Сапогова Елена Евгеньевна

Сапогова Елена Евгеньевна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии ГОУ ВПО «Тульский государственный университет». Закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1982 г. В 1986 г. по окончании аспирантуры НИИ ОПП АПН СССР защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста» (19.00.07). В 1986-1997 гг. работала в Тульском политехническом институте и Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н.Толстого. В 1994 г. после окончания докторантуры Психологического института РАО защитила докторскую диссертацию на тему «Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста» (19.00.07). В 1997 г. присуждено ученое звание профессора. В 1997 г. организована кафедра психологии Тульского государственного университета, профессором и заведующей которой Е.Е.Сапогова является до настоящего времени. С 1997 г. Е.Е.Сапогова является руководителем аспирантуры по специальности 19.00.13 — «Психология развития, акмеология». Под ее руководством защищено пять кандидатских диссертаций и 1 докторская. В 2000-2008 гг. по инициативе и под руководством Е.Е.Сапоговой проведены две Международные и одна Всероссийская научно-практические конференции. С 2000 г. под редакцией Е.Е.Сапоговой издавался ежегодный сборник «Известия ТулГУ. Серия «Психология»» (список ВАК), с 2006 г. — ежегодные сборники научных трудов «Психологическая студия» и «Психосфера». Является членом редколлегии международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В исследованиях научной школы кафедры психологии ТулГУ развивается новое направление, интегрирующее в себе идеи экзистенциальной психологии, нарративной и конструктивистской психологии. С 1995 г. развивается новое психосемиотическое направление, предусматривающее исследование фундаментальных свойств сознания и фиксации концептов субъективного опыта, влияющих на самосознание и личность, в контексте культурного социогенеза. Е.Е.Сапоговой разработана модель становления знаково-символической функции сознания и развития воображения, обеспечивающую структурирование современных знаний о функционировании системообразующих компонентов индивидуальной семиосферы в контексте культурного социогенеза субъекта. Ею разработаны структурно-геременевтические представления о знаково-символической деятельности сознания как о системном образовании, включающем три иерархически организованных уровня — замещение, моделирование, умственное экспериментирование, — позволяющих моделировать во внутреннем плане сознания объективную и субъективную реальность, упорядочивать и преобразовывать в рамках семиосферы объективный мир, конструировать идеализированную квазипредметность как систему концептов индивидуального опыта («образ мира» и образ «Я» субъекта) по существенным признакам и творчески оперировать в ней знаковыми моделями разного уровня, создавая фрагменты новой онтологии.

Е.Е.Сапогова разработала базовую модель культурного социогенеза и становления семиосферы современного субъекта, описала параметры микрокультурного пространства семьи, создающие системные связи между внутрисемейными нарративными традициями и формированием «Я» развивающегося субъекта. Разработала понятия личностной мифологемы, индивидуальной субличностной мифологии («легенд о себе»), процессов самопроектирования и жизнетворчества. Экспериментально исследовала ряд концептов, выстраивающих индивидуальную семиосферу, а также разработала модель гипертекстового индивидуального пространства субъекта.

За годы формирования научной школы кафедры психологии ТулГУ Е.Е.Сапогова внесла существенный вклад в развитие знаний о становлении профессиональной ментальности психолога и фундаментальных парадигмах обучения профессиональной психологии на основе разрабатываемой ею в последние годы экзистенциальной психологии взрослости.

Е.Е.Сапогова является автором цикла из 20 статей о компонентах психологической ментальности, системообразующих ориентирах организации высшего психологического образования, базовых парадигмах обучения психологии в соответствии с разработанными принципами и идеями (Профессиональная ментальность психолога, 1998; Дао психолога: феномены психологического бытия, 1998; Как я понимаю психология: в подражание М.К.Мамардашвили, 1999; Культурный социогенез и воспитание, 1999; Генезис семиосферы как проблема психологии личности, 2000; Психолог в современной России: ожидания общества и самовосприятие, 2000; Экзистенциальный потенциал профессионализации в психологии, 2001; Воспитать ученика: к проблеме становления профессионального сознания психолога, 2001; Психологическое образование как средство самопостроения личности, 2001; Понимание как центральная проблема консультативной психологии, 2000; Культурное сопаровождение обучения психологии как один из способов актуализации межпредметных связей, 2002; Понимание текста в обучении психологическому консультированию, 2003; Проблема широкого культурного сопровождения формирования профессиональной ментальности, 2003; Концепты и ориентиры современного психологического образования, 2003; Консультативный дискурс, 2007; Научить нельзя работать: смыслы и противоречия преподавания консультативной психологии, 2009). Также ею опубликован цикл из более чем 30 научных работ, посвященных экзистенциальным аспектам взросления, возрастных кризисов, экзистенциальному пространству взрослости (Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент, 2001; Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности, 2003; «Легенды о себе»: к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании, 2003; «Psychcadabra»: субъективная «картина мира» как гипертекст, 2004; Игры с самим собой: Я-метафоры в содержании индивидуальных нарративов субъекта, 2004; Человек как знак для самого себя: о концептах самоинтерпретации и самопостроения субъекта, 2004 Поэтика автобиографии: анализ мотивов субъективных нарративов в психологическом консультировании, 2004; Римейки жизни: конструирование автобиографического нарратива, 2005; Женская аутентичность: опыт исследования гендерной концептосферы современных женщин, 2006; Типы экзистенциальных ожиданий в Ego-Trip-нарративах, 2006; «Обитель души»: экзистенциальное пространство субъекта, 2007; Событие в структуре автобиографического текста, 2006; Экзистенциальное содержание лиминальных периодов жизни, 2007; Преодоление лиминальности как способ личностного жизнетворчества, 2009; Ностальгия по себе: экзистенциально-психологические пространства «кризиса старения», 2009; Путь к зрелости: между судьбой и случаем, 2010). В течение ряда лет ею публикуется цикл статей, посвященных психосемиотике повседневности (К проблеме объективации человека, 2001; Семейный нарратив как прецедентный текст для ребенка, 2002; Реалии взрослого мира в современных текстах для детей, 2002; Опыт психологического анализа семиосферы, 2002; Микрокультурное пространство семьи и семейный нарратив как факторы развития «Я», 2002; Гендерные концепты сознания в контексте соицокультурной психологии, 2002; Психосемиотика повседневности: семантика обитаемого пространства и архитектуры, 2007; Психосемиотика повседневности: субкультура еды, 2006; Психосемиотика повседневности: семантические коды одежды и моды, 2008).

На базе выделенных паттернов профессиональной ментальности психолога Е.Е.Сапогова разработала прикладные идеи социокультурного сопровождения и интеграции учебных дисциплин при обучении психологии, внедряемые в практику обучения профессиональных психологов в Тульском государственном университете. На основе разработанных идей опубликованы учебные пособия с грифом МО РФ «Психология развития человека» (Москва, 2001) и «Задачи по общей психологии» (Москва, 2001), с грифом Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию «Консультативная психология» (Москва, 2009) подготовлено пособие «Практикум по консультативной психологии» (Санкт-Петербург, 2010). Практически реализовала межвузовское интеграционное взаимодействие исследователей в области социокультурной психологии на основе проведения трех научно-практических конференций.

Перечень кандидатских диссертаций

1. Богданова Наталья Александровна «Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников» (2000 г., Диссертационный Совет К 113.70.04 по защите кандидатских диссертаций при Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э.Циолковского, специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»);

2. Камнева Елена Владимировна «Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет)» (2002 г., Диссертационный Совет Д 212.085.01 при Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э.Циолковского, специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»);

3. Линецкий Юрий Леонидович «Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте» (2004 г., Диссертационный Совет К 008.017.01 при Психологическом институте РАО, специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»);

4. Клементьева Марина Владимировна «Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочного текста» (2004 г., Диссертационный Совет К 008.017.01 при Психологическом институте РАО, специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»);

5. Мацук Мальвина Александровна «Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости» (2008 г., Диссертационный Совет Д 008.017.01 при учреждении Российской академии образования «Психологический институт», специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»).

Утвержденная докторская диссертация

Родин Юрий Иванович «Психическое развитие детей дошкольного возраста в процессе обучения движениям» (2009 г., Диссертационный совет ДМ 212.015.06 при ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет», специальность 19.00.13 — «Психология развития, акмеология»).

Опубликовано 181 научная работа, среди них:

1. Научить нельзя работать: смыслы и противоречия преподавания консультативной психологии (статья) Печ. В ж.: Психологи в вузе. — 2009. — № 5, — С. 14–46. Тир. 420 экз.

2. Ностальгия по себе: экзистенциально-психологические пространства «кризиса старения» (статья) Печ. В ж.: Психология зрелости и старения. — 2009. — № 3 (47). — С. 43–63. Тир. 385 экз.

3. За горизонт мысли Л.С.Выготского: значение прецедентности в социалоьно-культурном развитии человека (статья) Печ. В ж.: «Культурно-историческая психология». — 2009. — № 3. — С. 42–47. Тир. 500 экз.

4. Преодоление лиминальности: поступок, «чувство пути» и феномен синхронистичности (статья) Печ. Komunikacja w edukacji Uwarunkowania i wlasciwosci / Red. naukowa Jolanta Gabzdyl. — Panstwowa Wyzsza Szkola Zawodowa w Raciborzu, Raciborz, 2009. — S. 41– 47.

5. Путь к зрелости: между судьбой и случаем (статья) Печ. Психосфера. Сб. науч. тр. кафедры психологии ТулГУ. — Вып. 4 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. — С. 139– 162.

Монографии

1. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы. — Тула: Приокское книжное издательство, 1992. — 208 с. (тираж 10000 экз.);

2. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула: Приокское книжное издательство, 1993. — 264 с. (тираж 3000 экз.);

3. Сапогова Е.Е. Азбука воображения. — Тула: Приокское книжное издательство, 1995. — 202 с. (тираж 500 экз.);

4. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. — М.: Академический Проект, 2004. — 496 с. (тираж 2000 экз.);

5. Юров А.К., Розин В.М., Виноградов П.Н., Сапогова Е.Е. и др. (коллективная монография) Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы — Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. — 204 с. — Раздел III. Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов. — С. 119–158 (тираж 500 экз.).