ar-Razi and Abuali ibn Sino (Avicenna) about heat, electricity and magnetism // Avicenna and human civilization (Proceedings of International scientific and practical conference). – Kurgon-teppa, 2006. – С 4-7.
27. Sciences in the epoch of Firdowsi // Shahname Firdowsi 1000 year after. Dushanbe, 1994. – С. 249-256.
28. Краткая характеристика педагогической мысли средневековых персидско-таджикских ученых-естествоиспытателей // Наука и школа. – М., 2010, № 2. – С.
29. Место и содержание физических знаний в учебных заведениях средневекового Мавераннахра и Хорасана // Наука и школа. – М., 2010, № 2. – С. 112-115.
30. Учения Абубакра ар-Рази о пространстве, времени, материи и атомистике // Наука и школа, 2012, № 6. – С. 158-161.
31. Evalution of performance of Elmi-Karbordi Universities through Data Envelopment Analysis method // Life Science Journal. – New York, 2012.
32. Гуманистические идеи таджикско-персидских мыслителей, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей эпохи возрождения // Наука и школа. М.: МПГУ, 2013, № 6. – С.
33. Информатизация и непрерывное образование в Таджикистане: социальный и психолого-педагогический аспекты // Наука и школа. М.: МПГУ, 2013, № 1. – С. 34-37.
34. Ал-Хорезми – основоположник вычисления, алгебры и алгоритма // Вестник ТНУ. – Душанбе, 2013, №3/1 (104). – С. 56-67.
35. Состояние научной и технической мысли у предков таджикского народа в период VI-VIII вв. (Гундишапурская академия) // Вестник ТНУ. – Душанбе, 2013, № 3/2 (108). – С. С. 67-77.
36. О некоторых физических взглядах Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. Серия естественных наук, Ярославль, 2013. – С.
37. Indian Mathematics of Abu Rayhan Biruni // Biruni International Conference The 965th Death Anniversary of the Great Iranian Scholar Abu Rayhan Biruni University of Dhaka, 2013. – С.
38. Неприятие войн и призывы к миру и толерантности – лейтмотив творчества таджикско-персидских мыслителей средневековья // Наука и школа. М.: МПГУ, 2014, № 1. – С. 166-169.
39. Бахауддин Амули – персидско-таджикский математик, философ, поэт и педагог // Наука и школа. М.: МПГУ, 2014, № 2. – С. 212-214.
40. Типологические черты пророчества (нубувват) в хронике ат-Табари // Наука и школа. М.: МПГУ, 2014, № 3. – С. 79-89.
41. Вопросы геометрической оптики в трудах Абу Бакра Мухаммад Закариййа ар-Рази // Наука и образование: новое время, № 4, 2016. – С.
42. Вопросы пространства, времени и материи с точки зрения Абу Бакра ар-Рази // Вестник Ульяновского государственного технического университета, № 3, 2019. – С. 36-38.
43. Об атрибуции рубайята Омара Хайяма // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава (научный журнал). – 2018, № 1-3 (56). – С. 89-92. (в соавт.).
44. Вопросы гидростатики и гидродинамики в трудах Абдурахмана аль-Хазини // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава (научный журнал). – Серия естественных наук, 2018, № 2/1 (52). – С. 89-92 (на тадж. яз.)
45. О биографии и генеалогии Мауланы Джалал-ад-Дина Балхи-Руми // Караван: от древности к нашим дням, № 83, сентябрь 2020. – С. 184-206.