Научное поле исследований школы: «Хореография в системе интегративного искусствоведения» и векторы изучения программы «Балет и синтез пластических искусств» ориентированы так же на готовность к разработке целей и приоритетов научной и творческой деятельности научно-исследовательских, образовательных учреждений и учреждений культуры, реализующих педагогические, режиссерские, художественно-постановочные и актерско-исполнительские виды профессиональной работы хореографа и художника. Они включают актуальные темы, связанные с морфологией балета как синтетического вида искусства, различных форм взаимодействия сценического танца и пластических искусств до изучения качественно нового художественного явления, не сводимого только к сумме составляющих, интегральных компонентов. В сферу охвата научных исследований входят так же мало разработанные аспекты современных проблем теории и истории балетного театра, касающиеся классической хореографии в контексте организации сценического пространства и взаимодействующих с ним пространственными искусствами. Здесь задействованы идеи направленности и движения в пространстве, вопросы архитектоники и пластической формы балетного спектакля, критерии изобразительности в танце, принципы взаимодействия выразительных и изобразительных средств в хореографии, проблемы ретроспективных и новаторских стилевых направлений, приемы реконструкции хореографического наследия, вопросы сложения академических школ классического танца и преодоление их границ от традиций к новаторским исканиям выхода танца в открытую среду, музейное и иные пространства. Другой гранью научных исканий становятся темы, связанные с составом музейных и частных коллекций преимущественно театрального профиля, хранящих изобразительные материалы балетной иконографии и декорационного оформления.
Таким образом, в итоге оказываются задействованными все платформы балетного театра с комплексом исследовательских проблем, так и или иначе соприкасающихся с существующей структурой визуального художественного образа в творчестве артистов и хореографов, так и прогнозирование будущих новых форм изобразительной визуализации в процессе создания хореографических произведений. Полученные научные результаты позволят повысить эффективность интеллектуальной деятельности в областях: фундаментальная и прикладная наука, культура и искусство, образование, проектирование. Междисциплинарный синтез исследований дает возможность реализовать нацеленность на получение нового знания о хореографии на основе обобщения предметных знаний, принадлежащих нескольким смежным искусствам, а также знаний находящихся на стыках различных наук. Синергетический подход к анализу хореографии в системе интегративного искусствоведения вносит определенный вклад в дальнейшее развитие гуманитарной науки.
Авторские курсы. разработанные по направлению научной школы:
Методология научного исследования в хореографии, Композиция классического танца, Образцы классического наследия, Хореографическая драматургия, авторская концепция, форма, жанр, лексика хореографических произведений, Анализ хореографического произведения, Теория и история хореографического искусства, Планирование и организация репетиционного процесса, Философия танца, Костюм и сценическое оформление танца, Постановочная работа хореографа и искусство сценографии, Синтез пространственных и пластических искусств, Семиотика пластических искусств. (Москва, 2014-16гг)
Диссертационные исследования:
- Образы балета в русском искусстве конца XIX - начала XX вв.(проблемы синтеза и формы взаимодействия) (Москва, 2003)
- Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. на соискание ученой степени доктора искусствоведения (Москва, 2009)
Научные издания (монографии):
- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. М: Спутник, 2007 – 412с.
- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX - начала XX вв. М: 2008 – 142с.
- Художественная сфера деятельности артистов балета и хореографов на рубеже XIX-XX вв. в искусствоведческом поле изучения. М: Научный консультант, 2016 – 106с.
Учебно-методические издания:
- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для актерского и режиссерского факультетов. ИРТ. М., 2010 – 220 с.
- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для факультета хореографии. ИРТ. М., 2010. – 240 с.
- История костюма (исторический и сценический) Учебно-методическое пособие для актерского, режиссерского и хореографического факультетов. ИРТ. М., 2011. -350 с.
Научные достижения Т.В. Портновой. представлены более чем в 300 научных и методических публикациях, в том числе в 3 монографиях, 5 учебных пособиях. Научные труды, опубликованные в России и за рубежом, отражают базовые идеи и результаты исследований по представленной научной школе. Ряд авторских публикаций в изданиях международного уровня включены в зарубежные наукометрические базы данных: Scopus, Thomson Reuters, Web of Science, ERIC и др.