Семёнов игорь никитович — доктор писхологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания.
Научная школа Семенова И.Н. сформировалась в ходе теоретико-экспериментальных исследований (в МГУ, ИП РАН, ПИ РАО) процесса дискурсивного решения творческих задач по теме: психология творческого мышления и рефлексии.
Наиболее существенным вкладом в развитие психологической теории является разработка концепции уровневой организации и рефлексивной регуляции творческого мышления, которая выступает концептуально-методологической основой для изучения и развития как мыследеятельности, так и рефлексивно-творческого потенциала личности и ее индивидуальности.
Другим фундаментальным вкладом Семенова И.Н. в теорию психологии стали его исследования по психолого-акмеологическим проблемам рефлексивности профессиональной деятельности и профессионального образования. Заслугой Семенова И.Н. является конструктивная разработка и последовательная реализация методологических принципов системного подхода применительно к психологическому анализу дискурсивного мышления и рефлексии. Созданная им оригинальная системно-психологическая теория вскрывает сущность рефлексии на философско-онтологическом уровне, описывает ее модели на концептуально-методологическом уровне, характеризует закономерности рефлексивной регуляции мышления и организации личности на экспериментально-исследовательском уровне, строит рефлетехнологии их диагностики и развития на практико-прикладном уровне. Впервые Семенов И.Н. ставит проблему типологии рефлексивных процессов и последовательно разрешает ее теоретически (предложив концептуальную модель их взаимодействия), экспериментально (верифицировав эту модель в комплексе исследований) и в прикладном плане (разработав психотехнологии творческого роста личности в рефлексивно-игровых тренингах), а также — прагматически (организовав внедрение разработанных им концепций и реализующих их методов в практику психолого-педагогического обеспечения непрерывного личностно-ориентированного профессионального образования).
Научные интересы Семенова И.Н., а также присущее ему социально-гуманитарное и естественно-научное мировоззрение определили содержание и основные направления созданной им научной школы, с концептуально-методологических позиций которой под его научным руководством защищено 25 кандидатских и 2 докторских диссертаций по общей, инженерной, социальной, педагогической психологии, а также по психологии развития, акмеологии и общей педагогике.
Семенов И.Н. является лауреатом Премии Президента Российской Федерации за 2000г.
Авторская концепция и наиболее крупные научные результаты в области психологии мыслительной деятельности и развития рефлексивно-творческого потенциала личности профессионала представлены в следующих публикациях Семенова И.Н. и его научной школы:
Перечень кандидатских диссертаций
1. Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов. 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. М. ГУ ВШЭ. 2008 — 24 с.
2. Рыбников С.В. Развитие профессиональной рефлексии специалистов по маркетингу. 19.00.13 — психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2004 — 23 с.
3. Балаева А.В. Рефлексивная динамика продуктивности профессионально-творческой деятельности (на материале жизнедеятельности и трудов Н.Я. Пэрны). 19.00.13 — психология развития, акмеология (психологические науки). М. РАГС. 2004 — 26 с.
4. Лаптева О.И. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста педагогов в дополнительном образовании. 19.00.13 — психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2003 — 24 с.
5. Ковшуро О.Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих. 19.00.13 — психология развития, акмеология; 19.00.05 — социальная психология. М. РАГС. 2002 — 27 с.
6. Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов-будущих психологов. 19.00.13 — психология развития, акмеология. Тамбов. ТГУ. 2002 -24 с.
7. Учадзе С.С. Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности. 19.00.07 — педагогическая психология. Сочи. НОЦ РАО. 2002 — 19 с.
8. Анохин А.И. Развитие образовательной системы военно-профессиональной подготовки и патриотического воспитания в Российской оборонной спортивно-технической организации. 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. НОЦ РАО. 2001 — 23 с.
9. Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия в проблемно-конфликтных ситуациях.19.00.07 — педагогическая психология. М. МПГУ. 2000 — 24 с.
10. Васютин Р.Н. Психолого-педагогические аспекты оптимизации профессионального роста в группе в условиях рефлексивного видео-тренинга. Сочи. НОЦ РАО. 2000 — 26 с.
11. Войтик И.М. Развитие рефлексивного мышления государственных служащих в профессиональном образовании. М. РАГС. 2000 — 27 с.
12. Каштанов В.В. Гуманизация военно-профессиональной подготовки в образовательных учреждениях РОСТО. 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. НОЦ РАО. 2000 — 25 с.
13. Алюшина Н.А. Рефлексивно-профессиональные особенности управленцев с мотивацией на успешную самореализацию. Сочи. НОЦ РАО. 2000 — 24 с.
14. Ушаков В.В. Психолого-акмеологическое обеспечение рекламной деятельности. 19.00.13 — психология развития, акмеология; 19.00.05 — социальная психология. М. РАГС. 1999 — 27 с.
15. Кузьминов Н.Н. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективного развития профессиональной культуры госслужащих. 19.00.13 — психология развития, акмеология. М.РАГС. 1999
16. Тремасов А.Н. Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала (на материале решения задач на стихосложение). 19.00.07 — педагогическая психология. М. МГПУ. 1998 — 20 с.
17. Лосев А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. 19.00.01 — общая психология, история психологии. М. ПИ РАО. 1997 — 23 с.
18. Байер И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. 19-00.13 — психология развития, акмеология. М.РАГС. 1997 — 24 с.
19. Полищук О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. М. РАГС. 1995 — 25 с.
20. Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. 19.00.13 — акмеология (психологические науки). М. РАГС. 1994 — 19 с.
21. Похмелкина Г.Ф. Воспитание гуманистической направленности младших подростков в процессе театрального творчества школьного класса. 13.00.01 — теория и история педагогики. М МГУ. 1993 — 17 с.
22. Найденов М.И. Групповая рефлексия при решении творческих задач как фактор готовности к интеллектуальному труду. Киев. ИП АН УССР. 1990
23. Советов А.В. Профессиональные различия в решении проектно-творческих задач.19.00.03 — психология труда, инженерная психология. М. МГУ. 1987 — 18 с.
24. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. 19.00.10 — общая психология. М.НИИОПП АПН СССР. 1986 — 17 с.
25. Степанов С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. 19.00.07 — педагогическая, детская и возрастная психология; 19.00.01 — общая психология. М. МГУ. 1984 — 23 с.
Перечень докторских диссертаций
1. Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования. М. РМАТ. 2009 — 43 с.
2. Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. 19.00.13 — психология развития, акмеология. М. РАГС. 1999. — 60 с.
Опубликовано 407 научных работ, среди них
1. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологчиеские аспекты активизации профессионального самоопределения студентов-будущих психологов. Сочи. НОЦ РАО. 2005.
2. Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел. ОРАГС. 2005.
3. Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развития личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск. 2007.
4. Дюков В.М. Школа здоровья. Киев. Здоровье. 2007
5. Дюков В.М. Семенов И.Н. Педагогическая инноватика. Красноярск. 2008
6. Лапетва О.И., Семенов И.Н. и др. Рефлексивно-профессиональное общение. Новосибирск. НГАУ. 2010.
Некоторвые монографии
1. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.РАГС. 1998.
2. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология успешного управленца. М.-Сочи. НОЦ РАО. 1998.
3. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж. МПСУ.2000.
4. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск. СибАГС. 2001.
5. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов. ТГУ. 2002.
6. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов-будущих психологов. Сочи. НОЦ РАО. 2005.
7. Ковшуро О.Д, Семенов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Брянск-Орел. БФ ОРАГС. 2005.
8. Журавлев А.Л., Семенов И.Н., Ушаков Д.В. и др. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. М. ИП РАН. 2006.
9. Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск. МГПУ. 2007.
Ответственный редактор научных сборников
1. Творчество и педагогика. Психолого-педагогические аспекты развития рефлексии и творчества. М. М. МФО. 1988.
2. Психология рефлексивных процессов. Новосибирск. НГУ. 1992.
3. Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. Вып. 1.Бийск. БиГПИ. 1994.
4. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования в России и США. М. ИП РАО.1994.
5. Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. Вып. 2. Бийск. БиГПИ. 1995.
6. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Бийск. БиГПИ. 1995.
7. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения профессионального и бизнес-образования. Красноярск. КРЦРО. 1995.
8. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения профессионального и бизнес-образования. Ч.П. Тамбов. ТГУ. 1996.
9. Научно-педагогические основы разработки и адаптации развивающих программ в дополнительном образовании детей. М. МДРО. 1996.
10. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. М.-Тамбов. ТГУ.1997.
11. Проблемы рефлексивной педагогики, акмологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества. М. Логос. 1999.
12. Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии профессионального образования. М. Издат. 2000.
13. Акмеология, политология и педагогика социального развития и управления. М.-Брянск. БФ ОРАГС. 2002.
14. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. М. ИРПТиГО. 2003.
15. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. М.-Ярославль. ЯО РПО. 2004.
16. Актуальные проблемы социальной психологии развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Кисловодск. СКГТУ. 2007.
Некоторые учебники и учебные пособия:
1. Дюков В.М.,Семенов И.Н. Внутренний стандарт дошкольного образования в МДОУ (муниципальном дошкольном образовательном учреждении) . М.Сфера. 2008
2. Дюков В.М.,Семенов И.Н. Тезаурус внутреннего стандарта предшкольной подготовки в МДОУ. М. Сфера. 2008
3. Дюков В.М.,Семенов И.Н. Особенности типовой образовательной программы ДОУ. М. Сфера. 2008
4. Дюков В.М.,Семенов И.Н. Мастерство и профессионализм воспитателя ДОУ. М.Сфера. 2008
5. Дюков В.М.,Семенов И.Н. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ. М. Сфера. 2008
6. Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-профессиональное общение. Новосибирск. НГАУ. 2010
Основные статьи в научных журналах реестра ВАК
1. Cеменов И.Н. С.Л.Рубинштейн известный и неизвестный: социокульутрная рефлексия жизнетворчества //Психология. Журнал Высшей школы экномики. 2009. N 3
2. Cеменов И.Н. Психология рефлексии: классика и современность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. N 1.
3. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в зарубежной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. N 1.
4. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Роль рефлексии в медиации предпринимателей // Психология.
5. Журнал Высшей школы экономики. 2008. N 1.
6. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие индивидуальности в рефлексивно-диалогическом взаимодействии // Мир психологии. 2008. N 1
7. Семенов И.Н. Зарождение акмеологии в культуре Серебряного века и рефлексия ее инновационной роли в человекознаии // Акмеология. 2008. N 2. C.81-91.
8. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики //Психология. Журнал Высшей школы экономики.2007. N 3.
9. Семенов И.Н. Психология целостности человека //Вопросы психологии. 2007. N 3
10. Семенов И.Н., Савенкова И.А. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности //Мир психологии. 2007. N 2. С.
11. Семенов И.Н. Этапы и логика развития психологии творчества Я.А.Пономарева //Мир психологии. 2006. N 1.
12. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности //Мир психологии. 2006. N 4. С.110-118
13. Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. N 4. С. 65-73
14. Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная педагогика: принцип дополнительности в развитии творчества //Гуманизация образования. 2005. N 2. С. 58-67
15. Семенов И.Н., Ковшуро О.Д. Акмеологический критерий самореализации личности в сфере муниципальной службы //Акмеология. 2002. N 3. С.
16. Семенов И.Н. Проблемы психологии рефлексии в научном творчестве С.Л.Рубинштейна. //Психологический журнал.1989. Т. 10.N 4 (пер. на англ. яз.)
17. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н., Сидорова А.Ю. Рефлексия смысла жизни и личностное самоопределение в контексте инновационного тренинга //Мир психологии. 2001. N 2. С. 177-186.
18. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-акмеологическая стратегия гуманизации образования // Гуманизация образования. 2001. N 2.
19. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Личностное самоопредление — ключевой фактор образования взрослых //Мир психологии. 1999. N 2. С. 32-38
20. Семенов И.Н. Акмеология как новое направление комплексных исследований современного человекознания // Общественные науки и современность. 1998. N 3. C.
21. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Швырев В.С. Философия образования //Высшее образование в России. 1997. N 3. С. 88-94
22. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Школа П.Я. Гальперина и проблема рефлексивности творческого.
23. Мышления //Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1992. N 4. С.34-45.
24. Семенов И.Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений //Психологический журнал. Т.10. 1989. N 6. С. 162 — 164.
25. Пономарев Я.А. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Итоги и перспективы развития творчества //Психологический журнал. Т.9. 1988. N 4.
26. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1985. N 3. С 31-40.
27. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. N 2.С.35-42.