Семенов Игорь Никитович
Научная школа сформировалась в ходе теоретико-экспериментальных исследований в МГУ, ИП РАН, ПИ РАО процесса дискурсивного решения творческих задач по теме: психология творческого мышления и рефлексии. Наиболее существенным вкладом Семенова И.Н. в развитие психологической теории является разработка концепции уровневой организации и рефлексивной регуляции творческого мышления, которая выступает концептуально-методологической основой для понимания и изучения мыслительной деятельности и развития рефлексивно-творческого потенциала личности. Другим фундаментальным вкладом Семенова И.Н. в теорию психологии стали его исследования по психолого-акмеологическим проблемам рефлексивности профессиональной деятельности. Заслугой Семенова И.Н. является конструктивная разработка и последовательная реализация методологических принципов системного подхода применительно к психологическому анализу дискурсивного мышления и рефлексии. Созданная им оригинальная психологическая теория, которая вскрывает сущность рефлексии на онтологическом уровне. Впервые в отечественной науке Семенов И.Н. ставит проблему типологии рефлексивных процессов и последовательно разрешает ее теоретически (предложив концептуальную модель их взаимодействия), экспериментально (верифицировав эту модель в комплексе исследований) и в прикладном плане (разработав психотехнологии творческого роста личности в рефлексивно-игровых тренингах). Достижения научной школы Семенова И.Н. внедрены в практику основных ступеней непрерывного образования: дошкольного, школного, вузовского, профессионального дополнительного, а также в социальное управление и психолого-педагогическое консультирование.

Перечень кандидатских диссертаций:

1) Борискина А.А. Формирование нравственной позиции подростков в поликультурной среде школы. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики. М. УРАО. 2011

2)Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов. 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. М. ГУ ВШЭ. 2008

3).Рыбников С.В. Развитие профессиональной рефлексии специалистов по маркетингу. 19.00.13 – психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2004

4).Балаева А.В. Рефлексивная динамика продуктивности профессионально-творческой деятельности (на материале жизнедеятельности и трудов Н.Я. Пэрны). 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки). М. РАГС. 2004

5).Лаптева О.И. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста педагогов в дополнительном образовании. 19.00.13 – психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2003

6)Ковшуро О.Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих. 19.00.13 – психология развития, акмеология; 19.00.05 – социальная психология. М. РАГС. 2002

7).Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов-будущих психологов. 19.00.13 – психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2002

8)Учадзе С.С. Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности. 19.00.07 – педагогическая психология. Сочи. НОЦ РАО. 2002

9).Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия в проблемно-конфликтных ситуациях.19.00.07 – педагогическая психология. М. МПГУ. 2000

10).Васютин Р.Н. Психолого-педагогические аспекты оптимизации профессионального роста в группе в условиях рефлексивного видео-тренинга. Сочи. НОЦ РАО. 2000

11).Войтик И.М. Развитие рефлексивного мышления государственных служащих в профессиональном образовании. М. РАГС. 2000

12)Алюшина Н.А. Рефлексивно-профессиональные особенности управленцев с мотивацией на успешную самореализацию. Сочи. НОЦ РАО. 2000

13).Ушаков В.В. Психолого-акмеологическое обеспечение рекламной деятельности. 19.00.13 – психология развития, акмеология; 19.00.05 – социальная психология. М. РАГС. 1999

14).Тремасов А.Н. Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала (на материале решения задач на стихосложение). 19.00.07 – педагогическая психология. М. МГПУ. 1998

15).Лосев А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. 19.00.01 – общая психология, история психологии. М. ПИ РАО. 1997

16).Байер И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. 19-00.13 – психология развития, акмеология. М.РАГС. 1997

17).Полищук О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. М. РАГС. 1995

18).Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса. 13.00.01 – теория и история педагогики. М МГУ. 1993

19).Найденов М.И. Групповая рефлексия при решении творческих задач как фактор готовности к интеллектуальному труду. Киев. ИП АН УССР. 1990

20).Советов А.В. Профессиональные различия в решении проектно-творческих задач.19.00.03 - психология труда, инженерная психология. М. МГУ. 1987

21)Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. 19.00.10 – общая психология. М.НИИОПП АПН СССР. 1986

Перечень докторских диссертаций:

1) Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. М. РМАТ. 2009

2) Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. 19.00.13 – психология развития, акмеология. М. РАГС. 1999.

Количество опубликованных научных работ: 495, в т.ч. наиболее значимые:

1))Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж. МСПУ. 2000

2)Дюков В.М., Семенов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. Уч-метод пособие. М. ТЦ Сфера. 2008 – 131 с. (6.2 п.л.)

3)Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова Г.С. Рефлексивно-организационная психология. Учебно-методическое пособие. Утверждено УМО Российской академии естествознания. 2-е изд. Новосибирск. НГАА. 2011

4)Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск. СибАГС. 2001

5)Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Табов. ТГУ. 2002

Монографии:

1)Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. НИИ ОПП АПН СССР. 1990;

2)Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. Коллективная монография. М. Наука. 1983;

3)Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. Коллективная монография. М. Наука. 1990;

4)Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Психология и акмеология успешных управленцев. Монография. М.-Сочи. НОЦ РАО. 1999;

5) Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Монография. Мурманск. Из-во МГПУ. 2007 – 186 с. -11,1 п.л.

6)Борискина А.А., Семенов И.Н. Формирование нравственной позиции подростков в условиях поликультурной среды детских образовательных учреждений московского мегаполиса. Монография. М. Университет РАО. 2011. – 166 с. (10, 5 п.л.)

7)Семенов И.Н. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография /Отв. ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г.Болдина. Москва: Аналитика Родис. Московская область, г. Ногинск. 2011 – 402 с.

8)Дюков В.М., Бойдик Л.А., Семенов И.Н. Теоретические и методологические основы школьного инклюзивного образования. (Монография на русском языке). Саарбрюккен (Германия). Ламьерт. 2012

9)Тюльпанова О., Селютина Г., Семенов И. Методологические основания инновационной методической работы. Саарбрюккен (Германия). Ламберт. 2013

Докторская диссертация: Семенов И.Н. Рефлексивная организация творческого процесса мышления. М. ПИ РАО. 1992 (утверждена ВАК 1993)

Лауреат Премии Президента РФ в области образования; Член докторских диссертационных советов по общей психологии в НИУ ВШЭ и по общей педагогике и психологии в Университете РАО; Академик: Академии педагогических и социальных наук, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук, Международной академии гуманизации образования; Директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования (при Международной академии гуманизации образования, Магдебург-Сочи); Научный руководитель гимнации N 1526 г. Москвы и Ресурсного центра (при Департаменте образования Южного округа г. Москвы); Главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»; Член редколлегии: Международного междисциплинарного журнала «Рефлексивные процессы и управление» и «Психология. Журнал Высшей школы экономики»; Кавалер медалей: имени Маршала авиации А.И.Покрышкина, «75 лет ДОСААФ-РОСТО», имени В.И.Вернадского РАЕ, золотой метали «Элита российского образования»; получил гранты в РАГС, Психологическом институте РАО, Институте педагогических инноваций РАО, НИУ ВШЭ; Соавтор ряда пакетов компьютерных Программ, утвержденных ГОС ФАП СССР.