Сокольников Юрген Петрович - доктор педагогических наук, профессор, академик академии педагогических и социальных наук, академик МПА, президент всесоюзной ассоциации учёных, преподавателей и специалистов «Воспитание», основатель научной школы «Методология и теория воспитательных систем и пространств», заслуженный учитель Чувашской АССР (1985), участник Великой Отечественной войны - награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями.
С 1974 года по 2005 год возглавлял лабораторию воспитательно-образовательных систем в Чувашском республиканском институте образования. На общественных началах являлся научным руководителем Всесоюзного объединения учёных, преподавателей и учителей, объединяющего более 7000 работников образования из союзных республик СССР, России, ближнего зарубежья по направлениям научной работы: «Проблемы воспитания подрастающих поколений», «Система воспитания младших школьников», «Актуальные проблемы творчества в педагогической деятельности», «Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
В 1969 году Сокольников Ю.П. защитил докторскую диссертацию на тему «Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка» в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена.
Ю.П. Сокольников разработал концепцию системного понимания воспитания, учение о логике педагогической деятельности. В 1991 г. на общем собрании АПН СССР, посвященному актуальным проблемам воспитания, он выступил с общей концепцией воспитания, озвучил основополагающие требования, получил мощную поддержку присутствующих делегатов.
Являлся научным редактором 16 выпусков сборников научных статей по проблемам методологии, теории и практики воспитания школьников; являлся членом диссертационного Совета МПГУ, был активным членом диссертационных советов ряда вузов Москвы, Белгорода, Чебоксары, часто выступал в качестве оппонента по кандидатским и докторским диссертациям.
Перечень кандидатских диссертаций утвержденных ВАК СССР или ВАК РФ, выполненных под руководством Сокольникова Ю.П.(общее кол-во - 53):
Гуслякова Нина Ивановна. Воспитание социалистической гуманности у младших школьников. 13.00.01 –Теория и история педагогики. МГПИ им. В.И. Ленина. Москва, 1984 г.
Каменских Татьяна Николаевна. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности. 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. - Москва, 1986.
Нагорнов Николай Васильевич. Идейно-политическое воспитание младших школьников на традициях советского народа 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования - Москва, 1986.
Елизова Елена Александровна. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников. 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Москва, 1989.
Кожанова Наталья Евгеньевна. Работа учителя начальных классов по повышению воспитательного потенциала семьи. 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва, 1991.
Перечень докторских диссертаций утвержденных ВАК СССР или ВАК РФ, при выполнении которых Ю.П. Сокольников являлся научным консультантом (Общее количество – 16).
Павлов Иван Владимирович. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования. — Чебоксары, 1999.
Веретенникова Людмила Кузьминична. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. 13.00.01 / Удмуртский гос. ун-т. - Казань, 1997.
Прокопьев Иван Павлович. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания. 13.00.01. - Белгород, 1983.
Сокольникова, Элла Ивановна. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв. ) 13.00.01. - Чебоксары, 1998.
Сенатор, Светлана Юргеновна. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений. 13.00.01. - Москва, 2004.
Тутолмин Александр Викторович. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя: на основе системного подхода:.13.00.08- Теория и методика профессионального образования. Чебоксары, 2009.
Харькин Валерий Николаевич. Педагогические импровизации в профессиональной деятельности учителя. 13.00.01. - Москва, 1992.
Сокольников Ю.П. - автор свыше 150 научных и научно-методических работ, в т. ч. 12 монографий. Основные труды:
1. Сокольников Ю.П. «Системный анализ воспитания школьников» / ОПН. - М. : Педагогика, 1986. - 136 с. «Организация детского самоуправления в школе»,
2. Сокольников Ю.П. «Системный подход в исследовании воспитания», 3. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания [Текст ] / Ю.П. Сокольников. - Москва; 1993. - 198 с.
3. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности [Текст / Ю.П. Сокольников. - Москва; Белгород: Изд-во БГУ. 2000. - 149 с.
4. Сокольников Ю.П. «Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка / Чуваш. гос. пед. кн-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1971. - 287 с.
5. Сокольников Ю.П. Общественная деятельность учащихся как средство нравственного воспитания: В помощь учителям, занимающимся изучением проблем нравственного воспитания / Чуваш. респ. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. Чуваш. ин-т усовершенствования учителей. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1963. - 59 с.
6. Сокольников Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода к коммунистическому воспитанию школьников: (Метод. указания для лекторов и методистов ин-та усовершенствования учителей) / Ю. П. Сокольников, проф. - М. : [Б. и.], 1977. - 58 с.
7. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: (Учеб.-метод. пособие) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, Сов. ассоц. педагогов-исследователей, Науч. центр по пробл. систем. подхода к воспитанию. - М: Прометей, 1990. - 90 с.
8. Сокольников Ю.П. «Бороться и не сдаваться» — Чебоксары, 2005. — 328 с.
Ю.П. Сокольников награжден знаками «Отличник просвещения РСФСР», За отличные успехи в работе», медалью К.Д. Ушинского.