Перечень выполненных и утвержденных ВАК РФ кандидатских диссертаций, подготовленных под научным руководством соискателя:
Шевченко Ирина Александровна – 2004 год защиты;
Демидова Наталья Николаевна – 2004 год защиты;
Смирнова Оксана Владимировна – 2005 год защиты;
Хахина Анастасия Васильевна – 2006 год защиты;
Жуковская Ирина Евгеньевна - 2006 год защиты;
Коршунов Михаил Юрьевич – 2009 год защиты;
Панасенкова Ольга Алексеевна - 2009 год защиты;
Исайков Олег Игоревич – 2010 год защиты;
Мартилова Наталья Викторовна – 2010 год защиты;
Смирнов Евгений Александрович – 2010 год защиты;
Нестерова Елена Анатольевна – 2011 год защиты;
Бадьин Михаил Михайлович – 2013 год защиты;
Лощилова Анна Александровна – 2013 год защиты.
Руководителем научной школы «Геоэкология и геоэкологическое образование» Натальей Федоровной Винокуровой опубликовано свыше 250 работ за весь период научной деятельности, в том числе следующие монографии, отражающие научные результаты работы научной школы и как правило подготовленные в рамках научно-исследовательских проектов, поддержанных РГНФ и другими фондами:
Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: методология, теория, методика.Коллективная монография./ Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. и др. Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2007 (Проект «Развитие научного потенциала высшей школы». Код проекта 37 888)
Винокурова Н.Ф. Концепция формирования общекультурной компетенции в профильном географическом образовании: Коллективная монография/ Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. и др. / Под ред. Н.Ф.Винокуровой. – Н. Новгород: Деловая полиграфия ,2007 (Грант РГНФ № 07-06-001196а).
Винокурова Н.Ф. Концепция использования информационно-коммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: Коллективная монография/ Винокурова Н.Ф., Асташин А.Е., Бадьин М.М. и др./ Под ред. Н.Ф. Винокурова. - Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2011.(Грант РГНФ № 11-36-00208а1)
Винокурова Н.Ф. Формирование культурно-экологической образовательной среды региона: Коллективная монография / Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В. и др./ Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: НГПУ, 2012.(Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках государственного задания).
Винокурова Н.Ф. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты: коллективная монография/ Винокурова Н.Ф., Бадьин М.М., Беляева Т.К., Варенов А.Л. и др/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина,2014.(Научно – исследовательский проект выполняемый в рамках госзадания).
Почтовый адрес:
603159 г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, дом 50, кв. 54 email: [email protected]
Н.Ф. Винокуровой развивается инновационное направление, связанное с геоэкологией как научной и образовательной областью знаний. В рамках научной школы создана авторская теория и методика геоэкологического образования в интересах устойчивого развития. Подготовлены монографии, учебные пособия, опубликованы статьи в отечественных и зарубежных высокорейтинговых журналах. Наибольшую значимость имеют учебные пособия, опубликованные в центральных издательствах страны.
1. Природопользование. Учебник для 10 -11 классов профильных школ / Винокурова Н.Ф. и др. М.: Просвещение, 1995;
2. Природопользование. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений/ Винокурова Н.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007.
В учебных пособиях, созданных в рамках научной школы, реализованы идеи экологизации и гуманизации географии. В них рассмотрены проблемы различных видов природопользования, их сущность и проявление на различных территориальных уровнях, возможные пути решения в контексте идей устойчивого развития.
3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 2001.
В учебном пособие раскрыты глобальные экологические проблемы современности. Методический аппарат обеспечивает включение учащихся в познавательную, коммуникативную и практико-ориентированную деятельность, что обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности как условия становления геоэкологической культуры личности.
4. Винокурова Н.Ф., Кочуров Б.И. и др. Геоэкология окружающей среды. М.: Вентана-граф, 2010.
В учебном пособие рассматриваются экологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека и ландшафта как в теоретическом, так и в прикладном плане. Учебное пособие реализует современную культуротворческую модель образования, которая предполагает развитие созидательной деятельности учащихся.
5. Vinokurova, N.F. A Coevolutionary Model of Environmental Consciousness Development Among School Children on the Basis of Sustainability Concepts / N.F. Vinokurova, V.V. Nikolina, I.A. Shevchenko, O.E. Efimova // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol 6 No 6 S2 – p. 315-324. Doi:10.5901/mjss.2015.v6n6s2p315
В статье представлена авторская модель формирования экологической культуры школьников. Модель включает теоретико-методологический базис и педагогическую систему, которые отвечают идеям устойчивого (сбалансированного) развития. Педагогическая модель формирования экологической культуры школьников имеет методическое сопровождение в виде программ, учебных и методических пособий, рабочих тетрадей, изданных в центральных и региональных издательствах России. Апробация модели формирования экологической культуры школьников осуществлялась в течении более 10 лет на территории Нижегородской области – крупнейшего региона России.
Реализация модели позволяет существенно повысить экологическую грамотность, сформировать ценностное отношение к природе, развить экологическое мышление и экологоориентированную деятельность, направленную на устойчивое (сбалансированное) развитие.