Сокольникова Н.М. создала научную школу «Художественно-дизайнерское творчество».
Перечень кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК РФ, выполненных под руководством основателя научной школы:
1. Калугина Ю.Н. «Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов», 2000.
2. Оверчук Д.М. «Теоретические основы и методика формирования колористического восприятия и передачи цвета у студентов художественно – графических факультетов педагогических вузов», 2002.
3. Аметова Л.А. «Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе», 2003.
4. Гладилина И.П. «Развитие творческой одаренности младших школьников на занятиях по предметам гуманитарного цикла», 2003.
5. Городецкая С.В. «Развитие художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе изучения орнаментов народов мира», 2004
6. Бардала М.В. «Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе выполнения упражнений на уроках ИЗО», 2004.
7. Романова Л.Н. «Формирование этнохудожественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме», 2009.
8. Глазачева А.О. «Формирование экологической компетентности будущих дизайнеров в профессиональной подготовке», 2009.
9. Аверкин Ю.А. «Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике», 2010.
Перечень докторских диссертаций, утвержденных ВАК РФ, при выполнении которых проводилось научное консультирование: Гладилина И.П. – «Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе», 2010.
В настоящее время Сокольникова Н.М. осуществляет руководство 7 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 1 докторанта, активно участвует в работе двух диссертационных советов в МГГУ им. М.А. Шолохова.
Сокольникова Н.М. имеет более 200 публикаций, из них 135 учебно-методических и более 75 научных работ, используемых в педагогической практике. Наиболее значимые из них следующие: комплект учебников «Изобразительное искусство» для 1-4 классов общеобразовательных школ с тетрадями творческих заданий и методическими рекомендациями; учебное пособие «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» для студентов педагогических вузов и колледжей; комплект учебников для общеобразовательных учреждений из 4-х книг для 5—8 кл.: «Основы рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов»; комплект учебников из 4-х книг «Мировая художественная культура» для 5-9 классов (в соавторстве с Баклановой Т.И.); программы: «Изобразительное искусство» 1-4 кл., «Композиция» для 1-11 классов, интегрированный курс «Искусство» для 1-9 классов (научн. рук.). Все перечисленные учебники, учебные пособия и программы имеют гриф Минобразования Российской Федерации, используются на федеральном уровне, хорошо известны и внедрены в практику многих школ России. Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Сокольникова Н.М. внесла как автор программ, учебников, учебных пособий и книг по теории и истории дизайна, изобразительного искусства и методике его преподавания: учебник для вузов «История изобразительного искусства» в 2-х т., 2006 г., учебное пособие «История стилей в искусстве», 2006 г.
Сокольникова Н.М. защитила в 1997г. докторскую диссертацию на тему «Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания», МГОПУ.
Сокольниковой Н. М. принимала участие в разработке стандартов образования по искусству, была научным консультантом ряда экспериментальных площадок в г. Москве Московской области. Сокольникова Н.М. прочитала курс лекций по дизайну в Академии Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования (февраль-май 2005 г.) и провела авторский семинар по арт-терапии для работников системы образования России (июнь 2005 г.), систематически читает лекции по художественному образованию для учителей ИЗО г. Москвы и Московской области.
Сокольникова Н.М. в своих трудах и многочисленных выступлениях на конференциях и международных симпозиумах обосновала концептуальные подходы развития художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания, показала актуальность, новизну и практическую зна¬чимость проводимой ею работы в этой области. Созданная в процессе исследования система эстетического образования, обеспечивающая развитие художественно-творческой активности, основана на том, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. Сокольникова Н.М. осуществляет большую и плодотворную работу по обоснованию новых концептуальных подходов к обучению искусству и дизайну в образовательных учреждениях России и высшей школе. Она доказала, что для культуры ХХ века стало остро актуальным “измерением” ее все пронизывающая проектность. И проектируя новое образование важно не упустить из виду проектность как проблему содержания образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования.
Более 10 лет Сокольникова Н.М., работая специалистом Министерства образования России, руководила системой художественно-эстетического образования федерации. При ее непосредственном участии были открыты классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, усовершенствован и модернизирован пакет нормативной документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники). Поиск методов, позволяющих готовить специалистов, обладающих интегративным, междисциплинарным мышлением привел к созданию художественно-дизайнерской школы для студентов и аспирантов высших учебных заведений.
Сокольникова Н.М. имеет почетные звания, правительственные награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы: академик Международной академии информатизации и Международной академии наук, член Союза дизайнеров России, Почетный работник высшего профессионального образования (2006 г.); Почетная грамота Минобразования России (1989 г.); Диплом лауреата Восьмой всероссийской выставки-конкурса Дизайн-2000 — лучшая работа года в области дизайна в номинации дизайн-образование; Диплом лауреата Десятой всероссийской выставки-конкурса «Виктория. Дизайн—2002» — лучшая работа года в области дизайна в номинации дизайн-образование; Диплом центра «Москва» ВВЦ за творческий подход к участию в конкурсе по разработке рекламного блока для выставки «Стеклотара — 2003»; Диплом за активное участие в строгановском фестивале молодых дизайнеров. 2003; Дипломы за активное участие в конкурсе «Заводной апельсин» 2004-20010 гг.; Диплом лауреата Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование» (МГГУ, г. Москва) в номинации «Литературное произведение ХХI» века (2007 г.); Дипломы за активное участие в выставке «УПАКИТАЛИЯ» и др.