Действительный член Российской академии социальных наук, Академии педагогических и социальных наук (2007), исследователь истории культуры и научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова, вице-президент Ломоносовского фонда, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ (1999). Крупный учёный, ведущий специалист в области истории и теории педагогики, ломоносововедения.
Предметом научной школы «Педагогическая регионология» является изучение толерантности региональных и национальных приоритетов, историко-педагогических и социально-культурных особенностей региона, влияющих на формирование и развитие личности. В рамках данного научного направления выполнены фундаментальные и прикладные исследования, позволившие выделить Ломоносовский период в истории отечественной педагогики; разработать оригинальную концепцию национально-регионального компонента, направленную на модернизацию содержания образования, учебно-воспитатель-ного процесса в разных образовательных учреждениях; обосновать и раскрыть сущность народной поморской педагогики; обеспечить научно-методическое оснащение процесса внедрения научных разработок, подготовить комплекс различных программ («Поморская семья», «Национальное образование на Архангельского Севере», «Народная культура Русского Севера» и т.п.).
Перечень кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК СССР или ВАК РФ, выполненных под руководством Т.С. Буториной:
1. Аверкиева Галина Валентиновна «Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя» (1996).
2. Александрова Елена Николаевна «Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков» (1999).
3. Бирюкова Лариса Михайловна «Использование педагогического потенциала региональной среды русского севера в формировании основ менталитета младшего подростка» (1997).
4. Борчук Ангелина Васильевна «Использование народных ремесел в подготовке старших подростков к основам творческого труда» (2002).
5. Горячкова Светлана Александровна «Оценка в теории и практике дошкольного образования» (2001).
6. Груздова Елена Валентиновна «Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя» (2001).
7. Демченко Зинаида Алексеевна «Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя» (2006).
8. Заозерская Светлана Владимировна «Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX -начале XX века» (2004).
9. Калинина Мария Александровна «Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века» (2003).
10. Касимова Татьяна Валентиновна «Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века» (2002).
11. Квашнина Людмила Николаевна «Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII - XIX веках» (1999).
12. Кошкина Елена Анатольевна «Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века» (1997).
13. Лисниченко Валерий Васильевич «Формирование основ экорациональной модели поведения старшеклассника в системе непрерывного экологического воспитания и образования» (2000).
14. Лукина Светлана Федоровна «Антропокосмическая педагогика В.И. Вернадского» (1998).
15. Машарина Марина Владимировна «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста» (2004).
16. Михайлова Галина Викторовна «Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета)» (2003).
17. Михашина Алла Станиславовна «Идеи воспитания трудных детей в педагогическом наследии В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского (1917-1936 гг.)» (2004).
18. Михеева Елена Николаевна «Развитие творческой активности будущего учителя в процессе музыкального образования» (2002).
19. Мосягина Светлана Юрьевна «Педагогические идеи декабристов» (1997).
20. Овчинникова Наталья Петровна «Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования» (2002).
21. Пантюхин Сергей Сергеевич «Содержание цели в отечественной педагогике 90-х годов XX века» (2002).
22. Пушкина Ирина Михайловна «Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики» (2007).
23. Рыбак Евгения Владимировна «Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников» (2001).
24. Смягликова Елена Альбертовна «Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере во второй половине XVIII века» (2007).
25. Терентьева Любовь Ивановна «Формирование у студентов ценностного отношения к природе в процессе экологического образования» (2004).
26. Тунгусова Нина Дмитриевна «Реализация идеи непрерывного образования в системе «школа-вуз» (2002).
27. Ундозёрова Алла Николаевна «Развитие идей компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины XX – начала XXI» (2007).
28. Филиппова Ирина Викторовна «Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв.» (2001).
29. Чурбанова Ольга Владимировна «Педагогические условия проектирования учебных компьютерных комплексов контекстного обучения» (2004).
30. Храпко Лидия Дмитриевна «Организационно-педагогические условия совершенствования управления образованием (на примере муниципальной системы управления образованием г. Северодвинска) (2004).
31. Щекина Светлана Станиславовна «Воспитание в Поморской семье XVIII–XIX вв.» (1995).
Перечень докторских диссертаций утвержденных ВАК, при выполнении которых Буторина Т.С. являлась научным консультантом:
Сковородкина Ирина Зосимовна Докторское исследование: «Теория и практика национального образования на Архангельском Севере в последней четверти XIX – 90-х годах XX века». Научные консультанты: доктор педагогических наук, профессор, Т.С.Буторина, доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО – В.А.Мясников (2001).
Буториной Т.С. было опубликовано 375 научные работы. Наиболее значимые из них:
1. История педагогики и образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.]; под ред. З.И. Васильевой. – 4-е издан., исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
2. М. В. Ломоносов о воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991.
3. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. – Архангельск-Москва, 2005.
4. Педагогическая регионология. Часть 1. Научная школа. – Архангельск, 2006.
5. Педагогический понятийно – терминологический аппарат в русском университете конца XIX – начала XX вв. / Т.С. Буторина, Е.В. Смирнова // Мир образования - образование в мире. – 2007. - №4.
Монографии:
1. М. В. Ломоносов и педагогическая мысль России ХVIII век. М.: ИНН ОП. – № 36774.1989.
2. М. В. Ломоносов о воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991.
3. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: ПМПУ, 1994.
4. М.В.Ломоносов и педагогика. – 2-е изд. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2001.
5. Идея добродетельной матери в немецкой педагогике во второй половине XVIII в. / Т.С. Буторина, Т.В. Касимова. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004.
6. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова; науч. ред. Т.С. Буторина. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004.
7. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов : монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова; науч. ред. Т.С. Буторина. – 2-е изд. – М.: Палеотип, 2006.
8. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. – Архангельск-Москва, 2005.
9. Женское воспитание в норвежской семье XIX века / Т.С. Буторина, М.А. Калинина. – Москва-Воронеж, 2006.
10. Семья в современном социуме (к. XX – нач. XXI вв.). – Вологда, 2006. Ред. Лодкина Т.В.
11. Педагогическая регионология. Часть 1. Научная школа. – Архангельск, 2006.
12. Развитие идей компьютерного обучения. История и современность: монография / Е.В. Ширшов, Т.С. Буторина, А.Н. Ундозерова. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007. – 307 с.
13. Идеи воспитания трудных детей в педагогическом наследии В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского (1917-1936 гг.): монография/ Т.С. Буторина, А.С. Михашина. – Архангельск: АГТУ, 2007. – 214 с.
14. Заозерская, С.В. Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX – начале ХХ веков: монография / С.В. Заозерская, Т.С. Буторина. – Архангельск, 2007. – 164 с.
15. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века: монография / Т.С. Буторина, Е.А. Кошкина. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. – 139 с.
В 1990 году Буторина Т.С. защитила докторскую диссертацию на тему «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII в.».
Под научным общественным руководством Буториной Т.С. работала первая в России областная школа народных ремёсел, удостоенная премии Президента России в области образования; областной центр социального здоровья семьи; школа педагога-исследователя; экспертный совет департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска и т.д. Инициатор создания Ломоносовского гуманитарного центра (1991), Ломоносовского фонда как общественного объединения учёных региона (1992). Основные результаты её исследований получили положительную оценку на Всемирном педагогическом конгрессе в ЮНЕСКО (г. Париж, Франция, 1992), Европейском педагогическом форуме (г. Дортмундт, Германия, 1994, 1996, 2001), Женском форуме арктических стран (г. Тромсё, Норвегия, 1997), международных конференциях стран Баренц-региона (Финляндия, 1995, Норвегия, 1991, 1995, 1997, Швеция, 2002 и др.). Автор идеи подготовки пятитомной «Поморской энциклопедии», один из авторов ее концепции, главный редактор тома «Культура». Постоянный член оргкомитета по проведению международных Ломоносовских чтений, член УМО по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург), председатель регионального диссертационного совета при АГТУ и зампредседателя диссертационного совета при Карельском государственном педагогическом университете по специальности 130001 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Член коллегии Комитета по культуре администрации Архангельской области. Председатель экспертной комиссии по национальному проекту «Образование» (2006-07).
Победитель Архангельского городского конкурса «Женщина года – 2005», победитель VI Архангельского областного конкурса «Женщина – директор 2005 года», победитель и именной медалист IX Всероссийского конкурса «Женщина – директор года 2005». Кавалер № 1 премии имени М.В. Ломоносова от Холмогорского района (2003). Награждена знаком «Отличник просвещения» (1982), медалью «Ветеран труда» (1984), орденом Дружбы (2003). Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» (1997).