Предпосылками научно-образовательной школы стали появление в лице Э.Мамбетакунова ученого-педагога, прошедшего специальную теоретическую и практическую подготовку под руководством видного ученого, академика РАО А.В.Усовой; имеющего большой опыт практической работы в школе, техникуме и в вузе; желающего внести существенный вклад в развитие образования в нашей стране. Наличие в школах и вузах республики опытных учителей и преподавателей, имеющих склонность к исследовательской деятельности. Регулярное проведение республиканских конференций, семинаров и тренингов по актуальным проблемам преподавания естественно-математических дисциплин в школе и вузе.
2. Цели и задачи научной школы
Цель: Совершенствование содержания и технологии обучения предметам естественнонаучного цикла в школе и вузе
Задачи: конструирование содержания школьного курса физики, химии, биологии, естествознания; разработка активных методов обучения и повышения качества знаний учащихся школ и студентов вузов; совершенствование процесса подготовки учителей и квалифицированных научно-педагогических кадров.
3. Основные научно-теоретические и практические результаты
Под непосредственным участием и руководством академика Мамбетакунова Э. членами научной школы разработаны концепции естественнонаучного образования в школах Кыргызской Республики. Исследованы дидактические основы конструирования содержания курсов естествознания, физики, химии, биологии, астрономии для средней школы, курса концепции современного естествознания для вузов. Разработаны и научно обоснованы дидактические функции межпредметных связей в формировании у школьников естественнонаучных понятий; проблемы модернизации содержания и технологии обучения физике; дидактические основы изучения в школе естественнонаучных законов и теорий; основы нормирования процесса обучения физике в средней школе и др.
На основе полученных теоретических положений членами научной школы разработаны и опубликованы предметные стандарты естественнонаучной образовательной области, учебные программы и учебники по естествознанию, физике, химии, биологии, астрономии и КСЕ. Они используются во всех средних и высших учебных заведениях Кыргызской Республики.
4. Качественный состав школы
В составе школы 9 докторов и 28 кандидатов наук. Из них 1 народный учитель Кыргызстана, 2 члена-корреспондента Национальной академии наук республики, 1 академик и 1 член-корреспондент Кыргызской академии образования, 5 лауреатов Государственных премий Кыргызской Республики, 6 заслуженных работников образования Кыргызской Республики, 12 профессоров.
5. Краткие сведения об основателе школы.
Мамбетакунов Эсенбек родился 15 февраля 1944 года. Окончил Кыргызский государственный университете в 1965 году по специальности физик, учитель физики, аспирантуру по методике преподавания физики. Работал учителем физики средней школы, преподавателем техникума, СНС и заведующим сектором республиканского научно-исследовательского института педагогики, старшим преподавателем, доцентом, профессором и с 1994 года заведующим кафедрой технологии обучения физике Кыргызского национального университете имени Жусупа Баласагына. С 1992 по 1997 годы работал заместителем директора по науке Кыргызского института образования, с 1998 года по 2009 год работал начальником научно-исследовательского отдела института интеграции образовательных программ КНУ им.Ж.Баласагына.
В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию на тему» «Система упражнений как средство повышения качества усвоения учащимися физических понятий», Ташкент. В 1992 году защитил докторскую диссертацию «Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественнонаучных понятий», Ташкент. Опубликовал более 400 научно-методических трудов. В том числе ряд монографий, учебников учебно-методических пособий.
Монографии:
1.Мамбетакунов Э. Формирование естественнонаучных понятий школьников на основе межпредметных связей. – Бишкек, Илим, 1991. -240 с.
2.Мамбетакунов Э. Теория и практика обучения физике. – Бишкек, Изд-во МОК, 2004. – 499 с.
3.Мамбетакунов Э., Сияев Т. Основы педагогики. – Бишкек, 2008. – 304 с.
4.Мамбетакунов Э., Джораев М. Преподавание физики в высших педагогических учебных заведениях. – Бишкек, 2015. – 496 б.
5.Мамбетакунов Э. Методология и качество педагогических исследований. –Бишкек, 2012. – 103 с.
Учебники:
1.Мамбетакунов Э., Рязанцева В.А. Естествознание. – Бишкек, Кыргызстан, 1998, 2002, 2003, 2012 (на русском, кыргызском, узбекском языках). – 160 с.
2.Мамбетакунов Э., Карашев Т. Физика: учебник для 7 класса. – Бишкек, 2000. – 170 с.
3.Мамбетакунов Э. Физика: учебник для 7 класса. – Бишкек-Стамбул, 2009. – 176 с. (на кыргызском, русском, таджикском, узбекском языках).
4.Мамбетакунов Э., Карашев Т., Мамбетакунов У. Физика: учебник для 8 класса. – Бишкек, Билим-компьютер, 2003, 2008. – 160 с.
5.Мамбетакунов Э., Карашев Т., Токтогулов М. Физика: учебник для 9 класса. – Бишкек, Инсанат, 2008. – 240 б.
6.Мамбетакунов Э., Тоялиев С.Т. Основы концепции современного естествознания. – Бишкек, ИИМОП КНУ им.Ж.Баласагына, 2005. – 312 с.
7.Мамбетакунов Э., Доолоталиева А. Основы концепции современного естествознания (на кыргызском языке). – Бишкек, 2010. – 323 с.
Учебно-методические пособия для учителей и учащихся:
1.Мамбетакунов Э. Физика: методическое пособие для учителя. – Бишкек-Стамбул, 2009. – 136 с.
2.Мамбетакунов Э., Доолоталиева А. Технологии организации самостоятельной работы учащихся по физике. –Бишкек, 2012 . – 256 с.
3.Мамбетакунов Э., Калыбеков А. Развитие астрономической науки. – Бишкек, Университет, 2014. – 240 с.
4.Мамбетакунов Э., Мамбетакунов У. Физика: понятия, законы, задачи. – Бишкек, Текник, 2012. – 160 с.
6. Подготовка ученых: ФИО и тематика защищенных диссертаций под научным руководством Э.Мамбетакунова.
Докторские диссертации:
1.Ким В.Л. Теоретические основы совершенствования системы университетского образования в Кыргызской Республике (13.00.01 – общая педагогика). – Алматы, 1999
2. Уметов Т.Э. Теория и практика высшего образования в Кыргызстане (Становление, развитие и перспективы). (13.00.01. – общая педагогика).- Бишкек 2003.
3. Сияев Т.М. Научно-методологические основы модернизации физического образования в средних школах КР (13.00.01. – общая педагогика, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика)) –Бишкек,2004
4. Мааткеримов Н.О. Дидактические основы нормирования процесса обучения физике в средней и высшей школе (13.00.02. – методика преподавания физики) –Бишкек, 2010
5. Раимкулова А.С. Научно-педагогические основы формирования профессиональных компетенций будущего учителя по активизации познавательной деятельности школьников (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек,2012
Кандидатские диссертации:
1.Гудимова А.Н. Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний студентов. (13.00.01. – теория и история педагогики) –Алматы, 1990
2. Фатеева В.А. Методика организации рейтинговой оценки знаний студентов по физике. (13.00.02. – методика преподавания физики) –Бишкек, 1994
3. Чыныбаев Р.Р. Преемственность в развитии понятия “Вещество” в процессе обучения физике в средней школе. (13.00.02. – методика преподавания физики) –Бишкек, 1994
4. Курманбаев С.Э. Гуманистическая направленность университетского образования в условиях рыночной экономики (13.00.01. – общая педагогика) –Алматы, 2000
5. Андрюшечкин С.М. Учебно-методический комплект “Физика -7,8” как средство организации проблемного обучения (13.00.01. – теория и методика обучения физике) –Алматы, 2000 (Казахстан)
6. Токтогулов А.Т. Инновационные процессы в начальном профессиональном образовании Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночным отношениям. (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2001.
7. Садыкова Ж. Методические основы формирования у школьников понятий молекулярной физики (13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физика)) –Алматы, 2002. (Казахстан)
8. Бабаев М.Д. Совершенствование школьного экологического образования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2003.
9. Кольбаев К. Б. Инновационные методы диагностирования готовности к профессиональному обучению в вузе. –Бишкек, 2004.
10. Касенова С. Совершенствование процесса преподвания психолого-педагогических дисциплин в вузе. (13.00.01. – общая педагогика) – Бишкек, 2006. (Казахстан)
11. Фаизова Л.Х. Научно-методические основы построения и преподавания интегрированного курса “Физика и астрономия” в основной школе Республики Казакстан. (13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физика) –Алматы, 2009 (Казахстан)
12. Алиев Т. Баштапкы кесиптик билим берүүчү окуу жайларда окутуунун дидактикалык системасы (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2007.
13. Байсеркеев А. Технологии развития творческих способностей учащихся школ нового типа в преподавании физики. (13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физике)) Бишкек, 2010
14. Мурзаибраимова Б.Б. Методика преподавания электромагнитных свойств вещества в средней школе. (13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физика)) Бишкек, 2011
15. Абдыбалиева К. Совершенствование процесса обучения медицинской и биологической физике в медвузах (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2011.
16. Исмаилова Г.Д. Совершенствование содержания и технологии обучения “Концепции современного естествознания” в ВУЗе. (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2012.
17. Бугубаева В. Методика проведения физического эксперимента в основной школе с помощью компьютерых технологий. (13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физике)) -Бишкек, 2012
18. Абакирова Г.Б. Повышение эффективности управления учебным процессом в вузе. (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2013.
19. Карашева Т.Т. Дидактическая система формирования информационной культуры студентов медицинского вуза (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2014
20. Шерматова И. Формирование психологических понятий у студентов высших учебных заведений (13.00.01. – общая педагогика) –Бишкек, 2014.