Кандидатские диссертации – 36: (1997) Чиркова И.К. Внедрение регионального компонента в культурологическое образование студентов педагогического вуза. (1998) Юрьева Т.В. Канонизация ярославских святых в культурно-типологическом аспекте (Федор Ростиславич Черный). (1999) Хорева М.В. Нравственно-философская проблематика творчества Достоевского в картине мира ХХ века. Азеева И.В. Игровой дискурс русской культуры конца ХХ века: Саша Соколов, Виктор Пелевин. Ерохина Т.И. Теория символизма в аспекте русского художественного самосознания. Летин В.А. Визуализация художественный картины мира Н.В. Гоголя. (2000) Якушева Л.А. Театральное alter ego А.П. Чехова. Каровская Н.С. Феномен колокола в русской культуре (2000). Дидковская Н.А. Русский провинциальный театр рубежа XX-XXI веков: ярославская социокультурная модель. (2001) Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания. Гудкова А.А. Мифология личности в русском искусстве 30-х годов XIX века: М.Ю. Лермонтов. Синотина Е.В. Художественное мироощущение личности в России рубежа XIX-XX вв.: А. Белый, В. Мейерхольд. (2002) Сапегин К.В. «Интеллектуальный герой» как культурный проект актера-шестидесятника С.Ю. Юрского. Рутман Т.А. Храм в историко-культурной среде русского города: церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Старшова А.П. Художественная картина мира А.П. Чехова в культурном контексте рубежа веков. (2003) Марчук М.И. Художественный текст как универсум культуры: «Пушкинский дом» А. Битова, «Волхв» Дж. Фаулза. Рогозина Е.Н. Игровая традиция в итальянском искусстве ХХ века (театр и кино). (2004) Басалова Н.С. Социум Птолемеевского Египта как культурно-исторический феномен. Юшкова Е.В. Пластический театр ХХ века в России. Бобылева В.Б. Родовые и культурные связи прибалтийского и русского дворянства: пушкинское окружение. Нестерова Л.В. Культурные смыслы сексуальности в ХХ веке: научный и художественный дискурсы. (2005)Маслова О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях ХХ века. (2006) Кудряшов М.Н. Архитектура современного российского города: инверсия и интерпретация постмодернизма. Панчук А.А. Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма. Аверьянова Е.В. Движение как основание синтеза искусств в ХХ веке: теоретические смыслы и художественный опыт. Кривцова Ю.В. Перформанс в пространстве современной культуры. Бойко Н.В. Галло-римская аристократия IV века: социокультурный и личностный модусы. Митрофанова Е.В. Дизайн интерьера ресторанных заведений России конца XIX-начала XXI веков. Ильмова Ю.А. Аксиология повседневности в римской республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта. (2008) Шеховцова Е.Е. Женщина и власть в культуре древних цивилизаций: римские императрицы. Карпова Т.Н. Драма поэта: личность М.И. Цветаевой в контексте интерпретаторской деятельности. Ровнина Е.С. «Чудесное» в культуре Древнего Рима эпохи принципата. (2009) Киселева Н.В. Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками. Горохова О.В. Культурный феномен детства в аспекте творческой деятельности (на материале отечественной художественной культуры ХХ века). (2010) Лебедева Т.А. Творчество художников-эмигрантов М.А, Кичигина и В.Е. Кузнецовой-Кичигиной в контексте русского искусства ХХ века. (2011) Кирьянов М.В. Социокультурные и эстетические аспекты формообразования в моде последней трети ХХ века (2011).
Докторские диссертации - 5. Ермолин Е.А. Теоретические основы изучения истории русской культуры в современном образовательном процессе (1999). Юрьева Т.В. Православный иконостас как культурный синтез (2006). Летина Н.Н. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII-XX вв.) (2009). Ерохина Т.И. Личность и текст в культуре русского символизма (2009). Пермиловская А.Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера (2011).
Опубликовано свыше 200 научных работ, в том числе: Трансформации личности в парадигме «образование – массовая культура» // Образование в пространстве культуры: Сборник научных статей. Вып.2. М.:.РИК, 2005. Русский абсурд: классические истоки и актуальные практики // Современные трансформации российской культуры М.: Наука, 2005. Творчество и патология // Творчество как принцип антропогенеза / Институт философии РАН; Академия гуманитарных исследований. – М., 2006. Абсурд. Актер. Ассоциация. Брехт Бертольт. Зрелище. Игр теория. Мейерхольд. Норма и патология. Педагогика культурологическая. Провинция в культуре. Режиссер. Станиславский. Талант. Театр. Чехов М. // Культурология: Энциклопедия. В 2 тт. – М.: РОССПЭН, 2007. Трансдисциплинарная парадигма изучения творческой личности: от конфронтации к интеграции искусствоведения и культурологии // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. – Т.1. Теория культуры. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2008. Провинциальная культура как объект прикладной культурологии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. – М.: Смысл, 2010. Человек есть мера… Человек в происках компромисса // Толерантность в культуре и процесс глобализации. – М.: Гуманитарий, 2010. Театр – образ, город, дом в петербургской системе координат Г.А. Товстоногова // Концептуальные образы Санкт-Петербурга в современной российской и европейской культуры, искусстве и литературе: Материалы Международной конференции 31 мая – 2 июня 2010 года. СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2011. Миф о Вахтангове как культурфилософский парадокс // Культурологический журнал. 2011 – 4. Эстетические парадоксы и константы русского театра: культурфилософский дискурс // Вопросы культурологии. 2012-3.
Монографии. Проблема личности в современном советском театре: актер и режиссер.— Ташкент, изд. «Фан»(«Наука»), 1986. - 8 п.л. Публичное одиночество. Творческая личность в русском театре второй половины ХХ века. - Ярославль, ЯГПУ,1998 15 п.л. Часть мира ... Театр: М. - Ярославль, 2005. — 23,5 п.л. Время «Ч» (Культурный опыт А.П. Чехова. А.П. Чехов в культурном опыте 1887-2007 гг.) М.-Ярославль, 2007 — 22,5 п.л. Гоголь. Via et verbum // Коллективная монография. Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2009 (в соавт. Авт.вклад 9,0 п.л.). Вторая ошибка Бога - Ярославль, изд. ЯГПУ, 2010 - 20,3 п. л. Эстетические парадоксы русской драмы: – Ярославль, изд. ЯГПУ, 2011 – 18 п.л.
Докторская диссертация: Проблема личности в советском театре 1960-1980-х годов: актер и режиссер. 1992 г.
Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Академик РАЕН (Российской академии естественных наук). Член творческого союза (Союза театральных деятелей России). Член Научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества России. Основатель и руководитель ведущей научной школы России по изучению истории и теории культуры.
Председатель диссертационного совета Д 212.307.04 (специальность 24.00.01 – теория и история культуры, докторские диссертации по культурологии, искусствоведению, историческим наукам). Держатель грантов РГНФ (руководитель и исполнитель) – всего 7, грантов Министерства образования (образования и науки) – всего 3, руководитель проектов, выполненных по ФЦП и АВЦП (4, с 1995 по 2011 гг.). Лауреат 2 премий Ярославской области по культуре, 2 премий по науке, 2 премий по образованию. Лауреат премии Мэра Ярославля в области культуры (2008 г.). Член экспертных советов ведущих российских научных Фондов, Учебно-методических советов. Председатель областной комиссии конкурса «Учитель года России» (с 2001 по настоящее время). Член комиссии по присуждению премий Мэра Ярославля в области культуры. Член Общественной палаты г. Ярославля. Член комиссии по символам и наградам г. Ярославля. Член 3 комиссий Ярославской области (по присуждению премий в области науки, в области культуры, в области образования).