Польская Ирина Ильинична
Польская Ирина Ильинична, доктор искусствоведения, профессор, Харьковская государственная академия культуры, профессор (кафедра теории музыки и фортепиано).

Кандидатские диссертации (6), утвержденные ВАК Украины и выполненные под моим руководством:

Тарасова О.А. Историко-культурная эволюция артикуляционного комплекса (на примере вокальных циклов XIX-XX столетий): дисс... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Харьковская гос. академия культуры. – Х., 2004. – 214 с.

Коновалова И.Ю. Феноменология музыкальной обработки (на материале хоровых произведений украинских композиторов XIX-XX ст.): дисс... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Харьковская гос. академия культуры. – Х., 2007. – 314 с.

Бойко В.Г. Секуляризация православной духовной хоровой музыки в русской и украинской культуре XVII–XXI ст.: дисс... канд. искусствоведения: 26.00.01 – теория и история культуры. – Харьковская гос. академия культуры. – Харьков, 2008. – 287 с.

Ерошенко Е.В. Эмоциональная сфера в вокальном творчестве: музыкально-эстетические и исполнительские аспекты: дисс... канд. искусствоведения: 17.00.03 – музыкальное искусство. – Харьковский гос. университет искусств им. И. П. Котляревского. – Харьков, 2008. – 211 с.

Румянцева А.Ю. Пианистическая культура Харькова 40-80-х гг. ХХ ст.: дисс... канд. искусствоведения: 26.00.04 – украинская культура. – Харьковская гос. академия культуры. – Харьков, 2011. – 218 с.

Котенко Я.Н. Культурная традиция как моральный императив творческой деятельности И. Брамса: дисс... канд. искусствоведения: 26.00.01 – теория и история культуры. – Харьковская государственная академия культуры МК Украины. – Харьков, 2012. – 203 с.

Докторские диссертации (1), утвержденные ВАК Украины, при подготовке которых я была научным консультантом:

Козак А.И. Феномен конфликта в симфонической драматургии: художественно-культурологические измерения: дисс... докт. искусствоведения: 26.00.01– теория и история культуры. – Харьковская гос. академия культуры. – Харьков, 2010. – 357 с.

Около 200 опубликованных научных работ, в их числе – 3 монографии, около 100 статей в отечественных и зарубежных научных сборниках, в сборниках материалов научных конференций, брошюры, программы вузовских лекционных курсов, методические разработки и т.д.

Среди наиболее значимых научных статей:

Польська І.І. Камерний ансамбль в системі музично-виконавських жанрів (історичні та систематичні аспекти визначення) // Музичне виконавство: Зб. наук. ст. / Ред.-упоряд. М.А. Давидов, В.Г. Сумарокова. – Кн. 7. – К. : НМАУ, 2001. (Наук. вісник Нац. муз. акад. України. – № 18.)

Польская И. И. Эволюция ансамблевой инструментальной культуры // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования: Сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Саратов. гос. консерватории им. Л. В. Собинова, 2002.

Польская И.И. Типологическая классификация современных исследований в сфере ансамблевой музыки // Музичне мистецтво: Зб. наук. ст. / Донецька держ. муз. акад.; Ред.-упоряд. Тукова Т.В., Скрипник О.В. – Вип. 4. – Донецьк, 2004.

Польская И. И. Этос ансамбля как фактор выживания культуры (история и современность) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. ст. – Ростов-н / Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.

Польская И. И. М. И. Глинка и ансамблевая культура России первой половины XIX века // М. И. Глинка: К 200-летию со дня рождения: Сб. науч. тр.: В 2-х т. — Т. 2 / Москов. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербург. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Отв. ред. Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина. — М.-СПб., 2006. — С. 283-293.

Польская И.И. Камерный ансамбль как жанр и культурный феномен // Вестник Международного Славянского университета: Науч.-теор. журнал. – Т. XI: Искусствоведение. – Х., 2008. – № 1.

Польська І. Парадоксальність ансамблевої культури: соціально-семантичні амплуа // Актуальні проблеми мистецької практики і мистецтвознавчої науки: Мистецькі обрії ‘2010. – Вип. 3 (12-13) / Ін-т пробл. сучасн. мист-ва Нац. Акад. Мистецтв України. – К.: Музична Україна, 2010.

Польська І. І. Камерний ансамбль // Енциклопедія Сучасної України. – Т. 12. – К.: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2012.

Монографии:

Польская И.И. Поэтика фортепианных дуэтов Ф. Шуберта. – Х., 1998. – 80 с.

Польская И.И. Камерный ансамбль: История, теория, эстетика. – Х., 2001. – 396 с.

Світ давніх цивілізацій / Уклад. І. І. Польська та ін. — Х.: Український фонд міжнародного молодіжного співробітництва, 2003. — 192 с.

Докторская диссертация: «Камерный ансамбль: теоретико-культурологические аспекты» (Киев, 2003).

Профессор Харьковской государственной академии культуры, Харьковской гуманитарно-педагогической академии. В 2004-2009 гг. также – профессор Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, Харьковского Национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды.

Член докторского диссертационного совета ХГАК (с 2004). Член диссертационного совета Харьковского государственного университета искусств им. И. П. Котляревского (2004-2007).

Член экспертного совета ВАК Украины по искусствоведению и культурологии (2008–2011).

Научный редактор журнала «Вестник Международного Славянского университета» (серия «Искусствоведение») (с 2000 г.), член редколлегии научного сборника «Культура Украины» (с 2003 г.), член редколлегии сборника научных и методических трудов ХССМШИ.

Основатель и президент Ассоциации фортепианных ансамблей в г. Харькове (с 1997), член харьковского Шубертовского общества (с 1996). Инициатор и организатор многих международных и региональных культурных проектов.

Награждена Почетной грамотой управления культуры исполкома Харьковского областного Совета народных депутатов (1982), Почетной грамотой Харьковского областного отделения Музыкального общества УССР (1983), Почетной Грамотой исполкома Харьковского городского совета (2009), Почетным дипломом Академии искусств Украины (2009). Дипломант областного конкурса «Высшая школа Харьковщины – лучшие имена» в номинации «Преподаватель профессионально-ориентированных дисциплин» (2009). Неоднократно была председателем ГЭК в Харьковского Национального университета искусств им. И. П. Котляревского, Харьковского Национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, Харьковской гуманитарно-педагогической академии.

Основатель нового направления в современном музыкознании – «Теория и история ансамбля». Принимала участие более чем в 100 международных научных конференциях, конгрессах, симпозиумах в Украине, России, Белоруссии, Молдавии. Концертировала в Украине и России как пианистка, выступала в концертах съездов и пленумов Союза композиторов Украины, по телевидению и радио.