Далингер Виктор Алексеевич

Далингер Виктор Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор,академик Российской Академии Естествознания, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Перечень кандидатских диссертаций

1. Рябоконева Лидия Дмитриевна Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля.

2. Сентябова Татьяна Алексеевна Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начал анализа.

3. Жилин Владимир Ильич Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики и физики 11 класса).

4. Шилина Наталья Валерьевна Адаптивная методическая система формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников.

5. Эпова Елена Владимировна Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел.

6. Костюченко Роман Юрьевич Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии.

7. Нуриева Люция Мухаметовна Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете.

8. Новоселов Александр Александрович Формирование профессиональных качеств у учащихся индустриальных колледжей на интегрированных уроках математики и информатики.

9. Харитонов Игорь Олегович Совершенствование математической подготовки абитуриентов в системе внешкольного довузовского образования.

10. Бурмистрова Наталия Александровна Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции курса математики в финансовом колледже.

11. Волошина Марина Сергеевна Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов (специальность 13.00.01).

12. Горбачева Наталья Владимировна Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии.

13. Тонких Галина Дмитриевна Формирование планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации.

14. Янущик Ольга Владимировна Интеграция курсов алгебры и геометрии посредством содержательно-методической линии неравенств в классах с углубленным изучением математики.

15. Кононенко Наталья Васильевна Система задач как средство формирования конструктивных умений учащихся в процессе изучения школьного курса планиметрии.

16. Бабичева Ирина Владимировна Математическое моделирование как системообразующий фактор профессионально ориентированной математической подготовки курсантов военно-инженерного вуза.

17. Шарипов Агбай Нурланович Моделирование как средство интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин в автотранспортном техникуме.

18. Толпекина Наталья Владимировна Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

19. Мамыкина Людмила Алексеевна Содержание и методические особенности обучения математике в классах технического профиля.

20. Болотюк Владимир Анатольевич Формирование вероятностно-статистических представлений у учащихся в курсе алгебры основной школы.

21. Сечкина Ирина Викторовна Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе.

22. Диденко Ольга Павловна Задачи как средство уровневой дифференциации процесса обучения доказательству в школьном курсе алгебры.

23. Шахмарова Роза Разиевна Методическая подготовка будущего учителя математики на основе фундирования опыта студентов в процессе педагогической практики.

24. Дударева Наталья Владимировна Формирование начальных методических умений студентов педвузов в процессе обучения решению задач на построение.

25. Блинова Татьяна Леонидовна Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе.

26. Князева Оксана Олеговна Реализация когнитивно-визуального подхода в обучени старшеклассников началам математического анализа.

27. Щеднова Татьяна Николаевна Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза.

28. Аринбеков Турлыбек Ислямович Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления.

29. Стукалова Наталья Андреевна Повышение качества математической подготовки, ориентированной на обучение в вузе старшеклассников в системе дополнительного образования.

30. Черняева Анна Райнольдовна Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников.

31. Фалько Лидия Петровна Подготовка будущего учителя начальных классов к диагностической деятельности в процессе обучения математике.

32. Александрова Эльвира Ивановна Формирование учебной деятельности младших школьников на основе системообразующего понятия величины.

33. Ганеев Сабир Минигалиевич Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач в условиях компьютерной поддержки.

34. Тарасова Ольга Анатольевна Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности.

35. Шатова Наталья Дмитриевна Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике.

36. Филоненко Лариса Алексеевна Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов.

37. Солонин Евгений Владимирович Тестирование как средство управления процессом формирования у учащихся системы качеств знаний по математике.

38. Воробьев Василий Васильевич Поисково-исследовательские задачи по алгебре и геометрии как средство развития творческого мышления учащихся математических классов.

39. Лобанова Лариса Викторовна Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике.

40. Аввакумова Ирина Александровна Обобщающее повторение в школьном курсе планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся.

41. Щукина Наталья Викторовна Наглядность как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов при обучении математическому анализу.

42. Елсыкова Ольга Владимировна Формирование интуитивного компонента умственной деятельности студентов математических специальностей педвузов в процессе обучения геометрии.

43. Шармин Дмитрий Валентинович Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа.

44. Кальт Елена Александровна Учебные задачи как содержательный компонент дидактических игр в организации адаптивной системы обучения математике учащихся 5-6 классов.

45. Шмигирилова Ирина Борисовна Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии.

46. Картежникова Анна Николаевна Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров.

47. Иванова Ольга Владимировна Развитие познавательного интереса к математике у учащихся химико-биологических классов.

48. Замошникова Надежда Николаевна Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников.

49. Рванова Алла Сергеевна Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиоматизации.

50. Кийко Павел Владимирович Математическое моделирование как системообразующий фактор в реализации межпредметных связей математики и спецдисциплин в обучении будущих экономистов.

51. Скарбич Снежана Николаевна Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода.

52. Беломестнова Вера Ревокатовна Математическое моделирование как средство интеграции курса математики с физическими дисциплинами в обучении студентов физических специальностей педвуза.

53. Куряченко Татьяна Петровна Формирование приемов поисково-исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу.

54. Картежников Дмитрий Александрович Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей.

55. Васяк Любовь Владимировна Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач.

56. Мусиенко Ольга Алексеевна Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам.

57. Белянина Елена Юрьевна Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей.

58. Федяева Людмила Викторовна Элективные курсы философской направленности по математике как средство развития познавательного интереса учащихся классов математического профиля.

59. Мугаллимова Светлана Ринатовна Формирование эвристических приемов у учащихся в процессе обучения решению задач векторным методом.

60. Мамонтова Татьяна Сергеевна Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами курса «Теория и методика обучения математике».

61. Федотова Татьяна Ивановна Профессионально ориентированные задачи как содержательный компонент математической подготовки студентов технического вуза в условиях уровневой дифференциации.

62. Кузьменко Ольга Ивановна Математические задачи как средство формирования профессиональной компетентности студентов агрономических специальностей высших учебных заведений.

Перечень докторских диссертаций

1. Александрова Эльвира Ивановна Научно-методические основы построения начального курса математики в системе развивающего обучения.

2. Брейтигам Элеонора Константиновна Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа.

3. Липатникова Ирина Геннадьевна Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения.

4. Кожабаев Каиржан Габдуллович Научно-методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики и подготовка к ней будущего учителя.

Опубликована 541 научная работа, среди них

1. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с.

2. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: Книга для учителя. – М: Просвещение, 2005. –257 с.

3. Поисково-исследовательская деятельности учащихся по математике: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 456 с.

4. Начала математического анализа в задачах: учебное пособие. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. — 312 с.

5. Задачи с модулями: учебное пособие. — Омск: Изд-во ООО «Амфора», 2010. — 360 с.

Монографии

1. Ретроспективный анализ и современное состояние целей математического образования в российской школе // Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Н.Б. Агабян, Л.А. Акимова, М.Л. Андреева и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. — Книга 13 Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008 c. 37 — 45

2. Теорема, ее виды и общие методы доказательства// Современные проблемы образования: вопросы теории и практики: Коллективная монография/ Под общ. ред. И. Г. Липатниковой. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2009 г. — С. 200- 225 Изд-во УрГПУ, 2009 г. С. 200-225

3. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования: монография/[О.Н. Бойко, В.А. Далингер, А.А. Васильев и др.];под общей ред. проф. О. И. Кирикова. — Книга 2 Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009 С. 7-18

3. Информационные технологии в школьном математическом образовании // Современные проблемы математического образования: вопросы теории и практики. Коллективная монография Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2010 С. 6 — 19.

4. Характеристика основных направлений модернизации российской системы образования // научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. — Книга 28. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2010 С. 7-20.

5. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования: монография./ Под ред. М. П. Лапчик. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

Докторская диссертация

«Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе», 1993 г.

Последние пять лет выполняю обязанности: члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания) при Омском государственном педагогическом университете; члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.01 (общая педагогика история педагогики и образования) при Омском государственном педагогическом университете), члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности (теория и методика обучения и воспитания) при Уральском государственном педагогическом университете; члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания) при Казахском национальном педагогическом университете им. Абая.

С 1971 г. по 1974 г. работал директором школы, а с 1974 г. по настоящее время — в Омском государственном педагогическом университете (прежде — институт) последовательно в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора. Был деканом математического факультета с 1994 г. по 1999 г., а с 2001 г. работаю заведующим кафедрой теории и методики обучения математике.

В начале 90-х годов XX века был членом государственной комиссии по проблемам математического образования России, при администрации по образованию Омской области входил в состав комиссии по проблемам инновационных преобразований в школах и в вузах. В течение трех лет (1993-1996 гг.) был депутатом Омского городского Совета и возглавлял комиссию по образованию и науке.

Принимаю участие: в работе центров дополнительного образования «Эврика» (г. Омск) и «Поиск» (Омская область); в работе жюри областного конкурса «Учитель года» (председатель и член жюри); в работе конкурсной комиссии по определению в г. Омске и Омской области лучших школ и учителей школ в рамках Национального проекта «Образование».

Министерством образования и науки Российской Федерации присвоено звание «Почетный работник высшей школы Российской Федерации» (2002 год). Губернатором Омской области присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Омской области» (2007 год).

Решением Президиума Российской Академии Естествознания присуждено: почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования» (2007 год); почетное звание «Основатель научной школы» (2008 год); награжден Золотой медалью имени В.И. Вернадского за выдающийся вклад в развитие отечественной науки (2007 год).

Награжден Омским государственным педагогическим университетом нагрудным знаком «За доблестный труд».

Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н. Г. Чернышевского за заслуги в области высшего педагогического образования, вклад в дело подготовки специалистов народного образования награжден «Знаком почета университета».

Министерством образования и науки Республики Казахстан за достигнутые успехи в области науки Республики Казахстан награжден нагрудным знаком «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан».

Был держателем двух научных грантов по фундаментальным исследованиям по темам: «Методика обучения учащихся доказательству математических предложений»; «Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач».