Под научным руководством Собянина Ф.И. защитили кандидатские диссертации по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры:
Некрасов А.С. «Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев» (2006), Жаворонкова И.А. «Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет)» (2007), Андреева Н.В. «Совершенствование преподавания базовых физкультурно-спортивных дисциплин на основе их интеграции с теорией и методикой физического воспитания и спорта» (2007), Махов И.И. «Программно-методическое обеспечение занятий по туристскому многоборью с детьми 12-15 лет» (2007), Молчанова Ю.С. «Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет» (2007), Чахнина М.С. «Содержание и направленность регионального компонента программы по физической культуре в младших классах на основе средств туризма» (2008), Стрелкова Я.А. «Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп» (2009), Кривцов А.С. «Первичный отбор в группы начальной подготовки СДЮСШОР по пулевой стрельбе» (2009), Малахов В.А. «Сопряженное воздействие дозированного голодания и умеренных физических нагрузок как средство оздоровления мужчин среднего возраста» (2009), Махов В.И. «Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации» (2011), Трусова О.В. «Методика развития выносливости у старших школьников на основе индивидуально-типологических особенностей» (2011), Артамонова А.А. «Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств» (2011), Фазенда Нелсон Пиреш Викторин «Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах Мозамбика» (2012), Миронова Т.А. «Формирование теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у учащихся старших классов с применением программированного обучения» (2012).
Под научным руководством Собянина Ф.И. защищенных докторских диссертаций нет.
Некоторые наиболее значимые научные работы:
1. Собянин Ф.И. Акмеологическая подготовка студентов факультета физической культуры // Основная концепция и доктрины российского образования в ХХІ веке: матер. третьей науч. сессии науч. совета Петровской акад. наук и искусств по пробл. образов. – СПб.: ВИФК, 1996. – С. 209-213.
2. Собянин Ф.И., Лотоненко А.В. Наукоемкие классы явлений теории физической культуры в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 8. – С.17-20.
3. Собянин Ф.И. О сущности физической культуры (или к вопросу об одной предложенной дискуссии) // Теория и практика физической культуры. – 2010. -№ 4. – С.20-24.
4. Sobyanin F. Development of «Physical Training» on Example of Reserches in Russia//
Professionals and volunteers in physical education: monograph book of scientific and professional articles . Bratislava, 2012. – P.112-117.
Монографии:
Собянин Ф.И. Введение в акмеологию учителя физической культуры: монография. – Шуя: Шуйский гос.пед. университет, 1998. – 239 с.
Собянин Ф.И. Введение в акмеологию учителя: монография. – Тирасполь: Изд-во Приднестровского ун-та, 2007. – 192 с.
Собянин Ф.И., Фролов В.Н., Андреева Н.В., Голицына И.И. Совершенствование преподавания базовых физкультурно-спортивных дисциплин на основе их интеграции с теорией и методикой физического воспитания и спорта: Монография. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2007. – 150 с.
Докторская диссертация «Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода» защищена в 2002 году.
Информация о публичной, государственной, педагогической деятельности, патентах, свидетельствах на изобретения, полученных грантах, наградах, почетных званиях:
Собянин Ф.И. участвовал в разработке «Стратегии развития физической культуры на территории Белгородской области на 2013-2017 годы», выполнении Всероссийских грантов на темы: «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижение нервно-эмоционального напряжения студентов вуза в процессе образовательной деятельности», в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (номер госрегистрации 01200962359), «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов», в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (номер госрегистрации 01201053748), «Медико-педагогические технологии обеспечения здоровья студентов в образовательной системе вуза», в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (номер госрегистрации 01200951923).
С 2013 года является представителем России в международной спортивной ассоциации «Яджент». С 2011 года является представителем России (национальным делегатом) в Международной федерации физического воспитания (FIEP).
Награжден Дипломом за вклад в международное развитие физического воспитания (2009, г. Ниш, Сербия), Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2010), медалями «Серебряный джентльмен» и «Золотой джентльмен» Союза Сербии «Яджент».