Педагогическая деятельность основателя научной школы берет начало с 1952 года (через год после окончания средней школы с медалью) в должности учителя русского языка и литературы) и продолжалась в должностях заместителем директора и директора общеобразовательного учреждения (школы), заведующего районным отделом образования, заведующего кафедрой управления развитием образования института непрерывного профессионального образования в структуре Омского государственного педагогического университета более 25 лет и продолжается в должности профессора. Отличник народного просвещения. Награжден орденом трудового красного знамени, многочисленными знаками и грамотами органов управления образованием разных уровней и руководством государственного педагогического университета.
Тема кандидатской диссертации: Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками: (на материале учебной деятельности). Работа над кандидатской диссертацией завершалась в Москве в очной годичной аспирантуре Института общих проблем воспитания с сентября 1978 г. до сентября 1979 г.
Тема докторской диссертации: Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения. Завершена работа над докторской диссертацией в 1989 г., через 10 лет после защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Защищались диссертации в институте общих проблем воспитания АПН СССР и РФ. Москва. Научный руководитель и научный консультант Богданова Ольга Сергеевна, профессор, доктор педагогических наук, член - корреспондент АПН.
Перечень кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК СССР и ВАК РФ, выполненных под руководством основателя научной школы Аплетаева М.Н.:
Синицына Галина Петровна. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения. - Омск, 1996.
Шмачилина Светлана Витальевна. Воспитание старших школьников в нравственной деятельности:(на материале учебного процесса). - Омск, 1996.
Морозова Оксана Вагизовна. Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников. - Омск, 1997.
Тушнолобов Петр Иванович. Коллективные учебные занятия в системе форм организации обучения старших школьников. - Омск, 1998.
Никитина Наталья Владимировна. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе. - Омск, 2000.
Пантелеева Ольга Валерьевна. Педагогическое проектирование ситуаций выбора поступка в этическом образовании младших школьников. - Омск, 2000.
Веселкова Ольга Алексеевна. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравст- венной культуры младших школьников. - Омск, 2000.
Чухин Степан Геннадьевич. Актуализация нравственных идеалов старших школьников в процессе этического образования. - Омск, 2001.
Ворожищева Наталья Николаевна. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в образовательном процессе. - Омск, 2001.
Фадич Елена Владимировна. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3 – 5 классы). - Омск, 2001.
Лузина Лариса Леонидовна. Педагогические условия развития коммуникативной культуры будущего учителя. - Омск, 2001.
Левичев Олег Федорович. Педагогическая актуализация этического мышления старших школьников. - Омск, 2002.
Быкова Наталья Ивановна. Педагогические условия развития нравственных ориентаций учащихся в образовательном процессе(7-9 классы). - Омск, 2003.
Прончева Ольга Карповна. Актуализация и развитие этических качеств современного учителя. - Омск, 2004.
Дереча Ирина Ивановна. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе. - Тюмень, 2005.
Круковская Татьяна Юрьевна. Формирование готовности студентов к групповому взаимодействию в процессе решения учебных общетехнических задач. - Барнаул, 2006.
Данилова Светлана Валерьевна. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов ВУЗа в процессе обучения: (на материале обучения иностранному языку). - Омск, 2007.
Михайлова Валерия Евгеньевна. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования детей. - Омск, 2008.
Диссертация Михайловой В.Е. выполнена под научным руководством первой аспирантки основателя научной школы Синицыной Г.П. Положено, таким образом, начало новому циклу развития научной школы.
Докторские диссертации, выполненные при научном консультировании основателя научной школы Аплетаева М.Н.:
Шипилина Людмила Андреевна. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете. - Омск, 1999.
Лебедева (Ворожищева) Наталья Николаевна. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников. - Тюмень, 2006.
Идея гармонизации воспитания личности в нравственной деятельности, сформулированная и опубликованная основателем научной школы еще в 1991 году в связи с научно-практической разработкой феномена «нравственной деятельности», получила определенное развитие, хотя и недостаточно полное, связанное с проблемами дисгармоничности деятельности и поведения личности, необходимостью преодоления пережитков вербализма в воспитании, освоения в педагогической практике его деятельностной сущности.
Всего опубликовано печатных научных работ – 156, общий объем в печатных листах – 120, в том числе:
1. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Пособие. - Омск: ОГПИ-ЧГПИ. - 1987.
2. В поисках нравственного смысла жизни: Книга учителя-экспериментатора. - Омск: Изд-во ОмГПУ. - 1997.
3. Нравственная деятельность как феномен образования // Образование в Сибири. 1998, № 1.
4. Педагогическая актуализация осознания базовой триады ценностей образования: гуманности – долга – совести: (Опыт педагогического исследования). Научно-методическое пособие педагогам - инноваторам и менеджерам образования. - Омск, 2007.
5. Этика и педагогика воспитания нравственной личности: Сборник авторских статей и материалов. Книга первая. - Омск, 2009.
6. Смыслообразующий феномен воспитания нравственной личности: Сборник авторских статей и материалов. Книга вторая. - Омск, 2009.
7. Система воспитания нравственной личности: Методические рекомендации. - Омск, 2007.
8. Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения: Методические рекомендации. - Омск, 2007.
Монографии и монографического характера сборники авторских трудов:
1. Концепция современной антропологии. Коллективная монография: Л.К. Рахлевская, М.Н. Аплетаев, А.В. Гезь, А.К. Москатова. - Томск, 2000.
2. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
3. Смыслообразующий феномен воспитания нравственности: Методология и теория. Избранные педагогические труды. Том 1. - Омск, 2005.
4. Изучение и модернизация воспитательной системы образовательного учреждения. - Омск, 2005.
5. Основы воспитания нравственной личности подростка в процессе обучения (Теория и методика). Избранные педагогические труды. Том 2. - Омск, 2007.
6. Воспитание нравственной личности подростка в процессе обучения:(опыт, методика, теория). Избранные педагогические труды. Том 3. Книга первая. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
7. Актуализация и развитие духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Избранные педагогические труды. Том 3. Книга вторая. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.