Кандидатские диссертации (всего 28): 1) Аникина В.Г. Экзистенциальная рефлексия в проблемно-конфликтных ситуациях – 19.00.07. М. МГПУ. 2000; 2) Борискина А.А. Формирование нравственной позиции подростков в поликультурной среде средней школы – 13.00.01. М. УРАО. 2011; 3) Войтик И.М. Развитие рефлексивного мышления госслужащих в профессиональном образовании – 19.00.13. М. РАГС. 2000; 4) Двоеглазова М.Ю. Структура личностной рефлексии студентов – 19.00.01. М. НИУ ВШЭ. 2008; 5) Ковшуро О.Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих – 19.00.13; 19.00.05. М. РАГС. 2002; 6) Лосев А.В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций – 19.00.01. М. ПИ РАО. 1997; 7) Серегин К.С. Связь рефлексии с понятийным мышлением подростков – 19.00.01. М. НИУ ВШЭ. 2013; 8) Советов А.В. Профессиональные различия в решении проектно-творческих задач – 19.00.03. М. МГУ. 1987; 9) Тремасов А.Н. Рефлексивно-поэтический тренинг как способ развития творческого потенциала будущего профессионала – 19.00.07. М. МГПУ. 1998
Докторские диссертации: 1) Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном пространстве вуза – 13.00.08. М. РМТ. 2009; 2) Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами – 19.00.13. М. РАГС. 1998
Количество опубликованных научных работ – 507, в т.ч. наиболее значимые издания: 1) Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Монография. М. НИИОПП АПН СССР. 1990 – Проанализирована история изучения продуктивного мышления, разработана методология его теоретико-экспериментального исследования, представлена и обоснована концептуальная модель рефлексивно-творческого мышления, показаны пути ее использования для формирования способов решения нестандартных задач в образовательной практике; 2) Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Рефлексивно-организационная психология. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. Новосибирск. НГАА. 2011 – Впервые дидактически обобщены достижения рефлексивных наук в разработке теоретических основ рефлексивно-организационной психологии управления и прикладных рефлетехнологий развития современного менеджмента; 3) Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. Монография. М. Аналитика Родис. 2014 – Анализ истории и теории становления рефлексивной психологии мышления с позиций системодеятельностной методологии, охарактеризован творческий вклад в развитие рефлексивных наук ряда выдающихся ученых: философов, методологов, психологов, акмеологов, педагогов; 4) Семенов И.Н. Взаимодействие исследовательской психологии и практического человекознания в изучении и развитии рефлексивно-творческого мышления // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / под ред. академика РАН А.Л. Журавлева и др. М. Институт Психологии РАН. 2015. С. 416-465 – Проанализировано междисциплинарное взаимодействие академической психологии с прикладными областями человекознания в разработке теоретических моделей, экспериментальных методов и прикладных рефлетехнологий изучения и развития творческого мышления с позиций системной методологии и рефлексивной психологии; 5) Семенов И.Н. Полифоническая персонология В.А. Лефевра и фундаментальное развитие рефлексивных наук о человеке и вселенной // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2017. N 4 [SCOPUS]. Впервые изучен творческий путь выдающегося российско-американского логика и кибернетика В.А. Лефевра, выстроена и обоснована периодизация его жизнедеятельности, а также обобщен фундаментальный вклад в развитие современного человекознания с позиций рефлексивной психологии личности и персонологии научного творчества.
Основные монографии и учебники: 1)Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. Учебное пособие. М. РАГС. 2005; 5) Дружинин В.Н., Ларионова Л.И., Cеменов И.Н. и др. Психология одаренности и творчества. Монография. М.-СПб. Нестор-История. 2017; 6) Дюков В.М., Cеменов И.Н. Гуманизация дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. М. Сфера. 2008; 5)Лаптева О.И., Семенов И.Н., Куликова С.Г. Педагогика и психология. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. Золотой колос. 2015; 6)Орлова Н.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Здоровье и инклюзивное образование. Саарбрюккен. Lambert. 2014; 7)Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Зарецкий В.К. и др. Исследование проблема психологии творчества. Коллективная монография. М. Наука. 1983; 8)Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебно-методическое пособие. М.-Воронеж. МПСИ-МОДЭК. 2000; 9)Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. Монография. М. Наследие ММК. 2013. [Рецензия: академик РАО проф. Дубровина И.В. //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2014. N 4]; 10) Cеменов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования. Аналитический обзор М. Федеральный институт развития образования Минобразования и науки РФ. 2013; 11)Семенов И.Н., Болдина Т.Г. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. Международная коллективная монография. М. Аналитика Родис. 2011; 12)Шуляк Н.В., Дюков В.М., Семенов И.Н. Модель основной (подростковой) школы. Проектирование универсальных действий в подростковой школе. Германия. Саарбрюккен: Lambert. 2014. 176 c.
Год защиты и название докторской диссертации: Семенов И.Н. Автореферат докторской диссертации «Психология рефлексивной организации творческого процесса мышления» - Общая психология. М. ПИ РАО. 1992 [утверждена ВАК РФ 1993]
Публичная, государственная, педагогическая деятельность, патенты, гранты, награды, почетные звания: Лауреат Премии Президента РФ в области образования, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, профессор, академик: Российской академии естествознания (Москва), Академии педагогических и социальных наук (Москва), Международной академии психологических наук (Ярославль); Международной академии акмеологических наук (Санкт-Петербург); Международной академии гуманизации образования (Магдебург-Сочи), директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования»; ПАТЕНТЫ: Ссорин Ю.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Новикова Е.Р. Расчет структурных характеристик дискурсивного мышления в решении творческих задач // Алгоритмы и программы: Информационный бюллетень Гос. Фонд алгоритмов и программ СССР. М. ВНТИЦ. 1985. Т. 6(69). С. 39-40; ГРАНТЫ: РНФ N 14-18-03-271; НИУ ВШЭ N 12-01-0120; НИУ ВШЭ N 11-04-0051 и др. НАГРАДЫ: Медаль РАЕ им. В.И. Вернадского; Медаль РОСТО им. Маршала А.И. Покрышкина; Медаль РОСТО «75 лет ДОСААФ-РОСТО»; Медаль РАЕ «Заслуженый деятель науки и образования» N 00763;