Кандидатские диссертации Всего защищено под руководством Т.Я.Шпикалово 32 кандидатских диссертации.
1. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных
классов педагогических факультетов педвузов. Дис. ... канд.пед. наук. - М.,
1990. - 190с.
2.Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1994. —18с.
3.Ижанов Б. Художественное образование студентов художественно-графического факультета педагогических институтов на прогрессивных традициях народной педагогики.: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1994. - 18с.
4.Алексенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дис... канд.пед. наук. — М., 1994. —19с.
5.Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук -М., 1994. - 17с.
6.Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. ...кад. пед. наук. - М., 1996. - 15с.
7.Рашидов О.К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному искусству в педагогических университетах / институтах/ : Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -М., 1997. - 13с.
Докторские диссертации
1.Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис. ...докт. пед. наук. — Магнитогорск, 2001.- 305с.
2.Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика.Дис…докт…пед. наук.-М.,2006.384 с.
3.Банников В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства. Дис…докт…пед. наук.-Шуя.,2009.380 с.
Опубликованные научные работы-свыше 300 работ
1.Шпикалова Т. Я. Учеб., учебно- методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
2.Шпикалова Т. Я., Ершова Н. В. Учеб., учебно- методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 2 кл.– М.: Просвещение, 2002.
3.Шпикалова Т.Я. Учеб., учебно- методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 3 кл. – М.: Просвещение, 2002.
4.Шпикалова Т.Я. Учеб., учебно- методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 4 кл. – М.: Просвещение, 2002.
5.УМК Изобразительное искусство. УМК Технология. Художественный труд. 1-4 кл. /Учебники, творческие тетради, методические пособия. Автор. коллектив /под. Ред.Т.Я.Шпикаловой М.:Просвещение.2001-2008г.
6.УМК. Изобразительное искусство (для 5 кл.). Учебник, метод. пособие. Автор. коллектив /под.ред. Т.Я.Шпикаловой, М.:Просвещение,2008г.
7.УМК. Изобразительное искусство (для 6 кл.). Учебник, метод. пособие. Автор. коллектив /под.ред. Т.Я.Шпикаловой, М.:Просвещение,2008г.
8.Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Концепция этнокультурного образования в РФ.-Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть».2006г.
9.УМК. Изобразительное искусство 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /под.ред. Т.Я.Шпикаловой, М.:Просвещение,2009г.
Монография.
1.Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.,1974,1979;
Название докторской диссертации.год защиты 28 октября 1988г. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис. ...докт. пед. наук. —М., 1988. - 346с.
Награждена знаком «Отличник просвещения СССР», грамотами, серебряной медалью ВДНХ СССР, Медалью «За особые заслуги».
Т.Я.Шпикалова ученый в области педагогики, участвовала в разработке содержания этнохудожественной образовательной системы, построенной на основе народных художественных традиций в едином образовательном пространстве – детский сад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз. Исследовала взаимосвязь народного искусства с другими видами изобразительного искусства.
Член 2-х Диссертационных советов (г.Шуя, Г.Москва), член федерального экспертного совета по общему образованию. Организатор общегосударственных выставок детского творчества. Научный руководитель проектов по грантам –г.Шуя, Шуйский государственный педагогический университет:
1. 2003-2004гг. Задание Министерства образования и науки России
Название проекта: Комплексное учебно-методическое обеспечение
этнохудожественного образования в сельской школе
программа: Федерально-региональная политика в науке и образовании
подпрограмма: Совместно реализуемые научно-образовательные
проекты с регионами
2. 2005-2006 РГНФ
Название проекта: Модернизация образования в России: Интегративная модель непрерывного этнохудожественного образования
Номер проекта № 05-06-06136а
Сроки выполнения проекта в соответствии с исходной заявкой 2005-2006
3. 2007-2009 гг. Техническое задание Минобразования России
Тема НИР: исследования содержания непрерывного этнохудожественного образования
Характер НИР: фундаментальное научное исследование
Номер государственной регистрации НИР: 1. 1.07.
Сроки проведения: начало – 01.01.2007, окончание – 31.12.2009