Является основателем кафедры «Организация работы с молодёжью» Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта и научной школы «Экодуховное воспитание детей и молодёжи в системе непрерывного физкультурного образования» в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта по решению Ученого Совета от 31 августа 2015 года, протокол №1.
Является руководителем аспирантской программы по научной специальности 22.00.04 (Социальная структура, социальные институты и и процессы) кафедры социологии и управления персоналом Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.
Является одним из основателей единственного в мире Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН в 1991 г.
Является одним из основателей Арктического государственного института культуры и искусств.
В 1995 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме: «Формирование и изменения ценностных структур сознания народов Якутии» в Институте социологии РАН.
С 1994 -2011 гг. работала членом диссертационного совета Д 212.306.02 при ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова.
С 1992 года по 2003 год была избрана народным депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) двух созывов, работала в рабочей группе по разработке Конституции РС(Я), 38 республиканских законов, над научным обоснованием государственных целевых программ по охране природы, социальным, культурным, образовательным, научным направлениям развития населения республики.
Перечень кандидатских диссертаций, утверждённых ВАК РФ, выполненных под руководством Винокуровой У.А.:
1.Марфусалова Августа Дмитриевна - «Экологические традиции малочисленных народов Севера (социально-философский аспект». 09.00.01 - Социальная философия. 2000 г.
2.Винокурова Маргарита Егоровна - «Модернизация системы образования в местах компактного проживания народов Севера (на примере Республики Саха (Якутия)». 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. 2003 г.
3.Жегусов Юрий Иннокентьевич - «Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи (по материалам Республики Саха (Якутия)». 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. 2006.
4.Местникова Акулина Егоровна - «Социальные основания реализации языковых прав коренных малочисленных народов Севера в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия)». 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и и процессы. 2010.
В настоящее время ведется руководство над 1 докторантом и 5 аспирантами. Неофициально консультировала докторские диссертации по специальности 13.00.01: Семеновой А.Д. «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе :на примере Республики Саха (Якутия)» (2005 г.), Черкашина И.А. «Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление»(2008).
Всего опубликованных научных работ - 237, из них 41 монография (в том числе 25 написаны в соавторстве), издано 11 учебника и учебных пособия (из них 7 с грифом УМО министерства образования и науки РФ).
Названия монографий:
1.Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. //Монография, Новосибирск: Наука, 1992. 122 с.
2.Сказ о народе саха. Якутск, 1992. – 112 с.
3.Якутские улусы – точки развития. Якутск, 1991.
4.Мы, якуты… Якутск : Кн. изд-во, 1993. – 87 с.
5.Жизнь - творение человека. Япония – Россия - США: экосинтез культур. Книга 1. М., 1995. (соавтор Шилин К.И.) 200 с.
6.Жизнь – творение человека. Япония – Россия – США: Экософские основания. Книга 2. М.: Очаг, 1995. (соавтор Шилин К.И.) 40 с.
7.Человек гармоничного будущего. Экософия (словарь) М.: Очаг, 1995. (Соавторы Шилин К.И., Лапина З.Г.) 183 с.
8.Воспитание и образование детей народов севера: в помощь учителю школ Крайнего Севера. Якутск, 1997. 102 с.
9.Образование в жизни индейцев Севера Америки. Якутск, 1998. 112 с (Соавтор Третьякова С.А.)
10.Знаменитые старцы Колымы. Якутск, 1999. 186 с. (соавтор Бережнова А.Н.)
11.Время собирать российские земли. Якутск, 2001. – 170 с.
12.Президентское правление М. Е. Николаева Якутск : Бичик, 2001. 112 с.
13.Президент М. Е. Николаев. Якутск, 2001. ( коллектив авторов)
14.В. М. Власов. Якутск, 2001. 40 с.
15.Глава столицы. Якутск, 2002. 151 с.
16.Кюн Джосогой Айыы. Отв. ред., составитель, соавтор У.А.Винокурова. Якутск, 2002. 144 с. (коллектив авторов).
17.Стиль якутского руководителя. Якутск, 2002. 100 с.
18.Первый Президент Якутии. Якутск, 2004. 128 с.
19.Законотворчество в сфере образования (о депутате Госдумы и Госсобрания Ил Тумэн Е. П. Жиркове). Якутск, 2004. 160 с.
20.Айыысыт. Иэйэхсит. Божества саха - покровительницы людей и плодородия. Отв. ред, составитель, соавтор У.А.Винокурова. Якутск, 2006. 110 с. (коллектив авторов).
21.Культурный вектор Республики Саха (Якутия). М., 2007. 304с. (соавтор Винокурова Е.П.).
22.Алмазный путь. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. 212 с.
23.Культ стерха в духовной культуре народа саха = The cult of the White crane (sterkh) in sakha culture (русском и англ. языках). Якутск: Бичик, 2009. 193 с.
24.Предупреждение суицида у молодежи. Якутск, 2009. 46 с.
25.Воспитание и образование ребенка саха. Среднеколымск, 2009. 125 с.
26.Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты. (на русском и англ. яз.) Якутск, 2011. 312 с.
27.Современные инновационные технологии в школьном образовании. Кн. 1. (Цель, задачи и принципы Концепции об этнокультурных технологиях обучения). Красноярск : Науч.-инновац. центр, 2012. (соавторы Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С.) 244 с.
28.Концепции стратегического развития системы Кн. 2. (Коллективный способ обучения – технология, формирующая этническую безопасность). Красноярск : Науч.-инновац. центр, 2012. (соавторы Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С.) 256 с.
29.Современный мир и этнонациональные процессы. Под общей ред. Е.М. Махарова. (У.А.Винокурова - автор Главы 2). Якутск, 2012. С.65 - 99.
30.Путь созидания. Составитель и соавтор У.А.Винокурова Якутск: Бичик, 2012. (Коллектив авторов) 320 с.
31.Культурная модернизация Республики Саха (Якутия). Колл. Авторов: С.С.Игнатьева, О.Н.Астафьева, У.А.Винокурова, Е.П.Винокурова, О.В.Шлыкова). Якутск: АГИИК, 2013. 156 с.
32.Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Науч. ред., составитель, соавтор У.А.Винокурова. Якутск: изд. Сахамедиа, 2015. 416 с.
33.Заповедные этнокультурные ландшафты Арктики и Евразии. Науч. ред., составитель, соавтор У.А.Винокурова. Якутск: Изд-во АГИКИ, 2014. 324 с.
34.Культура Арктики. Науч. ред., составитель, соавтор У.А.Винокурова. Якутск: Изд-во АГИКИ, 2013. 156 с.
35.Живой Университет Г.Н.Волкова. М.: Изд-во «Пробел», 2014. - 100 с. (соавторы Шилин К.И., Лапина З.Г.) 100 с.
36.Прорыв России в гармоничное будущее или эко-личностный синтез культур Конфуция-Аристотеля-Маркса. М., 2015. (Соавторы ШилинК.И., Лапина З.Г.)
37.Экогармонизация глобальной стратегии К.В.Иванова - Г.Н.Волкова Чувашии-России-мира. М: Изд-во «Пробел, 2015. 144 с. (Соавторы ШилинК.И., Лапина З.Г.) 144 с.
38.Г.Н.Волков-Конфуций-Маркс против Аристотеля. Глобальный эко-нормативный прогноз России, мира». Palmarium Academic Publishing. Saarbrücken, Germany 2015. 156 с. (Соавторы ШилинК.И., Лапина З.Г.)
39.Экософия Г.Н.Волкова. Экофильно-нормативный прогноз . Москва – Чебоксары: "Научный центр по сохранению и развитию творческого наследия Г.Н.Волкова", 2016. (Соавторы Шилин К.И., Лапина З.Г. и др). 110 с.
40.History’s Future =>Living Museum. Raleigh-Moscow, 2016. (Соавторы Шилин К.И., Лапина З.Г. и др). 132 с.
41.Путь Великой трансформации». Экософия Живой Экономики как система образных понятий созидания будущего. Живые наука-образование=> Живая Экономика как средства выхода России-мира из-по угрозы эко-суицида. М., 2016. 126 с.
Учебники и учебные пособия:
1.Право. Ч. 1. Права человека, ребенка, гражданина: учеб. пособие для общеобраз. шк. Якутск, 2005. 160 с. (Соавторы: Кравцов С.С., Такасаева К. Р., Петрова М. П.)
2.Концепция и практика внешней политики Российской Федерации : учеб. пособие / Гриф Мин-во внешн.связей РС (Я), Мин-во науки и проф.обр-ния РС (Я). (У.А. Винокурова - автор раздела «Циркумполярная цивилизация» С. 278-284) (учебное пособие) Якутск, 2003. 296 с.
3.Акмеология : учебник / РАГС. (У.А.Винокурова - автор раздела «Этническая акмеология») (учебник). Отв. ред А.А.Деркач./ Допущено МО РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муницальное управление)». М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 537- 548.
4.Социология культуры (учебно-методический комплекс). Якутск : Изд-во АГИИК, 2011. 104 с.
5.Этнопсихология. Учебное пособие для гуманитарных вузов. Якутск: Изд.-во АГИИК, 2013. 123 с. (соавтор Ефимова В.В.)
6.Современная этнодидактика. Учебное пособие. Гриф УМО РФ. Якутск: СВФУ, 2015. - 168 с. (соавтор Семенова А.Д.)
7.Социология : концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования / В. Г. Зарубин (науч. ред.). (У.А.Винокурова - автор раздела «Социология культуры»). Выпуск 1. (учебное пособие). Гриф УМО РФ. Ростов н /Д. ; СПб., 2011. – С.303-310.
8.Этносоциология. Гриф УМО РФ. (учебное пособие). Якутск : Изд-во АГИИК, 2012. 131 с.
9.Социология. Концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования. (Винокурова У.А. – автор темы №11 «Социология кросскультурных исследований») Учебное пособие. Вып. 2.Допущено учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов вузов./ В.Г.Зарубин (науч. ред). СПб: РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. 500 с. (колл. Авторов)
10.Социология. Концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования (Винокурова У.А. – автор темы№10 «Этническая социология: культурологический и социолингвистический аспекты)» / Учебное пособие. Вып.3.Гриф УМО МОН РФ по направлению 050100 «Педагогическое образование». /В.Г.Зарубин (науч. ред). СПб., Ростов-н-Д., 2013. (колл. Авторов).
11.Арктическая циркумполярная цивилизация. Новосибирск: Наука, 2016. (соавтор Яковец Ю.В.). На русск. и англ. яз. 320с.
Информация о публичной деятельности.
У.А.Винокурова является инициатором и создателем многоязычных Интернет-порталов ««Обсерватория образования и культурного разнообразия народов РС(Я)» -www. kuyaar. оrg (русский, якутский английский, эвенский) и «Циркумполярная цивилизация в музеях мира» - www. arcticmuseum.com, поддержанных ЮНЕСКО и ИКОМ (русский, англ.), «»Люди и Природа Полюса Холода» - www. yakutcold.ru, поддержанного фондом Глобал Грингрантс. Ведет просветительскую деятельность среди населения Якутии, Сибири, Арктики по разъяснению современных социальных процессов, культурно-духовных аспектов сохранения и развития коренных народов Арктики, Сибири и Евразии. Автор Декларации о духовных ценностях народов Якутии, утвержденной на Форуме духовности РС(Я) 4 ноября 2012 г.
Член редколлегий журналов «»Знание. Умение. Понимание» (входит в перечень ВАК), «Партнерство цивилизаций» (выходит на русском и англ.яз.), «»Вестник АГИКИ», «Вестник СВФУ», «Дополнительное образование детей в Якутии».
Лауреат конкурса на лучшую научную книгу за издания «Современная этнодидактика» и «Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ» Фонда развития образования РФ в 2016 году.
Учредитель серии «Культура Арктики», под её эгидой издано 4 научных трудов. Инициатор и организатор международного workshop «Аргуновские чтения» совместно с Университетом Абердин (Великобритания), нацеленного на международное научное сотрудничество студентов и аспирантов вузов Якутии и Великобритании.
Обладатель грантов Erasmus Mundus, РГНФ, Глобал Грингрантс, ведет совместные научные проекты с Варшавским университетом (Польша), Лапландским университетом (Финляндия), Университетами Кембридж и Абердин (Великобритания), Джоржтаунским университетом (США) и др.
Является членом Коллегий министерства образования РС(Я) и министерства культуры и духовного развития РС(Я), членом Совета старейшин РС(Я) и Почетным старейшиной РС(Я), заместителем председателя республиканской общественной организации «Ытык сирдэр». Автор концепций Таттинского и Чурапчинского культурно-образовательных и оздоровительных кластеров. Научный руководитель 5 республиканских экспериментальных площадок в общеобразовательных школах республики, направленных на модернизацию воспитания идентичности детей в региональных, этнокультурных и экодуховных условиях Севера.
Награды. Медаль «150 лет В.И.Вернадского». Медаль Г.Н.Волкова. Почетная грамота Президента РС(Я). Лауреат Национального фонда «Баргарыы», государственной премии РС(Я) им. Софьи Сидоровой. Отличник охраны природы РС(Я). Отличник образования РС(Я). Знак «Почетный Попечитель». Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945». Юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России». Знак отличия в честь юбилея «370 лет Якутия с Россией». Юбилейный знак «380 лет Россия-Якутия». Медаль «380-летие основания города Якутска». Юбилейный знак «380 лет Россия-Якутия». Юбилейный знак «370 лет Среднеколымску». Почетный знак «За вклад в развитие семейной педагогики». Почетный знак «За вклад в развитие международных, внешнеэкономических и международных связей Республики Саха (Якутия)». Знак «Признание заслуг» Якутской городской думы. Серебрянный знак «20 лет Конституции РС(Я)». Медаль Комиссии по делам ЮНЕСКО при Президенте Республики Саха (Якутия). Знак «10 лет Уполномоченного по правам человека в РС(Я)». Знак «10 лет Фонду возрождения «Баргарыы» при Президенте РС(Я)». Почетная грамота министерства науки и профессионального образования РС(Я). Почетный гражданин Среднеколымского улуса. Член ИКОМ с 2011 г.