Шарипов Фанис Вагизович
Шарипов Фанис Вагизович, доктор педагогических наук, профессор,

Уфимский государственный авиационный технический университет, профессор.

Перечень кандидатских диссертаций, выполненных под нашим руководством:

1.Нохрина Н.Н. Тестовый контроль при обучении спецдисциплинам в учреждениях начального профессионального образования (1990)

2.Клокова О.С. Социальные инновации в системе управления качеством высшего образования6 социологический подход (2007)

3.Шаяхметов Р.М. Формирование самостоятельной учебной деятельности обучающихся вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (2012)

Количество опубликованных научных работ – 202.

Учебные пособия:

1)Психологические основы менеджмента. – М.: Изд. ВЛАДОС-Пресс, 2008. – 293. Текст аннотации: В учебном пособии предлагается систематизированный анализ теории и практики руководства людьми в условиях рыночной экономики: раскрываются сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства, требования к личности менеджера, социально-психологическая характеристика малой группы. Особое внимание уделяется вопросам лидерства, мотивации труда, психологии общения, проблем разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Практический интерес представляют проблемы подготовки и принятия управленческих решений, управления персоналом предприятия. После каждой темы приводятся тесты, методики или практические рекомендации, способствующие усвоению знаний.

Пособие предназначено студентам вузов по специальности «Менеджмент организации».

2)Педагогика и психология высшей школы. – М.: Логос, 2012. – 448 с. Текст аннотации: Учебное пособие представляет собой систематизированный курс теории и практики педагогики и психологии высшего образования. В первой части раскрываются сущность и структура образовательного процесса, цели и содержание высшего профессионального образования, концепции, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания, рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской работы студентов и студенческого самоуправления, а также вопросы контроля и оценки результатов обучения. Особое внимание уделяется вопросам внедрения современных педагогических технологий, повышения качества высшего профессионального образования.

Во второй части учебного пособия раскрываются психология учебно-познавательной деятельности студентов, психологические особенности студенчества, основы психолого-педагогической диагностики, профессиональная деятельность и личность преподавателя, вопросы учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Книга предназначена для магистрантов всех специальностей, аспирантов и молодых преподавателей вузов. Она может быть полезной преподавателям средних профессиональных учебных заведений и менеджерам по управлению персоналом предприятий и организаций.

3)Педагогический менеджмент. М.: Университетская книга, 2014. – 480 с. Текст аннотации: Изложен курс теории и практики управления системой образования на разных уровнях. Раскрыты предмет, задачи, функции и принципы менеджмента образования, значение управленческой компетентности руководителя образовательной организации, сущность и структура управленческой деятельности, методы и стиль руководства; дан анализ государственной системы образования и образовательной организации как объектов управления. Рассмотрены особенности деятельности и личности руководителя, основные функции и вопросы мотивации педагогической деятельности, структура профессиональной компетентности преподавателя, дана социально-психологическая характеристика педагогического коллектива.

Раскрыты предмет и задачи педагогической инноватики как науки о нововведениях в образовании, структура инновационного процесса, особенности современных концепций обучения, этапы педагогического проектирования. Особое внимание уделяется вопросам лидерства, мотивации труда, учебно-педагогического сотрудничества и общения в образовательном процессе, проблеме разрешения конфликтов в коллективе. Практический интерес представляют проблемы планирования и организации образовательного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, качеством образования и персоналом образовательного учреждения.

Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Менеджмент» и по педагогическим специальностям. Она может быть полезна учителям школ, преподавателям и руководителям среднего и высшего профессионального образования.

Монографии: 1. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. –М.: Университетская книга, 2015. – 584 с.

2. Педагогические основы дистанционного обучения. – Уфа, 2013. – 259 с.

3. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. – Уфа, 2011, 375 с.

Год защиты докторской диссертации – 1997. Тема: «Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой деятельности»

Награды и звания:

1)нагрудный знак «Отличник образования Республики Башкортостан»;

2)нагрудный знак «Почетное звание высшего профессионального образования Российской Федерации»;

3)медаль «В.А. Сухомлинский Республиканского отделения педагогического общества РФ;

4)пять медалей и орденов РАЕ.