Далингер Виктор Алексеевич
Родился 17 января 1950 г. в селе Киевка Черлакского район Омской области. Окончил с отличием математический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М.Горького, по специальности «Учитель математики». Несколько лет работал директором школы, преподавателем в педагогическом институте. В 1978–1981 гг. обучался в очной аспирантуре при Академии педагогических наук в Москве, защитил кандидатскую диссертацию по методике обучения математике и докторскую диссертацию по теме «Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе» в 1992 году (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург). С 1994 по 1999 был деканом математического факультета ОмГПУ, с 2001 зав. кафедрой теории и методики обучения математике ОмГПУ.

Академик Международной Академии информатизации образования (1999), академик Международной Академии наук педагогического образования (2000), академик Международной Академии наук высшей школы (2007), академик Российской Академии естествознания (2007). Решением Президиума Российской Академии Естествознания ему присуждено почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования» (2007 год) и почетное звание «Основатель научной школы» (2008 год).

Почетный работник высшей школы РФ (2002), заслуженный работник образования Омской обл. (2007). Награжден Золотой медалью им. В. И. Вернадского за выдающийся вклад в развитие отечественной науки (2007). Министерством образования и науки Российской Федерации присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2010 год).

Исследовательская тематика научно-педагогической школы:

•психолого-педагогические и дидактико-методические основы обучения математике в школе и вузе;

•информатизация математического образования в школе и вузе.

В рамках научной школы защищено 73 кандидатских диссертации, 4 докторских. В настоящее время осуществляется подготовка пяти исследований.

Название и года реализации наиболее крупных грантов, проектов:

•Руководитель исследовательского коллектива по результатам проведения конкурса 2000 года по фундаментальным исследования в области гуманитарных наук на тему «Методика обучения учащихся доказательству математических предложений» (2000г.-2003г.).

•Руководитель исследовательского коллектива по результатам проведения конкурса грант по фундаментальным исследования в области гуманитарных наук на тему «Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач» (2004 -2006 гг.).

Связи с учреждениями регионального образования:

Принимает участие в работе центров дополнительного образования «Эврика» (г. Омск) и «Поиск» (Омская область), в работе жюри областного конкурса «Учитель года» (председатель и член жюри), принимал участие в работе конкурсной комиссии по определению в г. Омске и Омской области лучших школ и учителей школ в рамках Национального проекта «Образование».

В настоящее время организует научно-методическое взаимодействие с российскими и международными учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку педагогов:

•Институт развития образования Омской области;

•Сургутский государственный педагогический университет;

•Северо-Восточный Федеральный государственный университет им. М.К. Аммосова;

•Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова;

•Казахский Национальный педагогический университет им. Абая;

•Тюменский государственный университет;

•Омский педагогический колледж №1.

Организовано сотрудничество с органами управления образования и школами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Наиболее значимые публикации лидера научной школы

В.А. Далингер опубликовал 1141 работы, из них – 33 монографии, 96 учебных пособий, 68 учебно-методических пособий в издательствах «Просвещение», «Высшая школа», «Наука», «Школа-пресс» и др. Среди них:

1.Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1991.– 80 с.

2.Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: Книга для учителя /В.А.Далингер.– М.: Просвещение, 2005. – 257 с.

3.Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся. Учебник и практикум для вузов. 2-е изд.,испр. и доп./ В.А. Далингер – М.: Изд-во Юрайт, 2016.–460с. ( Серия: Авторский учебник)

4.Далингер В.А. Методика обучения стереометрии посредством решения задач: учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2018. – 370 с. – (Бакалавр. Академический курс).

5.Далингер В. А. Геометрия: планиметрические задачи на построение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. А. Далингер. –2-е изд., испр. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 155 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).

6.Далингер В.А.Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография / В.А. Далингер – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006.– 143 с.

7.Далингер В.А. и др. Теория вероятностей и математическая статистика с применением mathcad: учебное пособие.– М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 338 с.

8.Далингер В.А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 271 с.

9.Далингер В.А. Методика обучения математике. Обучение учащихся доказательству теорем: учебное пособие. 2-е изд. испр.– М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 145 с.

10.Далингер В.А. и др. Методика развивающего обучения математике: учебное пособие. 2-е изд. испр. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 297с.