Исследования в рамках данной научной школы обращены к проблематике образовательной деятельности обучающегося, самостоятельной и самодостаточной, в ходе овладения им как речевыми практиками на родном/иностранных языках, так и освоения культурных формы социального бытия. С этой целью разрабатывается особый тип педагогической деятельности - сопровождение образовательной деятельности обучающегося, нацеленной на перенос центра тяжести деятельности педагога на речевую коммуникацию и разработку технологий, позволяющих расширить и утвердить пространство субъектности обучающегося. Практическая значимость данной работы состоит в создании научно-методического и технологического обеспечения для овладения речевыми практиками с опорой на закономерности, существующие в сложном взаимодействии обучающегося, языка и национальной культуры.
Перечень кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК РФ, выполненных под научным руководством И.Б. Ворожцовой:
Фаткулина Р.Ф. Педагогические условия развития общительности у студентов-первокурсников: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ижевск, 2004. 222 c.
Цурцилина Н.Н. Поэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка (на материале обучения французскому языку в средней школе): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 (ин.яз.): Ижевск, 2004. – 221 c.
Пронина Н.А. Формирование субъектной позиции у студентов языкового вуза : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2005. – 163 с.
Шамшурова М.Ю. Формирование профессионально-значимых качеств учителя через вовлечение студентов в организацию учебного процесса: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Ижевск, 2006.- 184 с.
Наумов А.И. Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2006. - 190 с.
Копылова Т.Р. Языковая репрезентация научного концепта "коммуникация" в специализированном научном лингвистическом дискурсе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Удмурт. гос. ун-т.- Ижевск, 2007.- 209 с.
Паранина Е.М. Технология развития информационной компетентности студентов-бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» (на материале обучения английскому языку): диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Марийский гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2014. ‒ 190 с.
Количество опубликованных научных работ: 242.
Наиболее значимые издания
Ворожцова, И. Б. Технологизация обучения в педагогических и образовательных практиках / И. Б. Ворожцова // Антропопраксис : ежегодник гуманитар. исслед. / гл. ред. Б. Д. Эльконин ; отв. ред. С. Ф. Сироткин. – Ижевск, 2010. – Т. 2. – С. 152-163.
Ворожцова И.Б., Урсегова Е.Б. Обучение чтению художественной литературы на русском языке как иностранном: деятельностный подход, читательские и речевые практики // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. - 2015. - Вып. 3. – С. 151-157.
Ворожцова И.Б., Ворожцова Т.Б. Лингвистическое и лингводидактическое сопровождение иноязычных речевых практик в иноязычной деятельности // Вестник Пермского научно-исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - № 4 (14). – 2015. – с. 49-63.
Ворожцова И.Б. О мотивации в практике обучения иностранным языкам // Филологический класс. Научно-методический журнал. № 4(46), 2016. Екатеринбург. С.36-41.
Названия и полные библиографические данные всех монографий или учебников.
Ворожцова, И. Б. В добрый путь! : интенсив. курс : 1-й, 2-1 и 3-й годы обучения : учеб. по фр. яз. для общеобразоват. учреждений / И. Б. Ворожцова. – М. : Просвещение, 1996-199 гг.. – 222с.; 269 с.; 224 с.. – На обл. назв.: Bon voyage!.
Ворожцова, И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку / И. Б. Ворожцова. – Ижевск : Удмурт. ун-т, 2000. – 342 с.
Ворожцова, И. Б. Культура общения в речевом взаимодействии. Речевой субъект на перекрестке культур : учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Ворожцова. – Ижевск, 2007. – 208 с.
Ворожцова, И. Б. Основы лингводидактики : учеб. пособие для вузов / И. Б. Ворожцова, УдГУ, Филол. фак. – Ижевск, 2007. – 166 с.
Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов / И. Б. Ворожцова, Т. Б. Ворожцова, Л. С. Колодкина [и др.] ; коллективная монография под ред. И. Б. Ворожцовой. – Ижевск : ERGO, 2011. – 143 с.
Деятельностные технологии в вузовском обучении: подходы и опыт Удмуртского университета. Ч. 1 / Э. Р. Ахметзянов, М. В. Бовина, И. Б. Ворожцова [и др.], коллективная монография. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Удмурт. гос. ун-т". - Ижевск : [Удмурт. ун-т], 2012. – 281 с.
Докторская диссертация:
Ворожцова, И. Б. Личностно-позиционно-деятельностная модель обучения иностранному языку: (на материале обучения фр. яз. в сред. шк.) : спец. 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания (ин. яз.) дис. ... д-ра пед. наук [место защиты: Моск. гос.ун-т им. М.В. Ломоносова]/ И. Б. Ворожцова. – М., 2002. – 413 с.
Год защиты: 2002
Информация о публичной, государственной, педагогической деятельности, полученных грантах, наградах, почетных званиях.
Заместитель главного редактора научного журнала «Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика» (УдГУ, Ижевск). Член редакционной коллегии научно-методического журнала «Филологический класс» (УрПГУ, Екатеринбург). Член Международного комитета и региональный представитель Международной Ассоциации EDILIC (Образование и языковое и культурное разнообразие). Почетная грамота Министерства и образования Российской Федерации. Заслуженный работник народного образования Удмуртской АССР
Гранты: гранты АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки РФ, 2.1.3.7795 «Онтология художественной культуры Западно-Приуральского региона (типология объекта, структура средств изучения, контексты виртуальных ресурсов» (2006-2008 гг.), участие; 3.1.1/5125 «Разработка программы подготовки тьюторов для педагогического сопровождения в начальной школе: методология, технологии, образовательные программы». 2009-2010 гг., №3.1.1/13094, 2011 г., руководство. Грант Министерства культуры Франции на перевод труда Ф. Дольто «Бессознательный образ тела» с французского языка на русский. 2004 г. Гранты на научные стажировки Посольства Франции в России: исследовательский центр CREDIF (1995 г.) и CRAPEL Университета Нанси-2 (2003 г.).