Доктор психологических наук, профессор, академик РАЕ и ЕАЕ
Психическая нагрузка в учебной, профессиональной и спортивной деятельности
Выполненные и утвержденные ВАК РФ кандидатские диссертацие, выполненных под руководством Яковлева Бориса Петровича:
- Диордица, Лариса Владимировна «Формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания», специальность 13.00.04, Сургут, 2004;
- Валеева, Венера Фаатовна «Формирование индивидуально-стилевых стратегий мотиваций политического выбора в юношеском возрасте», специальность 19.00.07, Казань, 2004;
- Багнетова, Елена Александровна Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза», специальность 13.00.08, Сургут, 2004;
- Вязовкин, Сергей Владирович «Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности», специальность 13.00.08, Сургут, 2006;
- Новосельцева, Татьяна Фатеевна «Методика оценки сексуального поведения девушек старшего школьного возраста и ее возможности в диагностике и профилактике склонности к девиантно-сексуальному поведению», специальность 19.00.07, Казань, 2006;
- Жукова, Валентина Федоровна «Социально-профессиональная адаптация студентов-психологов заочной формы обучения к практической деятельности», специальность 19.00.07, Сургут 2007.
- Пасишников, Александр Анатольевич «Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения», специальность 13.00.04 , Сургут 2008.
-Белик, Яна Николаевна «Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования», специальность 13.00.02 , Челябинск 2011.
Основные труды: всего 230 печатных работ:
Диссертации, монографии
1. Решение задач психологической подготовки квалифицированных спортсменов
велосипедистов (шоссе) на основе контроля и коррекции эмоциональной
напряженности в условиях соревновательной деятельности : дис. … канд. пед. наук :
13.00.04. – Киев,1993. – 215 с.
2. Психическая нагрузка в спортивной деятельности : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 :
13.00.04. – 2000. – 351 с.
3. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты : монография /
Великолук. гос. ин-т физ. культ. – Великие Луки : Изд-во ВГИФ, 2002. – 194 с.
4. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности : монография / Сургут. гос.
пед. ин-т. – Сургут : РИО СурГПИ, 2003. – 190 с.
5. Психическая нагрузка в спорте высших достижений : монография / Сургут. гос. пед. ин-
т. – Сургут : РИО СурГПИ, 2007. – 220 с.
6. Сетевое профильное обучение в общеобразовательной школе : монография/ Б. П.. Яковлев. – Сургут: Сургутская типография, 2010. – 128 с.
7.Социально-профессиональная адаптация студентов к практической деятельности: монография.-Томск:ТМЛ-Пресс,2011.-200с.
Учебно-методические работы
1. Психофизиологические основы здоровья человека : учеб. пособие / Сургут. гос. пед. ин-т.
– Сургут : РИО СурГПИ, 2005. – 194 с.
2. Профориентация в учреждениях интернатного типа : учеб.-метод. пособие / Сургут. гос.
пед. ун-т. – Сургут : РИО СурГПУ, 2005. – 158 с.
3. Аутоагрессия: современные тенденции и проблемы : учеб. пособие. – Ростов н/Д :
Феникс, 2006. – 320 с.
4. Теория и организация адаптивного самовоспитания (учебно-методическое пособие с грифом МАНПО)- Сургут: ИЦ СурГУ, 2009.- 190 с.
5. Психофизиологические основы здоровья (учебное пособие, с грифом РАЕ)- Москва:Эксмо,2010.-288 с.
6. Основы спортивной психологии (учебное пособие, с грифом УМО)- Москва: Советский спорт, 2010.- 208 с
В 1980 г. поступил на факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).
С 1985 г. по 1994 гг. работал научным сотрудником Проблемной лаборатории высоких тренировочных и соревновательных нагрузок Киевского государственного института
физической культуры и спорта, где организовал и возглавил лабораторию психологии спорта.
В 1993 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук в диссертационном совете Украинского государственного университета физической культуры и спорта.
Работал с 1994 г. в Великолукской государственной академии физической культуры и
спорта доцентом кафедры педагогики и психологии, затем проректором по научной работе.
Принят на работу в Сургутский государственный педагогический университет в 2002 г.
профессором кафедры общей психологии. Организовал и возглавил в СурГПУ лабораторию психологии личности.
С 2008 г. заведует лабораторией психологии профильного обучения Сургутского
государственного университета.
В 2000 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психическая нагрузка в спортивной деятельности» в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета по специальностям 19.00.07 – педагогическая психология и 13.00.04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.
Направление научных исследований – личностная готовность в учебной и спортивной деятельности, эмоциональная напряженность в экстремальных условиях жизнедеятельности, психическая нагрузка в условиях учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Сфера смежных научных интересов – физическая культура, педагогика, психофизиология.
Руководитель аспирантов по специальностям 19.00.07 – педагогическая психология, 13.00.04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
В 2007 г. им получен грант Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Научная школа».
С 2006 г. является действительным членом Европейской Академии Естествознания (ЕАЕ). В 2008 г. избран академиком Российской академии естествознания (РАЕ). В 2007 г. решением президиума РАЕ присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования». В 2008 г. присвоено почётное звание «Основатель научной школы «Психическая нагрузка в учебной, профессиональной и спортивной деятельности» Б.П. Яковлев – четырежды лауреат Фонда развития отечественного образования (2007,2008,2009,2010 гг.) в номинациях на лучшую научную книгу по педагогике и психологии, г.Сочи. В 2011году лауреат конкурса «Золотая Психея»,г.Санкт Петербург.