Научный руководитель утверждённых ВАК РФ кандидатских диссертаций: Шевченко О.В. «Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века» (2003), Севастьянова С.С. «Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре» (2004), Мозгот С.А. «Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси» (2006), Шепшелева О.В. «Звук в хорах a cappella отечественных композиторов последней трети ХХ века: содержательный аспект» (2008), Шмакова О.В. «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950-е гг.)» (2008), Сальникова М.В. «Темперамент как музыкально-художественный феномен» (2008), Васирук И.И. «Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети ХХ века» (2008), Бескровная Г.Н. «Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект» (2010), Бозина О.А. «Семантика тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова» (2010), Рахимова Д.А. «Ориентализм в творчестве С.В. Рахманинова» (2012), Ступницкая М.А. «Воспоминание как музыкально-художественный феномен в творчестве композиторов-романтиков» (2016).
При научном консультировании Л.П. Казанцевой выполнены, защищены и утверждены ВАК РФ докторские диссертации Волковой П.С. «Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)» (2009), Лукониной О.И. «Максимилиан Штейнберг: личность и творчество в контексте отечественной культуры первой половины XX века» (2013), Мозгот С.А. «Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве» (2018), Бегичевой Л.В. «Романтическая баллада в художественной культуре XIX – XX вв.: типология и поэтика» (2020).
Автор более 220 научных, учебных и методических публикаций. Среди них 10 книг (в том числе: Хрестоматия по теории музыкального содержания. Астрахань: Волга, 2006 + диск МР3), 10 брошюр (Полистилистика в музыке. Казань: Казанская гос. консерватория, 1991; Музыкальная интонация. Астрахань: Волга, 1999 и др.), статьи.
Монографии: Музыкальный портрет. М.: НТЦ «Консерватория», 1995; 2 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021; Музыка начинается там, где кончается слово (В соавторстве с М.Ш. Бонфельдом, П.С. Волковой, В.И. Шаховским). Астрахань-М.: НТЦ «Консерватория», 1995; Автор в музыкальном содержании / РАМ им. Гнесиных. М., 1998; Основы теории музыкального содержания. Астрахань: Факел, 2001 (2 изд. Астрахань: Волга, 2009); Анализ музыкального содержания / АГК. Астрахань, 2002; Музыкальное содержание в контексте культуры. Астрахань: Волга, 2009; Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. Астрахань: Волга, 2011; Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни. 4 изд. СПб.: Лань, Планета музыки, 2021) и др.
Доктор искусствоведения (1999), диссертация «Автор в музыкальном содержании».
Член Диссертационного совета при Казанской консерватории (2003 – 2006) и Объединенного диссертационного совета при Саратовской консерватории (2005 – 2013). Член жюри I и II Всероссийских конкурсов научных работ молодых ученых (2004, 2006). Председатель жюри Всероссийского конкурса научных студенческих работ по музыкальному содержанию (2018) и Международного конкурса студенческих работ «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия».
Член редакционных коллегий ВАКовских журналов («Проблемы музыкальной науки» и «Вестник Адыгейского государственного университета», серия «Филология и искусствоведение»), журналов «Искусство. Культура. Образование. Научные исследования» и «Art Tempus». Редактор и редактор-составитель более 80 научных и научно-методических изданий. Среди них: Выразительные средства музыки: Межвуз. сб. Красноярск, 1988; Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1996. Вып. 136; Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧВМУ(В), 2000; Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. Астрахань, 2002; Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов научных чтений. Вып. 1-3 (2009, 2012, 2016) и др. Редактор сайта http://muzsoderjanie.ru .
Организатор научных конференций, в том числе: «Б.В. Асафьев и проблемы музыкальной культуры» (Красноярск, 1984), «Мастера оперы и балета России» (Красноярск, 1986), «Творчество красноярских композиторов и музыкальная культура Красноярского края» (Красноярск, 1986), «Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания» (Астрахань, 1993), «Современное искусство в контексте культуры» (Астрахань, 1994), «Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке» (Астрахань, 1995), «Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование» (Астрахань, 1997), «Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры» (Астрахань, 1999), «Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия» (Астрахань, 2001), «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Астрахань, 2002). Инициатор и организатор ежегодных региональных Научных чтений по музыкальному содержанию (Астрахань, 2007; Волгоград, 2008 – 2018).
Сделала около 120 докладов на международных, всесоюзных, всероссийских научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Дареме (Великобритания), Страсбурге (Франция), Афинах, Салониках (Греция), Левене (Бельгия), Праге, Неаполе, Лукке (Италия), Элените (Болгария), Белграде, Тбилиси, Киеве, Риге, Даугавпилсе (Латвия), Вильнюсе, Красноярске, Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове, Саратове, Екатеринбурге, Казани, Перми, Н. Новгороде, Новороссийске, Петрозаводске, Волгограде, Уфе, Сочи, Курске, Астрахани.
Академик (действительный член) Международной академии информатизации и Российской академии естествознания.
Дипломант Всероссийского конкурса научных работ (Министерство культуры РФ, 1999). Победитель конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Фонд развития отечественного образования, 2006) и лауреат того же конкурса (2010, 2012, 2013). Лауреат Всероссийской выставки (Российская академия естествознания, 2011). Обладатель Национального сертификата качества (2011). Лауреат премии Губернатора Астраханской области по науке и технике (2003) и музыкальной премии им. Артура Каппа (Администрация Астраханской области, 2004). Лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере» (2013).
Заслуженный деятель науки и образования.
Обладатель Почетного звания «Основатель научной школы».
Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации (2009), Администрации Астраханской области (2002), Администрации г. Астрахани (1999), Министерства культуры Астраханской области (2012), Комитета по культуре Администрации Волгоградской области (2013), Губернатора Астраханской области (2017).
Член Союза композиторов России, Научного комитета Общества теории музыки России, Российского профессорского собрания.
Разработала и более 25 лет преподает у студентов и аспирантов авторский курс «Теория музыкального содержания». В классе по специальности подготовила 34 дипломника и 12 аспирантов. 3 аспиранта стали дипломантами I и II Всероссийских конкурсов «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Казань, 2004 и 2006), два – лауреатами конкурса на лучшую научную книгу (Сочи, 2011 и 2012), одна студентка – лауреатом Всероссийского конкурса научных студенческих работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018).
Авторская научно-педагогическая концепция теории музыкального содержания стала основой инновационного проекта, реализованного, помимо Астрахани, в других городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кургане, Уфе, Салавате, Красноярске, Чите, Краснодаре, Майкопе, Махачкале, Сыктывкаре, Пензе, Знаменске Астраханской области и т.д.) и за рубежом (Беларусь, Болгария, Грузия, Казахстан) во всех звеньях музыкального образования – вузе, музыкальном колледже, детской музыкальной школе (школе искусств). Внедрение концепции в учебный процесс базируется на авторских программах по музыкальному содержанию, предназначенных для всех уровней системы специального музыкального образования (Астрахань: Факел, 2001; Астрахань: АГК, 2009 и 2011).
Распространению научных идей и авторской методики способствуют регулярно проводимые Л.П. Казанцевой циклы лекционно-практических занятий по теории музыкального содержания для слушателей ФПК на базе учебных заведений и административных структур по культуре различных субъектов Российской Федерации и других стран (Болгарии, Беларусси, Грузии, Казахстане). Более 200 слушателей получили сертификаты с правом преподавания нового предмета.