Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА В СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ»
Специальность: 07.00.10
Год: 2011
Отрасль науки: Биологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Представления о наследовании различных признаков у человека возникли с древнейших времен. Наблюдения и сравнения приводили к построению умозрительных теорий наследственности, которые послужили предпосылками для формирования генетики человека.

2. Обсуждение вопроса о соотношении наследственности и воспитания в формировании различных качеств личности стало центральной философско-антропологической проблемой с античных времен до современности. Интерес к изучению психики со стороны биологов стимулировал развитие представлений о человеке как субъекте, поведение которого детермини­ровано множеством факторов, в том числе и наследственностью.

3. В исследовании показано, что самой высокопродуктивной эмпирической областью исследования наследственности человека являлась медицина, поскольку имелись множественные интуитивные доказательства наследования различных болезней, встречающиеся в трактатах и записках известных врачей. Однако сложность организма человека как объекта исследования и господство в медицине, в основном, описательной парадигмы, препятствовали быстрому развитию знаний по генетике человека.

4. В истории генетики человека мы выделяем два периода: первый приходится на время, когда знания о наследственности человека развивались в недрах философии, естествознания, медицины; второй период связан с развитием генетики человека как самостоятельной науки. Эти два периода несоизмеримы во времени: первый длился с древнейших времен до 1900-х гг., второй - с   1900-х гг. до настоящего времени. Таким образом, мы хотим показать, что генетика человека имеет продолжительное прошлое и сравнительно короткую историю.

5.  Изучение наследственности человека в медицине во второй половине XIX в. и в первое десятилетие ХХ в. в России шло независимо от работ Г. Менделя. Смысл многих фундаментальных открытий медицины данного периода был по достоинству оценен спустя много лет благодаря возможностям научного аппарата современной науки.     

6.  В отечественной психиатрии изучение наследственности началось значительно раньше, чем в других областях медицины. Этому способствовали, с одной стороны, объективные научные факторы: определенный уровень развития знаний об анатомии и физиологии центральной нервной системы, то есть «запас» необходимого и достаточного количества фактов в области психиатрии, с другой стороны - социокультурные условия: отмеченный в конце XIX - начале ХХ вв. рост числа психических заболеваний, организация земских психиатрических клиник и кафедр психиатрии при университетах. Изучение наследуемости заболеваний в отечественной психиатрии проходило в несколько этапов:      1) статистический учет распространения психических расстройств (1880-е-1890-е гг.), 2) индивидуальное изучение психических больных и их семей (1900-е-1910-е гг.), 3) генетический анализ психических заболеваний     (1920-е-1940-е гг.). 

7.  В конце XIX - начале ХХ вв. на территории Европы и США зародилась новая наука - евгеника. Евгеника преследовала перед собой научные задачи, заключающиеся в изучении наследуемости различных признаков, и практические задачи, связанные с мероприятиями по улучшению человеческого рода. Институционализация евгеники была связана с организацией обществ, институтов, конференций, выставок, периодических изданий. В работе показано, что в России идеи о накоплении негативной наследственности были высказаны еще до Ф. Гальтона. В 1866 г. врач     В.М. Флоринский опубликовал книгу «Усовершенствование и вырождение человеческого рода», где поднял проблему гигиены брака, с целью предупреждения появления на свет больного потомства. Однако работа   В.М. Флоринского не получила широкой известности, большее значение для восприятия евгенических идей в России несомненно сыграли переводы сочинений классиков евгеники: Ф. Гальтона (1875), А. Блюма (1909),           И. Рутгерса (1909), К. Пирсона (1911).

8.  Становление евгеники в России явилось отражением общемировых процессов и социополитических изменений, произошедших в стране после Первой мировой и Гражданской войн, Октябрьской революции, крушения религиозных и культурных традиций и провозглашения новой морали социализма, поэтому активно евгеника развивалась в первые годы советской власти.

9.  Нами показано, что отечественная евгеника включала в себя два направления: антропогенетику, изучающую наследственность человека, и антропотехнию, занимающуюся подбором генетически ценных людей для производства потомства. Антропотехния в нашей стране не имела практического выхода, оставаясь лишь в проектах некоторых евгенистов. Значительного развития в СССР достигло только антропогенетическое направление, так как оно находило поддержку со стороны фундаментальной науки и практических интересов медицины и педагогики. В отечественной традиции между евгеникой и антропогенетикой ставился знак равенства. В диссертационной работе показано, что термин евгеника в СССР имел несколько иной смысл, чем на западе. Он включал в себя, в основном, исследование наследственности человека. 

10. В нашем исследовании продемонстрирована значительная роль в  формировании евгеники как науки на территории России Русского евгенического общества (РЕО), организованного в 1920 г. Основной целью РЕО стало объединение специалистов в области евгеники, а также научная разработка проблемы наследственности человека и пропаганда евгенических идей. С 1924 г. Общество приобрело статус всесоюзного и стало включать в себя четыре отделения: Московское, Петербургское, Саратовское и Одесское. Привлечение различных специалистов, широкая сеть научных связей, образовательная и просветительская работа, организация научных лабораторий и экспедиций обусловливали высокую эффективность деятельности Общества.  

11.  В конце 1920-х - начале 1930-х годов в связи с критикой евгенических взглядов по вопросу улучшения человеческого рода термин «евгеника» в отечественной традиции был трансформирован в «генетику человека». Начиная с 30-х годов ХХ в. стали формироваться и получать официальный статус новые отрасли и направления генетики человека: медицинская генетика, психогенетика (генетика поведения), популяционная генетика человека.

12. Вопросы медицинской генетики впервые в нашей стране наиболее успешно стали разрабатываться в Институте экспериментальной биологии и Медико-биологическом институте (Москва). Кроме этих научных центров работа по изучению гередитарных (наследственных) болезней проводилась в Медицинских институтах Москвы, Ленинграда, Казани, Харькова, Саратова. Большую роль в развитии медицинской генетики сыграло созданное в      1928 г. Н.К. Кольцовым Общество по изучению расовой патологии и географического распространения болезней. Аналогов подобной общественной организации в то время в мировой науке не было.  

13. В 1920-е-1940-е гг. исследования по медицинской генетике проводились коллективами ученых, из которых впоследствии возникли научные школы. Объединение вокруг научной школы различных специалистов позволяло решать различные междисциплинарные проблемы в области гередитарной патологии и ориентироваться на практический результат работы. В диссертационной работе нами впервые рассмотрены отечественные научные школы в области медицинской генетики - это научные школы                    С.Н. Давиденкова, С.Г. Левита, Т.И. Юдина. Нами показано, что исследования в области медицинской генетики, проводившиеся данными научными школами, оказали влияние на развитие генетики человека в СССР и в мире.

14. В 1920-е гг. происходили процессы взаимопроникновения и взаимодействия антропологии и генетики. Впервые показано, что работы по изучению геногеографии населения СССР, проведенные в 1920-е-1930-е гг. были одними из первых исследований в области популяционной генетики человека и этногенетики.

15. На базе ретроспективного анализа фактического материала в диссертации осуществлена и обоснована общая периодизация истории отечественной генетики человека в первой половине ХХ столетия. С учетом приоритетов научных исследований и социокультурной обстановки в разные временные отрезки нами выделено 4 этапа в развитии генетики человека в России:

I этап: (1900-е-1920 гг.) - восприятие менделизма и евгеники в России. Данный исторический отрезок времени, мы назвали ознакомительным этапом.

II этап: 1920-1929 гг. - формирование отечественной евгеники. На евгеническом этапе было создано Русское евгеническое общество (1920 г.), начинает издаваться «Русский евгенический журнал» (1922).

III этап: 1930-1936 - трансформация евгеники в самостоятельные исследовательские направления: медицинскую генетику, генетику поведения, геногеографию населения. В данный период на первый план вышла организация исследований, связанных с решением практических задач, поэтому мы назвали его практико-ориентированным этапом развития генетики человека. 

IV этап: 1937-1948 гг.  - репрессии и запрет на изучение генетики человека. На данном деструктивном этапе произошел разгром Медико-генетического института (1937) и наложен негласный запрет на изучение вопросов наследственности человека, который был узаконен после Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г.   

16. В диссертационном исследовании впервые дан анализ социокультурных факторов, которые повлияли на содержание различных теорий отечественной генетики человека первой половины ХХ столетия. В 1920-е гг. изучалось влияние войн и революций на брачность, детность, изменение генофонда населения. Рост преступности в обществе поставил перед учеными задачу исследования наследственности людей с социально-отклоняющимся поведением.

17. Нами показано, что фундаментом генетики человека является теоретические основы общей генетики. Элементами этой системы являются генетические направления в различных специальных дисциплинах. Исследования в области генетики человека объединены общим объектом познания, в качестве которого выступает человек, хотя для каждой отдельной области исследовательские объекты могут быть различными - структурная организация наследственного материала, процессы реализации генов в онтогенезе, распространение генов в популяциях.

18. Несмотря на гонения, которым подверглась генетика человека в 30-х-40-х гг., во второй половине ХХ столетия она достаточно прогрессивно развивалась в СССР. В нашей работе впервые показано, какое значение имели полученные в первой половине ХХ в. открытия в области генетики человека для развития фундаментальной науки и практики.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах (в соответствии с перечнем ВАК):

1.Фандо Р.А. Полемика о судьбе евгеники // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 3. с. 604-617.

2.Фандо Р.А. Из истории создания кафедры генетики и селекции МГУ // Вестник Московского Университета. Серия 16. Биология. 2002. № 4. с. 46-50.

3.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. «…Я не оторван от жизни, а скорее отстранен от нее…» (по материалам личных дневников члена-корреспондента АН СССР, академика ВАСХНИЛ А.С. Серебровского) // Вопросы истории естествознания и техники. 2005. № 1. с. 99-119.

4.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. У истоков отечественной генетики человека: первые евгенические работы Ю.А. Филипченко и А.С. Серебровского // Вестник РАН. 2007. Т. 77. № 3. с. 250-260.

5.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. «Я врач до мозга костей, интересующийся биологией» // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 1. с. 149-162.

6.Фандо Р.А. Неизвестное об известном биологе. Из дневниковых записей А.С. Серебровского // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 3. с. 250-263.

7.Фандо Р.А., Музрукова Е.Б. Взаимопроникновение медицинских и биологических воззрений в проблему наследственности человека // Вестник ВОГиС. 2008. Т. 12. № 3. с. 474-482.

8.Фандо Р.А. Женщины у истоков генетики человека в СССР // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 3. с. 107-128.

9.Чеснова Л.В., Фандо Р.А. Российские естествоиспытатели (на рубеже XIX и XX веков) // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 12. с. 1103-1110.

Монографии:

1.Фандо Р.А. Формирование научных школ в отечественной генетике в 1930-1940-е гг. М.: Издательский дом И.И. Шумиловой. 2005. 148 с.

2.Фандо Р.А., Беганцова И.С., Матвеева Е.В. Человек: биология, психология, культурология. М.: Academia. 2007. 288 с.

Другие публикации:

1.Фандо Р.А. Роль исследований научной школы А.С. Серебровского в развитии генетики и селекции // Актуальные проблемы современной науки. 2002. № 4. с. 28-32.

2.Фандо Р.А. Золотые годы отечественной генетики // Биология для школьников. 2003. № 1. с. 20-27.

3.Фандо Р.А. Евгенические взгляды А.С. Серебровского // XVII Любищевские чтения. Ульяновск: УГПУ. 2003. с. 145–151.

4.Фандо Р.А. Союз «За лучшего ребенка» (Проект организации общественного евгенического союза в 20-е гг. ХХ в.) // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т. 2003. с. 281-283.

5.Фандо Р.А. Развитие генетики в Ленинградском университете в 1930-1940-е гг.// История социокультурных проблем науки и техники: Сборник трудов. Вып. 2. М.: Компания «Спутник+». 2004. с. 113-138.

6.Фандо Р.А. Зарождение генетических исследований в Ленинградском университете // XVIII Любищевские чтения. Ульяновск: УГПУ. 2004. с. 287–294.

7.Фандо Р.А. Пути трансформации феномена «научной школы» // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т. 2004. с. 225-229.

8.Фандо Р.А. Проблемы выбора критериев в определении научных школ // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 4. с. 159-161.

9.Фандо Р.А. Отражение междисциплинарного синтеза в биологии ХХ в. // Естествознание в школе. 2004. № 5. с. 64-68.

10.Фандо Р.А. Диалектизация отечественной генетики в первые годы советской власти // Материалы II Летней школы для молодых ученых-историков науки и техники 16-17 июня 2004 г. М.: Диполь-Т. 2004. с. 70-79.

11.Фандо Р.А. Создание кафедры генетики и селекции в МГУ (К 75-летию кафедры) // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т. 2005. с. 265-267.

12.Фандо Р.А. Ученый и общество: научная и политическая деятельность Н.Н. Воронцова // История социокультурных проблем науки и техники: Сборник трудов. Вып. 3. М.: ИИЕТ РАН. 2004. с. 69-76.

13.Фандо Р.А. Анализ натуралистических и экспериментальных традиций в естествознании по материалам историко-научных работ И.И. Пузанова и А.С. Серебровского // Современные проблемы зоологии и экологии (Материалы международной конференции, посвященной 140-летию основания Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, кафедры зоологии ОНУ, Зоологического музея ОНУ и 120 годовщине со дня рождения Заслуженного деятеля науки УССР, профессора И.И. Пузанова). Одесса: Феникс. 2005. с. 388-390.

14.Фандо Р.А. Организация кафедры генетики и селекции МГУ // Тезисы Докладов XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005». 12 апреля 2005. Секция Биологии. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Биологический факультет. 2005. с. 226-228.

15.Фандо Р.А. Зарождение евгеники: научные и социокультурные аспекты // Десята конференцiя молодих iсторикiв освiти, науки i технiки України. 27 травня 2005. м. Київ: Матерiали конференцїї. К.: Академiя наук Вищої школи України. 2005. с. 205-211.

16.Фандо Р.А. Философские дискуссии в отечественной генетике первой половины ХХ в. // Социокультурные проблемы развития науки и техники: Сборник трудов. Вып. 4. М.: ИИЕТ РАН. 2006. с. 79-95.

17.Фандо Р.А. Антропогенетические исследования первых советских женщин-генетиков // Социокультурные проблемы развития науки и техники: Сборник трудов. Вып. 4. М.: ИИЕТ РАН. 2006. с. 149-168.

18.Фандо Р.А. Когнитивные и социокультурные аспекты развития евгеники в 20-е- 60-е годы ХХ столетия // Наука та наукознавство. 2006. № 1. с. 65-81.

19.Фандо Р.А. Наука и общество: страницы истории евгеники // Естествознание в школе. 2006. № 5. с. 62-66.

20.Фандо Р.А. Анализ антропогенетических работ первых советских женщин-генетиков // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Анонс Медиа. 2006. с. 200-203.

21.Дерябина Н.Е., Фандо Р.А. Организация наследственного аппарата // Биология для школьников. 2007. № 4. с. 14-21.

22.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. Евгенические работы Ю.А. Филипченко и А.С. Серебровского: сравнительный анализ // Наука и техника в первые десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917-1940). М.: Academia. 2007. с. 257-278.

23.Фандо Р.А. Трагическая судьба отечественной евгеники // Наука и техника в первые десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917-1940). М.: Academia, 2007. с. 279-305.

24.Фандо Р.А. Идея сальтационизма в трудах выдающихся биологов конца XIX -начала ХХ вв. (И.И. Мечников, С.И. Коржинский, Ю.А.Филипченко) // Внесок Одеського (Новоросійського) національного університету імені І.І. Мечникова у розвиток світової освіти, науки i техніки. Матерiали науковoї конференції. 16-18 травня 2007 р. Одеса.: Астропринт. 2007. с. 166-169.

25.Фандо Р.А. Научная школа как социокультурный феномен // Научные школы в отечественной биологии ХХ века и их трансформация в условиях социокультурных изменений. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. с. 6-11.

26.Фандо Р.А. Женщины у истоков антропогенетики: гендерный дискурс // Iсторiя украïнскоï науки на межi тисячолiть: Зб. наук. праць. Вип. 29. Киïв: НАН Украïни. 2007. с. 216-234.

27.Фандо Р.А. Зарождение представлений о наследственной природе человека и их проникновение в медицину: историко-научный анализ // Наука та наукознавство. 2007. № 3. с. 108-118.

28.Фандо Р.А. Юрий Александрович Филипченко и начальные этапы формирования отечественной генетики // Биология. 2007. № 19. с. 19-25.

29.Чеснова Л.В., Фандо Р.А. Социокультурный портрет российского естествоиспытателя на рубеже XIX-XX вв. // Наука та наукознавство. 2008. № 2. с. 63-77.

30.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. Формирование основ медицинской генетики // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: ИДЭЛ. 2008. с. 183-186.

31.Фандо Р.А. Институционализация евгеники: культурно-историческая реконструкция // Iсторiя украïнскоï науки на межi тисячолiть: Зб. наук. праць. Вип. 34. Киïв: НАН Украïни. 2008. с. 199-219.

32.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. Зарождение воззрений на проблему наследственности человека // Междисциплинарный синтез в биологии: история и современность.М.: Товарищество научных изданий. КМК. 2008. с. 86-101.

33.Фандо Р.А. Отражение интегративных процессов в истории отечественной генетики человека первой половины ХХ столетия // Междисциплинарный синтез в биологии: история и современность. М.: Товарищество научных изданий. КМК. 2008. с. 102-136.

34.Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. Формирование основ медицинской генетики // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: ИДЭЛ. 2008. с. 183-186.

35.Фандо Р.А. Зарождение представлений о наследственной природе человека в догенетическую эпоху // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2008. М.: ИДЭЛ. 2009. с. 161-164.

36.Фандо Р.А. История становления психогенетики человека в СССР в первой половине ХХ в. // Социокультурные проблемы развития науки и техники. Вып. 5. М.: ИИЕТ РАН. 2009. с. 32-37.

37.Фандо Р.А. Экспериментальное изучение генетики поведения человека в СССР в 1930-е гг. // Тринадцята конференція молодих істориків освіти, науки і техніки України. 27 квітня 2009 м. Київ: Матеріали конференції. Киïв: НАН Украïни, 2009. с. 219-224.

38.Фандо Р.А. Взгляд Ч. Дарвина на наследственную природу человека // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная конференция, 2009. М.: Анонс Медиа, 2009. с. 162-164.

39.Фандо Р.А. Евгеническая идея создания сверхчеловека: историко-культурологический анализ // Семиотика визуальности: коллективная монография. Саров: СГТ. 2010. с. 142-152.