Шпикалова Тамара Яковлевна- доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного творчества факультета народной художественной культуры и дизайна Московского государственного университета культуры и искусств.
Кандидатские диссертации Всего защищено под руководством Т.Я.Шпикалово 32 кандидатских диссертации.
1. Поровская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов. Дис. ... канд.пед. наук. - М., 1990. - 190с.
2.Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1994. —18с.
3.Ижанов Б. Художественное образование студентов художественно-графического факультета педагогических институтов на прогрессивных традициях народной педагогики.: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1994. - 18с.
4.Алексенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дис... канд.пед. наук. — М., 1994. —19с.
5.Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук -М., 1994. - 17с.
6.Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. ...кад. пед. наук. - М., 1996. - 15с.
7.Рашидов О.К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному искусству в педагогических университетах / институтах/ : Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -М., 1997. - 13с.
Докторские диссертации
1.Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис. ...докт. пед. наук. — Магнитогорск, 2001.- 305с.
2.Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика.Дис…докт…пед. наук.-М.,2006.384 с.
3.Банников В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства. Дис…докт…пед. наук.-Шуя.,2009.380 с.
Основное направление исследований доктора педагогических наук, профессора Т.Я.Шпикаловой - разработка содержания и методов этнохудожественной образовательной системы на основе народных художественных традиций в едином образовательном пространстве: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - колледж - вуз.
Воспитание личности и формирование ее ценностных ориентаций невозможно без приобщения к российским традиционным духовным ценностям через освоение народных художественных традиций.
Культура каждого народа является особой формой проявления единой, общеродовой сущности человека, которая складывается в процессе многоступенчатого развития человечества. Такой подход созвучен с требованиями Федеральных рабочих программ по ИЗО в общеобразовательной школе, предполагающих формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.
Благодаря исследованиям Т.Я. Шпикаловой, народное искусство вошло как полноправный системообразующий компонент единого образовательного пространства России. Было положено начало созданию ее последователями новых проектов на региональном уровне.
Под руководством Шпикаловой Т.Я. вышли в свет образовательные программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство и художественный труд». Также созданы учебно-методические комплексы (УМК), включающие учебники, учебно-методические рекомендации, пособия, рабочие тетради, комплекты художественно-дидактических таблиц.
Среди концептуальных работ - «Народное искусство на уроках декоративного рисования», «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», «Детям о традициях народного мастерства», «Я живу в России», «В мире народного творчества» и др.
Главное достижение — УМК «Изобразительное искусство» для начальной и основной школы, вошедший в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования для работы по новым образовательным стандартам.
Представители научной школы Шпикаловой Т.Я. работают в разных регионах России и за её пределами: Москва, Великий Новгород, Шуя, Орел, Курск, Белгород, Тула, Махачкала, Тюмень, Пермь, Красноярск, Магнитогорск, Астана (Казахстан).
Шпикалова Т.Я. Год защиты 28 октября 1988г. «Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации»: Дис. ...докт. пед. наук. —М., 1988. - 346с.
Шпикалова Т.Я. (1988 г.) присуждена ученая степень доктора педагогических наук; Награждена знаком «Отличник просвещения СССР», серебряной медалью ВДНХ СССР, Медалью «За особые заслуги», почетными грамотами, (1991г) присвоено ученое звание профессора; (1997г.) действительный член Международной Академии информатизации.
Шпикалова Т.Я. Научный руководитель проектов по грантам – г.Шуя, Шуйский государственный педагогический университет:
Реализованные научные проекты
1.Тема научного проекта: «Комплексное методическое обеспечение этнохудожественного образования в сельской школе». Проект в рамках программы МО РФ «Федерально-региональная политика в науке и образовании». 2003-2004 гг.
2.Тема НИР:«Модернизация образования в России: интегративная модель этнохудожественного образования». Проект в рамках программы РГНФ.2005-2006гг.
3.Тема НИР: Исследование содержания непрерывного этнохудожественного образования. (Техническое задание). Задание Федерального Агентства по образованию. 2007-2009 гг.
4.Тема НИР: «Традиционное народное искусство как источник нравственно- эстетических ценностей современной России. Поисковая научно-исследовательская работа в целях развития общероссийской мобильности в области искусствоведения и музееведения». (Проект) ФЦП «Научные и научно педагогические кадры инновационной России», Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВПО «ШГПУ» ГК№ 14.740.11.1395
5.Обобщенная тема научно-исследовательской работы (проекта): «Диалог искусств в поликультурном пространстве и художественно-эстетическая картина мира».
Шифр и наименование лота: Поддержка развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах в области филологических наук и искусствоведения.
Регистрационный номер заявки на участие в конкурсе: 2012-1.4-12-000-3004-2643
6.Тема научно-исследовательской работы (проекта: Учебно- методический комплект «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов общеобразовательной школы. Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» классов общеобразовательной школы. Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство» для 5-8 классов
Конкурс на соискание премий Правительства РФ 2012 года в области культуры. По направлению: создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.
Шпикалова Т. Я. Автор более 300 научных публикаций.
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-методич. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. — М.: Владос, 2000. — 272с.: ил.
2. Волшебный мир народного творчества. Учебн. пособие для подготовки детей к шк. В 2ч.\ Шпикалова Т.Я. и др.; под ред. Т.Я. Шикаловой. М.: Просвещение, 2008. -71с. (Преемственность).
3. Изобразительное искусство и художественный труд: Комплект учебников «Школа России»: Концепция и программы для нач. кл. /Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Е.В. Алексеенко, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова и др. /Рук. проекта А.А. Плешаков. - В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2003. – С. 139-163.
4. Программы педагогических институтов: Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - Шуя: ШГПУ, 1995. - 159с.
5. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пос. для учителей. Монография. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 190с.