В.А. Далингер после окончания в 1971 году Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького в течение трех лет работал директором школы, а с 1974 года работает в Омском государственном педагогическом университете (прежде институт) ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом и профессором. С 1994 г. по 1999 г. работал деканом математического факультета Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
В начале 90-х годов XX века был членом государственной комиссии по проблемам математического образования России, при администрации по образованию Омской области входил в состав комиссии по проблемам инновационных преобразований в школах и в вузах. В течение трех лет (1993-1996 гг.) был депутатом Омского городского Совета и возглавлял комиссию по образованию и науке.
Кандидатскую диссертацию защитил в 1981г. в НИИ СиМО АПН СССР (г. Москва), а докторскую диссертацию – в 1992г. в РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
В.А. Далингер читает ведущие курсы по кафедре теории и методики обучения математике в Омском государственном педагогическом университете. С момента открытия магистратуры в Омском государственном педагогическом университете осуществляет научное руководство магистерской программой «Физико-математическое образование». Он читает лекции для студентов, магистрантов и аспирантов по приглашению педагогических вузов других городов: Москвы, Алматы, Новосибирска, Екатеринбурга, Читы, Кокшетау, Тобольска, Барнаула, Ханты-Мансийска, Надыма, Нового Уренгоя, Сургута, Нижневартовска, Нижнего Новгорода, Томска, Красноярска и др.
Большую плодотворную работу В.А. Далингер ведет по подготовке научных кадров: кандидатов педагогических наук и докторов педагогических наук. В 1994 году под руководством В.А. Далингера в ОмГПУ открыта аспирантура, а затем и докторантура по теории и методике обучения и воспитания (математика).
В настоящее время под руководством В.А. Далингера защищено 57 кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и 4 докторские диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (это аспиранты, докторанты и соискатели из городов: Москва, Омск, Екатеринбург, Красноярск, Чита, Тара (Омская область), Калачинск (Омская область), Томск, Тюмень, Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск, Куйбышев (Новосибирская область), Петропавловск, Кокшетау и др.).
Под руководством В.А. Далингера для Омской области подготовлено 33 кандидата педагогических наук.
Научные интересы лежат в области теории и методики обучения математике в школе и вузе.
По темам исследования В.А. Далингером опубликовано 477 работ (общим объемом 880 печатных листов) в издательствах «Просвещение», «Педагогика», «Наука», «Высшая школа», «Школа-Пресс» и др. Из опубликованных работ 21 монография, 68 учебных пособий, 37 учебно-методических пособий.
Последние пять лет В.А. Далингер выполняет обязанности: заместителя председателя диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания: математика) при Омском государственном педагогическом университете; заместителя председателя диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания: математика) при Новосибирском государственном педагогическом университете; члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования) при Омском государственном педагогическом университете; члена диссертационного совета по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания: математика) при Казахском национальном педагогическом университете им. Абая.
В.А. Далингер был держателем двух научных грантов: гранты по результатам проведения конкурсов 2000, 2001 годов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук – ГОО-2.2-46.
Министерством образования и науки Российской Федерации присвоено звание «Почетный работник высшей школы Российской Федерации» (2002 год). Губернатором Омской области присвоено Почётное звание «Заслуженный работник образования Омской области» (2007 год).
Российской Академией Естествознания присуждено Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования», за выдающийся вклад в развитие Отечественной науки вручена Золотая медаль имени В.И. Вернадского.
Выполненные и утвержденные ВАК СССР, ВАК РФ кандидатские диссертации под руководством Далингера Виктора Алексеевича:
Рябоконева Лидия Дмитриевна. Тема диссертации: «Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля». Дата защиты: 27 июня 1996 года.
Сентябова Татьяна Алексеевна. Тема диссертации: «Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начал анализа». Дата защиты: 19 декабря 1997 года.
Жилин Владимир Ильич. Тема диссертации: «Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики и физики 11 класса)». Дата защиты: 26 ноября 1999 года.
Шилина Наталья Валерьевна. Тема диссертации: «Адаптивная методическая система формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников». Дата защиты: 26 ноября 1999 г.
Эпова Елена Владимировна. Тема диссертации: «Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел». Дата защиты: 26 мая 2000 г.
Костюченко Роман Юрьевич. Тема диссертации: «Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии». Дата защиты: 04 июля 2000 года.
Нуриева Люция Мухаметовна. Тема диссертации: «Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете». Дата защиты: 14 декабря 2000 года.
Харитонов Игорь Олегович. Тема диссертации: «Совершенствование математической подготовки абитуриентов в системе внешкольного довузовского образования». Дата защиты: 25 декабря 2000 года.
Новоселов Александр Александрович. Тема диссертации: «Формирование профессиональных качеств у учащихся индустриальных колледжей на интегрированных уроках математики и информатики». Дата защиты: 28 декабря 2000 года.
Бурмистрова Наталия Александровна. Тема диссертации: «Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегративной функции математики в финансовом колледже». Дата защиты: 24 мая 2001 года.
Волошина Марина Сергеевна. Тема диссертации: «Педагогические основы профессиональной инкультурации студентов». Дата защиты: 29 ноября 2001 года.
Горбачева Наталья Владимировна. Тема диссертации: «Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии». Дата защиты: 21 декабря 2001 года.
Бабичева Ирина Владимировна. Тема диссертации: «Математическое моделирование как системообразующий фактор профессионально ориентированной математической подготовки курсантов военно-инженерного вуза». Дата защиты: 21 июня 2002 года.
Кононенко Наталья Васильевна. Тема диссертации: «Система задач как средство формирования конструктивных умений учащихся в процессе изучения курса планиметрии». Дата защиты: 20 июня 2002 года.
Тонких Галина Дмитриевна. Тема диссертации: «Формирование планиметрических понятий у учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации». Дата защиты: 19 июня 2002 года.
Шарипов Агбай Нурланович. Тема диссертации: «Моделирование как средство интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин в автотранспортных техникумах». Дата защиты: 21 июня 2002 года.
Янущик Ольга Владимировна. Тема диссертации: «Интеграция курсов алгебры и геометрии посредством содержательно-методической линии неравенств в классах с углубленным изучением математики». Дата защиты: 20 июня 2002 года.
Толпекина Наталья Владимировна. Тема диссертации: «Содержание и методические особенности организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами». Дата защиты: 18 декабря 2002 года.
Мамыкина Людмила Алексеевна. Тема диссертации: «Содержание и методические особенности обучения математике в классах технического профиля». Дата защиты: 18 декабря 2002 года.
Болотюк Владимир Анатольевич. Тема диссертации: «Формирование вероятностно-статистических представлений у учащихся в курсе алгебры основной школы». Дата защиты: 19 декабря 2002 года.
Сечкина Ирина Викторовна. Тема диссертации: «Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе». Дата защиты: 27 декабря 2002 года.
Диденко Ольга Павловна. Тема диссертации: «Задачи как средство дифференциации процесса обучения доказательству в школьном курсе алгебры». Дата защиты: 17 июня 2003 года.
Шахмарова Роза Разиевна. Тема диссертации: «Методическая подготовка будущего учителя математики на основе фундирования опыта студентов в процессе педагогической практики». Дата защиты: 17 июня 2003 года.
Дударева Наталья Владимировна. Тема диссертации: «Формирование начальных методических умений студентов педвузов в процессе обучения решению задач на построение». Дата защиты: 24 июня 2003 г.
Блинова Татьяна Леонидовна. Тема диссертации: «Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе». Дата защиты: 01 декабря 2003 года.
Аринбеков Турлыбек Ислямович. Тема диссертации: «Исследо-вательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления». Дата защиты: 25 декабря 2003 года.
Князева Оксана Олеговна. Тема диссертации: «Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе обучения учащихся началам математического анализа». Дата защиты: 24 июня 2003 года.
Щеднова Татьяна Николаевна. Тема диссертации: «Модульно-рейтинговая система обучения математике студентов аграрного вуза». Дата защиты: 25 декабря 2003 года.
Стукалова Наталья Андреевна. Тема диссертации: «Повышение эффективности математической подготовки абитуриентов на основе анализа результатов вступительных испытаний». Дата защиты: 25 февраля 2004 года.
Черняева Анна Райнгольдовна. «Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников». Дата защиты: 27 мая 2004 года.
Фалько Лидия Петровна. Тема диссертации: «Подготовка будущего учителя начальных классов к диагностической деятельности в процессе обучения математике». Дата защиты: 27 мая 2004 года.
Александрова Эльвира Ивановна. Тема диссертации: «Формирование учебной деятельности младших школьников на основе системо-образующего понятия величины». Дата защиты: 22 июня 2004 года.
Ганеев Сабир Минигалиевич. Тема диссертации: «Формирование графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач». Дата защиты: 22 июня 2004 года.
Тарасова Ольга Олеговна. Тема диссертации: «Предупреждение типич-ных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности». Дата защиты: 28 октября 2004 года.
Шатова Наталья Дмитриевна. Тема диссертации: «Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике». Дата защиты: 23 ноября 2004 года.
Филоненко Лариса Алексеевна. Тема диссертации: «Домашние учебные исследования по математике как средство развития творческой самос-тоятельности учащихся 5-6 классов». Дата защиты: 23 ноября 2004 года.
Солонин Евгений Владимирович. Тема диссертации: «Тестирование как средство управления процессом формирования у учащихся системы качеств знаний по математике». Дата защиты: 23 декабря 2004 года.
Воробьев Василий Васильевич. Тема диссертации: «Поисково-исследовательские задачи по алгебре и геометрии как средство развития творческого мышления учащихся математических классов». Дата защиты: 29 марта 2005 года.
Лобанова Лариса Викторовна. Тема диссертации: «Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике». Дата защиты: 29 марта 2005 года.
Авакумова Ирина Александровна. Тема диссертации: «Обобщающее повторение в школьном курсе планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся». Дата защиты: 15 апреля 2005 года.
Щукина Наталья Викторовна. Тема диссертации: «Наглядность как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов при обучении математическому анализу». Дата защиты: 22 июня 2005 г.
Елсыкова Ольга Владимировна. Тема диссертации: «Формирование интуитивного компонента умственной деятельности студентов математических специальностей педвузов в процессе обучения геометрии». Дата защиты: 22 июня 2005 года.
Шармин Дмитрий Валентинович. Тема диссертации: «Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа». Дата защиты: 10 ноября 2005 г.
Кальт Елена Александровна. Тема диссертации: «Учебные задачи как содержательный компонент дидактических игр в организации адаптивной системы обучения математике учащихся 5-6 классов». Дата защиты: 10 ноября 2005 года.
Шмигирилова Ирина Борисовна. Тема диссертации: «Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии». Дата защиты: 13 декабря 2005 года.
Картёжникова Анна Николаевна. Тема диссертации: «Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров». Дата защиты: 13 декабря 2005 года.
Иванова Ольга Владимировна. Тема диссертации: «Развитие познавательного интереса к математике у учащихся химико-биологических классов». Дата защиты: 28 февраля 2006 года.
Замошникова Надежда Николаевна. Тема диссертации: «Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников». Дата защиты: 04 мая 2006 года.
Рванова Алла Сергеевна. Тема диссертации: «Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиоматизации». Дата защиты: 04 мая 2006 года.
Кийко Павел Владимирович. Тема диссертации: «Математическое моделирование как системообразующий фактор в реализации межпредметных связей математики и спецдисциплин в обучении будущих экономистов». Дата защиты: 04 мая 2006 года.
Скарбич Снежана Николаевна. Тема диссертации: «Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода». Дата защиты: 23 июня 2006 года.
Беломестнова Вера Ревокатовна. Тема диссертации: «Математическое моделирование как средство интеграции курса математики с физическими дисциплинами в обучении студентов физических специальностей педвуза». Дата защиты: 13 декабря 2006 года.
Куряченко Татьяна Петровна. Тема диссертации: «Формирование приёмов поисково-исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе обучения математическому анализу». Дата защиты: 12 января 2007 года.
Картёжников Дмитрий Александрович. Тема диссертации: «Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей». Дата защиты: 30 мая 2007 г.
Васяк Любовь Владимировна. Тема диссертации: «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач». Дата защиты: 30 мая 2007 года.
Мусиенко Ольга Алексеевна. Тема диссертации: «Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам». Дата защиты: 30 мая 2007 года.
Белянина Елена Юрьевна. Тема диссертации: «Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей». Дата защиты: 13 ноября 2007 г.
Утвержденные ВАК СССР, ВАК РФ докторские диссертаци, при выполнении которых Далингер Виктор Алексеевич являлся научным консультантом:
Брейтигам Элеонора Константиновна. Тема диссертации: «Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа». Дата защиты: 23 декабря 2004 года.
Липатникова Ирина Геннадьевна. Тема диссертации: «Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения». Дата защиты: 27 декабря 2005 года.
Кожабаев Каиржан Габдуллович. Тема диссертации: «Научно-методические основы реализации воспитательно-развивающих функций школьного курса математики и подготовка к ней будущего учителя». Дата защиты: 10апреля 2006 года.
Александрова Эльвира Ивановна. Тема диссертации: «Научно-методические основы построения начального курса математики в системе развивающего обучения». Дата защиты: 14 ноября 2006 года.
Некоторые опубликованные научные работы:
1. Измерение качества профессиональной подготовки специалиста с помощью математической модели Раша: Материалы международной научной конференции «Система менеджмента качества в образовании», Италия (Сардиния), 4-11 августа 2007 года // Современные наукоемкие технологии. – № 11. – 2007. – М: Изд-во «Академия Естествознания». – С. 47-48
2. Приоритетное направление исследования педагогики высшей школы – подготовка современного учителя математики: Материалы международной научной конференции «Приоритетное направление развития науки, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Орландо, Майами, Лас-Вегас, Лос-Анджелес), 26 октября – 10 ноября 2007 года // Современные наукоемкие технологии. – № 11. – 2007. – М: Изд-во «Академия Естествознания». – С. 63-64
3. Компетентностный подход – альтернатива экстенсивному пути развития системы образования: Материалы международной научной конференции «Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании», Испания (Коста Брава), 18-25 июля 2007 года // Фундаментальные исследования. – № 10. – 2007. – М.: Изд-во «Академия Естествознания». – С. 46-47
4. Размышления по поводу одной задачи ЕГЭ по математике // Математика в школе. – № 9. – 2007. – С. 34-37
5. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики ?Электронный ресурс? // Вестник Омского государственного педагогического университета. – Выпуск 2007 года. – 2007. – http:// www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-195.pdf. – 0420700051\0035
Опубликованные монографии:
1. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей: Монография. – Омск: Изд-во ИПКРО, 1993. – 323 с.
2. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005. –257 с.
3. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 143 с.
4. Развивающее обучение математике: состояние, проблемы, перспективы: Монография. – Омск: Изд-во ООО ИПЦ «Сфера», 2007. – 376 с. (в соавторстве с Е.А. Кальт, Л.А. Филоненко, Н.Д. Шатовой)