Лозбинев Владимир Павлович

Лозбинев Владимир Павлович – доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Международной академии информатизации. Награжден знаком Минвуза РСФСР «Победитель соцсоревнования 1974 г.», знаком Государственного Комитета СССР по народному образованию «За отличные успехи в работе», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Проф., д.т.н., В.П. Лозбинев являлся основателем и научным руководителем научной школы оптимального проектирования вагонов при кафедре «Вагоны» Брянского института транспортного машиностроения (БИТМ, в настоящее время – кафедра «Подвижной состав железных дорог Брянского государственного технического университета (БГТУ).

Указанная научная школа представлена диссертациями следующих ученых: В.П. Лозбинев, Ф.Ю. Лозбинев, Н.И. Кузьменко, С. В. Сорокина, А.П. Мысютин, Ю.Л. Филюков, А.Ю. Кузнецов, Я.И. Кульбовский, М.А. Булычев, Е.В. Афонина, А.А. Милакова, Н.И. Коченкова, Я. А. Лукин, Д.Г. Бейн, а также работами других исследователей, студентов и аспирантов.

В 1979 г. в диссертации Н.И. Кузьменко «Уточненный анализ напряженного состояния кузова грузового вагона открытого типа при действии сил распора сыпучим грузом», под научном руководством В.П. Лозбинева, выполнена оптимизация параметров сечений стержневых несущих элементов кузова полувагона, позволившая на 12 % уменьшить металлоёмкость кузова.

В 1982 г. В.П. Лозбиневым в докторской диссертации «Исследование напряженного состояния и разработка методики оптимального проектирования ортогонально подкрепленных тонкостенных пространственных систем кузовов грузовых вагонов» предложена методика оптимального проектирования несущих систем вагонов, включая

В 1984 г. С. В. Сорокиной в диссертационной работе «Элементы автоматизации проектирования несущих конструкций кузовов вагонов с оптимизацией стержневых элементов » предложен оригинальный алгоритм определения оптимальных параметров сложных сечений стержневых несущих элементов.

А.П. Мысютиным в 1985 г. в диссертационной работе «Оптимизация конструкции рамы кузова облегченного пассажирского вагона в зоне переходного узла хребтовой балки переменного сечения» разработан метод структурной оптимизации сечений стержневых элементов.

В 1986 г. в диссертации Ю.Л. Филюкова «Особенности работы и оптимизация некоторых узлов несущей конструкции кузова рефрижераторного вагона» разработаны алгоритм и программа для ЭВМ оптимизации узлов несущей конструкции кузова рефрижераторного вагона.

В 1988 г. защищена диссертация А.Ю. Кузнецовым по теме «Оптимизация по частям кузова крытого грузового вагона из условия минимума массы его элементов».

Совершенствованию методики оптимального проектирования кузова вагона посвящена кандидатская диссертация Ф.Ю. Лозбинева «Совершенствование методики оптимального проектирования несущей конструкции кузова вагона», защищенная в 1989 г.

Я.И. Кульбовский в 1992 г. защитил диссертацию «Разработка методики определения рациональных параметров несущих элементов кузовов локомотивов».

М.А. Булычев в 1999 г. в своей диссертации «Методика оптимизации несущей системы кузова вагона с учётом ограничений по прочности и сопротивлению усталости» предложил вариант методики оптимизации с учётом ограничений по прочности и сопротивлению усталости.

Дальнейшее развитие методов оптимизации несущих систем кузовов вагонов содержится в докторской диссертации Ф.Ю. Лозбинева 2000 г. «Разработка научных основ оптимального проектирования несущих систем кузовов вагонов по критерию минимума затрат на создание, эксплуатацию и ремонт», где в качестве целевой функции принят критерий минимума затрат на создание, эксплуатацию и ремонт вагона.

В диссертации Е.В. Афониной в 2001 г. «Оптимизация металлоконструкций кузовов грузовых вагонов с учётом требований прочности и живучести несущих элементов» разработана методика оптимизации с учётом требований прочности и живучести.

А.А. Милаковой в 2001 г. в диссертации «Разработка методики оптимизации кузовов вагонов с учётом ограничений по устойчивости несущих элементов» разработана методика оптимизации с учётом ограничений по прочности и устойчивости.

Диссертация Н.И. Коченковой 2001 г. «Оптимизация несущих конструкций кузовов грузовых вагонов по критерию минимума себестоимости» посвящена оптимизации кузовов вагонов по критерию минимума себестоимости конструкции при ограничении по прочности.

Диссертационная работа А.Я Лукина 2008 г. «Оптимизация несущих систем кузовов вагонов с учетом технологи-ческой изогнутости их элементов» посвящена оптимизация несущих систем кузовов вагонов с учетом технологической изогнутости их элементов

Д.Г. Бейн в 2011 г. в диссертации «Оптимизация кузовов грузовых вагонов открытого типа с несущим полом» предложил вариант совместной структурной и параметрической оптимизации по критерию прочности с уточнением методик расчета нагруженности несущих элементов.

Таким образом, по проблеме оптимального проектирования кузовов вагонов в исследовательском коллективе научной школы В.П. Лозбинева за период с 1979 г. по настоящее время защищено 2 докторских диссертации, 13 кандидатских диссертаций, опубликовано не менее 16 монографий и не менее  170 научных статей, получено два гранта по итогам конкурса научных работ в области фундаментальных проблем транспорта, зарегистрировано 16 программных средств и несколько патентов на полезные модели.