-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Удмуртская Республика
Карманчиков Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, начальник сектора охраны интеллектуальной собственностью Удмуртского госуниверситета
Карманчиков Александр Иванович закончил Харьковский авиационный институт (1979 г.), специальность – самолетостроение, квалификация – инженер-механик, более десяти лет работал конструктором на авиационном заводе в Ульяновске. Прошел стажировку на на авиационных заводах Харькова, Воронежа, Казани, Самары, Смоленска, Ташкента. Активная жизненная позиция, творческий подход в решении проблем производства позволили молодому специалисту организовать ОКТБ (Общественное конструкторское технологическое бюро), которое способствовало активизации движения НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) на авиазаводе и на других предприятиях г. Ульяновска. Инженерно-технические работники завода более активно осваивали теорию решения изобретательских задач, выявляли проблемы на производстве и находили оптимальные варианты их решения, вели технические кружки в школах. На Ульяновском телевидении Карманчиков А.И. организовал и вел телепередачу «Юный изобретатель», где рассматривались методы технического творчества, разбирались проблемы, для решения которых часто достаточно лишь школьных знаний. Как правило, основным препятствием в поиске эффективных решений у многих было стереотипное мышление, определенные психологические барьеры.
В 1981 закончил ВГКПИ (Высшие государственные курсы повышения квалификации инженерных и руководящих работников в области патентоведения), получив еще одну специальность – патентовед.
В 1984 году был признан лучшим молодым рационализатором Ульяновской области, к тому времени было подано около 100 рационализаторских предложений с общим годовым экономическим эффектом около 350 тысч рублей. Был избран председателем совета ВОИР авиазавода, в 1989 году организовал общественный институт технического творчества. Прошел обучение и получил диплом методиста технического творчества. Принимал активное участие в разработке различных технических проектов. Один из крупнейших – проект «Термоплан», летательный аппарат с грузоподъемностью около 600 т.
В 90-х работал патентоведом, директором Удмуртского ЦНТИ (центр научно-технической информайии). Паралельно осваивал ещё одну специальность – психолог. В университете Карманчиков Александр Иванович начинал работать в 1998 году, затем перешел в систему дополнительного образования, работал преподавателем технических кружков. В 2001 году был прикреплен в качестве соискателя к аспирантуре Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики (ИПК и ПРО УР). В 2004 году перешел на работу в ИПК и ПРО УР, заведующим аспирантурой. В мае 2004 года защитил кандидатскую диссертацию: «Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования».
В 2007 году перешел на работу в НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» заведующим кафедрой общетехнических дисциплин, а в 2009 году вернулся в УдГУ, был назначен заведующим кафедрой общеинженерных дисциплин Института гражданской защиты, затем доцентом этой же кафедры.
Кроме основной работы Карманчиков А.И. работал по совместительству руководителем технических кружков (средние школы, станция юных летчиков, станция юных техников), преподавателем (Ижевская государственная медицинская академия), научным сотрудником (Научно-исследовательский институт национального образования Удмуртской Республики), доцентом кафедры (Институт повышения квалификации и профессональной переподготовки работников образования Удмуртской Республики) и других организациях.
Александр Иванович продолжает научно-исследовательскую деятельность, работает над диссертационным исследованием на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме: «Прогностическая логистика в системе образования». Результаты исследования были представлены в периодических изданиях, в сборниках международных научно-практических конференций различного уровня и в разных регионах.
В настоящее время Карманчиков Александр Иванович подготовил и опубликовал более 150 печатных работ, из них 14 учебно-методических пособий и три монографии.
Карманчиков А.И. читает лекции и проводит практические и лабораторные занятия по следующим дисциплинам: «Педагогика и психология», «Гидравлика», «Гидрогазодинамика», «Гидроаэромеханика», «Сопротивление материалов», «Теплотехника», «Механика», «Прикладная механика», «Теория механизмов и машин», «Методы инженерного творчества», «Патентный анализ», «Патентные исследования».
С 2018 года Карманчиков А.И. кроме научно-педагогической деятельности включился в организационную работу по активизации творческой деятельности преподавателей и студентов университета, назначен начальником сектора охраны интеллектуальной собственности. В апреле 2019 года была подготовлена и утверждена ректором «Патентная политика вуза». Существенно выросло число подаваемых заявок на получение патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие объекты интеллектуальной собственности. Количество патентов и свидетельств, полученных университетом с 3-4 в 2018 году выросло уже до 23 за 6 месяцев 2023 года. Большое внимание уделяется аспектам, связанным с системой управления интеллектуальной собственностью в вузе.
Карманчиков А.И. избран профессором Российской Академии Образования, академическим советником инженерной академии Удмуртской Республики, членом Международной Академии Информатизации, членом Ученого Совета Института гражданской защиты, членом Научного Совета министерства по делам молодежи Удмуртской Республики. За активное многолетнее участие в научно-методическом обеспечении государственной молодежной политики награжден Почетной грамотой министерства по делам молодежи Удмуртской Республики.
Научные публикации
Наиболее значимые публикации: «Творчество и психологические типы», Ижевск: Изд. ООО «Знак», 2004 г.; «Прогнозирование творческой активности личности», Ижевск: Изд. ИПК и ПРО УР, 2005 г.; «Как написать исследовательскую работу по педагогике», Ижевск: Изд. ИПК и ПРО УР, 2007 г.; «Одаренность, диагностика и развитие различных стилей мышления», Изд. Аркти, 2007г.
Наиболее интересные работы: «Прогностическая функция вопроса» (2007), «Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов» (2008), «Логистика педагогического прогнозирования» (2012), «Прогностическая логистика в системе образования» (2012), «Методы инженерного творчества» (2012).