Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года в семье профессора экономики и истории И.В. Вернадского. Через пять лет его семья переехала в Харьков. Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Затем он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета В 1885 году Владимир окончил университет и был оставлен в нем для ведения научной работы. В марте 1888 года Вернадский уезжает в командировку за границу, сначала в Вену, затем в Неаполь и, наконец, в Мюнхен, где начинает работать в лаборатории кристаллографии. После окончания учебного года Вернадский отправляется в большое путешествие по Европе с целью ознакомления с минералогическими музеями. Он побывал в Австрии, Швейцарии, Франции и участвовал в 5-й сессии Международного геологического конгресса в Англии. Здесь его приняли в члены Британской ассоциации наук.
Вернувшись в Россию, Вернадский становится приват-доцентом кафедры минералогии Московского университета. Вскоре он был приглашен в Московский университет заведующим кафедрой минералогии и кристаллографии. В Московском университете В.И. Вернадский начал преподавать ровно через сорок лет после своего отца, здесь в его распоряжении оказался минералогический кабинет и хорошо оснащённая химическая лаборатория, а со второго семестра Вернадский начал читать лекции на физико-математическом и медицинском факультетах. Защитив докторскую диссертацию по кристаллографии, Вернадский становится сначала экстраординарным, а в 1902 году — ординарным профессором.
В лаборатории Вернадского, которую он называл Институтом, работали студенты и ассистенты, слушательницы женских курсов. Одновременно проявляется и талант Вернадского как историка науки, он пишет работу «О значении трудов Ломоносова в минералогии и геологии», получившую высокую оценку у специалистов. Много времени Вернадский посвящает минералогической части музея Академии Наук - покупает и привозит из своих поездок коллекции камней, в 1908 году принимает участие в работе сессии Британской Ассоциации Наук в Дублине, после чего начинает вести работу над проблемой радиоактивности.
В 1909 году Вернадский совершает поездку по Италии, собирает большое количество минералов, и ещё одним итогом поездки стало то, что итальянский натуралист в следующем году назовёт открытый им минерал «вернадскит». Одновременно он много времени уделяет преподавательской работе в университете, на высших женских курсах и в созданном в 1908 году частном Университете Шанявского. Московский период работы Вернадского в университете закончился в 1911 году, когда правительство разгромило кадетское гнездо, в результате чего из университета в знак протеста ушла одна треть преподавательского состава. В сентябре этого же года Вернадский переезжает в Петербург.
Здесь Вернадский стал директором Геологического и минералогического музея Академии наук. По инициативе и под председательством Владимира Ивановича в 1915 году создается Комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС). Эта уникальная научная организация объединила многих видных русских ученых. Комиссия проводила огромную научно-исследовательскую работу, выпускала монографии и справочники, организовала целый ряд комплексных экспедиций. От нее впоследствии отделились многочисленные научные институты: Почвенный, Географический, Радиевый, Керамический, Оптический и т. д. Владимир Иванович, избранный в 1916 году председателем ученого совета при министерстве земледелия, продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания, организации науки, метеоритике.
С конца 1917 г. Вернадский живет и работает на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую деятельность во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал в Москву, с 1941 г. был в эвакуации в Боровом Казахской ССР, в Москву вернулся в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой книгой - “научным завещанием потомкам”, “книгой жизни”, как он ее называл, - “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”, подбирал материал к книге воспоминаний “Пережитое и передуманное”. В.И. Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вернадский получил мировую известность благодаря трудам, ставшим основой многих новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Он заложил основы современной экологии. Вернадский — автор работ по философии естествознания и науковедению, создатель учения о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании биосферы в ноосферу — сферу разума. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере играет значительную роль в современной научной картине мира. Это учение стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механики, физики, химии, биологии, геологии и т. д.), к синтетическому этапу. В создании учения о биосфере важное значение имела не только способность Вернадского к синтезу теоретических достижений различных областей естествознания, но и огромный практический опыт, накопленный им в многочисленных геолого-минералогических, почвенных и радиологических экспедициях. Биосфера, по Вернадскому, — это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и ее системы, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции.
Сущность нового подхода к построению научной картины мира Вернадский сформулировал в двух фундаментальных обобщениях. В первом из них (1917) говорится о сосуществовании в науке «двух синтезов Космоса» — физического и «натуралистического» (биосферного, по современной технологии) типов мировоззрения или научных картин мира. В физической картине мира живое практически не принимается во внимание или рассматривается как более сложное проявление физико-химических закономерностей. В биосферной же картине мира живое вещество понимается как основополагающая планетарно-космическая сила, способствующая организованности природных процессов. Второе обобщение, сформулированное Вернадским в ходе разработки учения о ноосфере, указывает на существование трех раздельных пластов реальности: 1) космических просторов, 2) атомных явлений и 3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятой как целое. Эти 3 пласта резко отличны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой, многопластовой картины мира.
Крупнейшие работы В.И Вернадского:
Основы кристаллографии. Ч 1. Моск. универс. 1904.
Минералогия. Ч. 1 и 2. Моск. универс. 1910.
Биосфера. Ленинград.1926.
История минералов земной коры. В 2-х т. 1933.
Очерки геохимии. 1934.
Биогеохимические очерки. М. 1940.
Собрание сочинений в 5-ти томах. М. 1954-1960.
Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М. Наука. 1965.
Размышления натуралиста. М. Наука. 1977.
Живое вещество. М. Наука. 1978.
Проблемы биогеохимии. Труды биогеохимической лаборатории. М. Наука. 1980.
Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М. Наука. 1981.
Избранные труды по истории науки. М. Наука. 1981.
Труды по всеобщей истории науки. М. Наука. 1988.
Философские мысли натуралиста. М. Наука. 1988.
Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1989
Научная мысль как планетное явление. М. Наука. 1991.
Труды по биогеохимии и геохимии почв. М. Наука. 1992.
Труды по геохимии. М. Наука. 1994.
Публицистические статьи. М. Наука. 1995.
Труды по радиогеологии. М. Наука. 1997.
Статьи об ученых и их творчестве. М. Наука. 1997.
Научные труды по радиогеологии: (из кн. В.И.Вернадский. ”Труды по радиогеологии” М. 1997г.)
Задача дня в области радия.
Радиевые институты.
Радиоактивные руды в земной коре.
Об исследовании радиоактивных минералов.
О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи.
О радиоактивности химических элементов в земной коре.
Менделеевит – новый радиоактивный минерал.
О концентрации радия живыми организмами.
О концентрации радия растительными организмами.
К вопросу о радиоактивности нефтяных буровых вод.
Об исследовании на радий нефтяных месторождений Союза (Совместно с В.Г.Хлопиным)
Радиоактивность и новые проблемы геологии.
Торий или мезоторий в морской воде?
Проблемы радиогеологии.
О некоторых очередных проблемах радиогеологии.
О значении радиогеологии для современной геологии.
О необходимости выделения и сохранения чистых тяжелых изотопов природных радиоактивных процессов.