Кандидатские диссертации
Год защитыФИОНазвание диссертации
1995 г. 1.Еремеева Людмила ИвановнаФормирование профессионализма делового сотрудничества будущего учителя на основе мотивационного программно-целевого управления
1996 г. 2.Свиридов Александр НиколаевичИндивидуализация обучения учащихся начальной школы на основе мотивационного программно-целевого подхода
3.Колябина Татьяна ДмитриевнаПодготовка педагогических кадров школы к принятию и использованию психологической информации
4.Трухачева Нина ВасильевнаМоделирование учебного курса с использованием концептуальной базы мотивационного программно-целевого управления
1997 г. 5.Церникель Лилия АнтоновнаОбучение организаторов образования моделированию развития школы на основе мотивационного программно-целевого управления
6.Рыбакова Надежда АлексеевнаМузыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления
1998 г. 7.Шипулин Николай ИвановичОрганизационно-педагогические условия деятельности учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования
1999 г. 8.Березуцкая Юлия ПетровнаПодготовка организаторов образования к анализу управленческой деятельности на основе системы мотивационного программно-целевого управления
9.Лашкеева Валентина ДмитриевнаМотивационное программно-целевое обеспечение процесса самоопределения старшеклассников в системе «школа-ВУЗ»
10.Маношкина Юлия ИонатановнаПодготовка курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными подростками на основе мотивационного программно-целевого управления
11.Медведкова Ольга ЛеонидовнаПрофессиональная ментальность как объект внутришкольного управления
12.Поддубнова Светлана АнатольевнаУправление развитием умений учащихся работать с учебной литературой на основе мотивационного программно-целевого подхода
13.Морозова Валентина ЕвгеньевнаУчет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений (в условиях ИПК)
14.Бурцева Галина ВячеславовнаУправление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки
15.Будкеев Сергей МихайловичМотивационного программно-целевое обеспечение художественного воспитания будущих учителей средствами органной музыки
16.Сазонова Людмила ИвановнаМоделирование учебно-методического обеспечения компьютерной подготовки учащихся (на материале среднего профессионального образовательного учреждения)
17.Ткаченко Евгения НиколаевнаИсследование мотивационных предпочтений субъектов профессионального образования
2002 г.18.Дранникова Инна ИгнатьевнаЭеспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого подхода
19.Беспалова Наталья НиколаевнаРеализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях
20.Косинова Валентина ФедоровнаОрганизационно-педагогические условия реализации дистанционного образования в среднем специальном учебном заведении (мотивационный программно-целевой подход)
21.Липустина Ольга МихайловнаПовышение эффективности профессиональной подготовки учителя на основе мотивационного программно-целевого управления
22.Каргина Наталья ЮрьевнаСовершенствование дистанционного обучения студентов введением в педагогические коммуникации мотивационного программно-целевого управления
23.Воронина Галина АфанасьевнаМотивационного программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников
2003 г.24.Меремьянина Ольга РомановнаФормирование рефлексивного компонента нравственной и психологической культуры старших дошкольников в условиях реализации структурно-функциональной модели
25.Глухова Татьяна ПавловнаЭффективность мотивацонного программно-целевого обеспечения кинесиологических приемов обучения иностранному языку
2004 г.26. Волженина Надежда ВладимировнаУправление качеством теоретико-технологической подготовки учащихся профессиональных училищ
27.Кравченко Ольга ВасильевнайУправление процессом оценивания качества образования в средних учебных заведениях
28.Зайцева Светлана ПавловнаПовышение эффективности управления филиалом вуза на основе программно-целевого управления
2005 г.29.Слажнев Александр НиколаевичУправление подготовкой экспертов образовательных учреждений в условиях региона
30.Прокопович Юлия АлександровнаПедагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления
2006 г.31.Сухорукова Галина ПетровнаУправление профессиональной подготовкой психологов в филиале вуза
2007г.32.Цымбалист Ольга ВасильевнаФормирование культуры математического мышления студентов инженерных специальностей в процессе решения проблемных задач
33.Колмагорова Наталья СергеевнаСоциально-педагогические условия развития творческой активности преподавателя высшей школы
34.Титаренко Иван ЮрьевичРазработка и реализация технологии дополнительного правового образования студентов неюридического профиля
2008 г.35.Малиновский Анатолий ВасильевичФормирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России
36.Тумбаева Наталья ВикторовнаРегулирование социально-психологического состояния учителя в системе внутришкольного управления
37.Репина Ольга НиколаевнаФормирование правовой культуры педагогов дошкольного образования с учетом современной социокультурной среды
2009 г.38.Черепанов Николай ПетровичУправляемой самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации
Всего под руководством Шалаева И.К. выполнено 38 кандидатских диссертаций.
4. Перечень докторских диссертаций, при выполнении которых Шалаев И.К. являлся научным консультантом:
Докторские диссертации
Год защитыФИОНазвание диссертации
1999 г.1.Матис Владимир ИвановичТеория и практика национальной школы в поликультурном обществе
2.Лаврентьева Наталья БорисовнаПедагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе
3.Мельникова Любовь ИвановнаНачальное профессиональное образование в Германии: историко-педагогический анализ
2000 г. 4.Русанов Василий ПетровичСистема индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления
5.Веряев Анатолий АлексеевичСемиотический подход к образованию в информационном обществе
2002 г.6.Ревякина Валентина ИвановнаТеория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале педагогических классов)
7.Ирхин Владимир НиколаевичПедагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития
8.Лопуха Александр ДмитриевичСоциально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма офицеров в высших военно-учебных заведениях
9.Попова Ольга ВикторовнаПроектирование адаптивных технологий профессионального образования
2004 г.10.Шабанов Анатолий ГригорьевичМоделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования
2005 г.11.Любавская Людмила ИвановнаУправление системой воспитания в среднем специальном учебном заведении
12.Овчаров Александр ВладимировичФормирование профессиональной информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе непрерывного педагогического образования
Всего 12 докторских диссертаций, при выполнении которых Шалаев И.К. являлся научным консультантом.
5. Количество опубликованных Шалаевым И.К. научных работ более 250.
Наиболее значимые из них:
1. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления : учебное пособие. - издание 5-е, дополненное, переработанное. – Барнаул : БГПУ, 2007. – 344 с.
2. Шалаев И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления : монография / Шалаев И.К. – Барнаул : Издательство АлтГПА, 2010. – 203 с.
3. История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – 327 с.
6. Другие монографии:
1. Шалаев И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. – Москва, МГПИ, 1985. – 186 с.
2. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. - Москва, МГПИ, 1987. – 136 с.
3. Шалаев И.К., Любавская Л.И. Эффективность воспитательных систем : монография. – Новосибирск, 2003. – 299 с.
7.Год защиты докторской диссертации на тему «Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность» 1990
8.Информация о признании педагогической и научной деятельности: Заслуженный учитель России (1964), Лауреат премии Алтайского края за 1999 год, Почетный работник профессионального образования РФ (2002), награжден медалью К.Д. Ушинского (2003), Кавалер ордена «За заслуги перед Алтайским краем» (2007), академик МАНПО (1993), академик Российской академии информатизации педагогического образования (1996), академик Международной академии инновационных социальных технологий (2011), Почётный профессор СГА и БГПУ, председатель диссертационного совета при БГПУ (1993-2008), заместитель председателя диссертационного совета (с 2008 по настоящее время), председатель экспертной группы по аттестации директоров школ Алтайского края, член экспертной группы по присуждению краевых премий за науку, член краевой комиссии по присуждению премий имени С.П. Титова, в 2011 получил грант на обеспечение стажировки молодых учёных.
Научная школа МПЦУ профессора Шалаева И.К. получила официальное признание в результате федерального смотра научных направлений в вузах России в 1992-1993 гг.
Творчество научной школы отражается в сборниках статей по материалам научно-практических конференций:
- Школа МПЦУ в развитии управленческой теории практики. - Барнаул: БГПУ, 2003. – 120 с. Составитель И.К. Шалаев, д.п.н., профессор. Научный редактор: Г.А. Калачёв, профессор, проректор по научной работе;
- Инновационный потенциал МПЦУ в решении управленческих задач: Межвузовский сборник научных статей. – Барнаул 2006. – 277 с. Научный редактор: Л.А. Церникель, профессор БГПУ;
- МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями: Некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ. - Барнаул: БГПУ, 2008. – 350 с. Научный редактор: Л.А. Церникель, профессор БГПУ.
Об основателе научной школы МПЦУ И.К. Шалаеве издана книга: Л.А. Церникель Человек науки: монография / Л.А. Церникель, Ю.П. Березуцкая. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – 264 с.
В 2012 году редакция рецензируемого ВАКом научного журнала «Мир науки, культуры, образования» приняла к изданию обобщающую статью профессора Шалаева И.К. «Научная школа МПЦУ и результаты её деятельности».