- Обычное право бурят в рассматриваемый период - это образованная в результате реализации права бурятских родов на самоуправление и сохранившая преемственность с периода возникновения бурятских родов системная совокупность правовых норм, регулировавших равноправные отношения внутри бурятского общества в период с конца XVII по начало ХIХ в. внутри бурятских родов. Регулятивная система, традиционно определяемая в российской науке как обычное право бурят, представляет собой системную совокупность санкционированных (признанных) Российским государством общеобязательных социальных норм, направленных на регулирование прежде всего имущественных, брачно-семейных, уголовно-правовых, административных отношений, выработанных бурятскими родами и обеспечиваемых деятельностью органов родового самоуправления.
- Происхождение обычного права бурят как социального феномена связано с возникновением родовой общины как дуальной организации. Первобытные социальные запреты на инцест и связанное с ними требование экзогамности (запрет вступать в брак внутри рода) брака в совокупности предопределили генезис первичной дуальной организации, представленной в виде двух организационно самостоятельных и экзогамных родовых общин, объединенных в эндогамную (т.е. запрещающую браки во вне) группу на основе обменного брака.
- Базовые отношения внутри родовой общины регулировались на основе обычаев - системы социальных норм, общеобязательность которых была обеспечена такой санкцией, как возможность изгнания из общины, реализуемого институтом изгоев (отсутствие механизма приема в родовую общину чужака). Внутриродовые обычаи регулировали совместный труд и распределение продуктов по потребностям всем участникам родовой общины, имели локальный характер, распространялись на членов своей группы, которые не являлись субъектами права. Взаимоотношения членов родовой общины с представителями другого входящего в дуальную организацию социума носили равноправный характер и регламентировались на основе норм обычного права.
- Возникновение обычного права бурят как универсальной системы социального регулирования предопределяется развитием межобщинных отношений, которые формируются в результате исторического перехода бурятских родов от присваивающей формы хозяйствования к производящей, т.е. в результате неолитической революции. Особая взаимосвязь природы и первобытной общины обусловливает форму и содержание исторического процесса, выступившего поворотным моментом в социальном развитии. В Восточной Сибири в силу природно-климатических условий региона переход от присваивающей экономики к производящей в определенной мере связан с развитием такой формы коллективной охоты как облавной и формированием на ее основе скотоводческой культуры. Облавная охота формировала коллективную собственность, которой противопоставлялась рожденная освоением скотоводства частная собственность общинников на домашних животных. Последовательное падение значения коллективной охоты в жизни бурятской общины вызывалось возрастающим значением скотоводства на основе частной собственности. Этот процесс следует рассматривать как содержание неолитической революции в Восточной Сибири, оказавшей определяющее влияние на формирование обычного права бурят.
- Начиная с облавной охоты, формируются постоянные внешние связи родовой общины. Община выступает как наделенный волей самостоятельный и равноправный коллективный участник общественных отношений, имеющий право на обусловленную коллективным участием в общем деле, долю в совместном продукте. На этой основе формируется особый социальный институт - правовой обычай как социально-правовая норма, регулирующая волевые и равноправные отношения, которая обеспечивалась первоначально родовой местью, реализующей равное воздаяние (талион). Расширение межобщинных экономических связей приводит к институализации норм обычного права и межродовых институтов власти, сосредоточивших в своих руках функцию их обеспечения и защиты, проявившуюся в отмене института родовой мести и возникновении системы композиции (системы материальных штрафов).
- В результате обособления органов межобщинной власти социорегулятивная система получает новое качество: наряду со стихийно складывающейся системой обычноправовых норм возникает действенный механизм изменения и развития общественных отношений на основе рационального по своей природе правотворческого акта. Борьба за территорию облавной охоты между союзами родов приводит к формированию племени как союза, основанного на даннических отношениях. Дань как результат войны являлась собственностью казны, с укреплением которой органы межобщинной власти получают материальную независимость от общин. Это выразилось в возможности этих органов от своего имени внести с целью социального преобразования изменения в существующий обычноправовой порядок. Взаимодействие норм правовых актов с нормами обычного права приводит к завершению процесса формирования такого регулятивного феномена как право - эффективного механизма упорядочения общественных отношений и одновременно инструмента социального преобразования на основе правового равенства и справедливости.
- Возникновение права и предгосударства знаменует собой завершение процесса формирования нового типа социума, имеющего качественно новый характер взаимодействия с природой. Преодоление зависимости и появившаяся относительная свобода людей от природной среды выражались в миграции организованного этноса. Этот процесс закономерно приводил к установлению принципиально новых межэтнических связей. Содержание новых связей включало обмен продуктами хозяйствования, техническими достижениями, социальными институтами, приводивший в конечном итоге к закономерному ускорению развития материального производства, формированию города и полисной культуры. В условиях полиэтнического общества значение закона как источника правовых норм возрастает, а значение обычного права разных этнических групп в условиях полиса ограничивается. Эти общие исторические тенденции в полной мере проявились и применительно к обычному праву бурят.
- Частная собственность на стадо, которое передавалось во владение семьям на праве арендного пользования, создавала особую форму экономической зависимости бывших общинников. Имущественная дифференциация приводила к углублению противоречий между социальными группами, стратификации населения и формированию классового общества. С развитием института частной собственности на домашний скот возникла государственность со специфической монархической формой правления и с политическим режимом в виде восточной деспотии. Это, в свою очередь, привело к соединению норм обычного права с нормами нормотворческих актов. Затем законодательная система вытеснила обычное право, и постепенно обычное право бурят отошло на второй план.
- Монгольская правовая система - это основанная на идее единства степного народа и рожденная правотворческой и правоприменительной практикой Монгольской империи совокупность нормативных правовых актов монгольских ханов и обычного права монгольских народов. Санкционирование норм обычного права осуществлялось установлением единого размера древней «андзы» (штраф, выраженный в определенном количестве скота) на территории страны. Андза является основой системы композиции.
- Основой законодательной системы явилась Великая Яса. Принятый в 1206 году акт волеизъявления монгольского хагана содержал публично-правовые нормы, направленные на защиту интересов Монгольского государства. Основополагающий характер этого документа выражался в том, что все последующие акты не отменяли действие Ясы, а вносили дополнения и изменения в ее нормативное содержание. Правовая традиция преемственности монгольского законодательства была прервана только в 1789 г. фактом принятия Монгольского уложения палатой внешних сношений Китайской династии Цин.
- Селенгинское уложение 1775 г. является важнейшим в поздней истории монголов актом коммуляции обычного права кочевых народов. Его содержание стало основным источником актов правотворчества хоринских, балаганских, идинских, кударинских бурят и других кочевых народов Сибири. Кроме того, Селенгинское уложение 1775 г. наряду с Хоринским уложением 1808 г. и Приговором 1818 г. хоринских бурят явились основой создания «Устава о управлении инородцев» (1822 г.), выдающегося документа в системе управления Российской Империей туземными народами.
- Реформирование судебной системы России в первой четверти XIX в. и организация в 1822 г. системы инородческих судов вызвали необходимость законодательного регулирования специфических в целом для страны общественных отношений. Обобщение обычноправовых норм и их законодательное закрепление в отрыве от обычноправового порядка их защиты привели к тому, что официальные нормы фактически перестали быть эффективным средством для социального регулирования.
- Брачно-семейное право бурят в период XVIII и XIX веков являлось реализацией отцовского права (выражающегося в том, что волей отца определяется вступление детей брак, выделение сына в самостоятельное хозяйство, размер выдела и т.д.), основанного на признании семейной формы собственности и экзогамности калымного брака.
- Особенностью регулирования обычным правом бурят имущественных отношений является признание двух сущностей домашних животных (мал). Мал по обычному праву бурят имеет специальную характеристику не просто индивидуально-определенной вещи, но и одновременно всеобщего эквивалента.
- Развитие обычного права бурят (XVII и XVIII вв.) соответствует стадии правового развития общества, характеризующейся принципиальным отходом от системы чистой композиции, который выражался в разграничении деликтных обязательств, влекущих выплату андзы (штрафа, выплачиваемого в определенном правовой нормой количестве домашних животных) от уголовного наказания, осуществляемого в виде яалы (штрафа в размере трех или четырехкратного возмещения ущерба, виновно причиненного уголовно-наказуемым деянием).
- Современное законодательство индустриального общества ограничено в возможности эффективного регулирования традиционных форм хозяйствования. Игнорирование социальной ценности обычая и обычного права, перекладывание регулятивных функций одних норм на другие привели и продолжают приводить к их деградации и атрофии, девальвации их регулятивных возможностей, нарушению системных связей различных видов социальных норм, развалу единого механизма социальной регуляции и неизбежному распаду традиционного общества.
- В аспекте соотношения традиционного и индустриального обществ взаимодействие обычного права и закона определяется особенностями национальной правовой системы, связанными с мерой динамичности социальных процессов. Обычное право поддерживает статическую функцию права, в то время как закон поддерживает динамическую функцию. Многообразие обычного права определяется противоречиями старого и нового в содержании права. Социальное назначение обычного права бурят выражается в регулировании равноправных отношений в сфере права. Основная социальная ценность обычного права бурят заключается в сохранении преемственности правового развития традиционного общества.
1.Тумурова А.Т. Обычное право бурят: историко-теоретические аспекты // Российское правосудие. 2010. № 3. С. 100-105. – 0,5 п.л.
2.Лапаева В.В., Тумурова А.Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства // История государства и права. 2009. № 17. С. 8-17. – 0,7 п.л., авторский вклад – 0,35 п.л.
3.Тумурова А.Т. Происхождение калымного брака (по материалам обычного права бурят) //История государства и права. 2009. № 14. С.27-31. – 0,7 п.л.
4.Тумурова А.Т. Регулирование брачно-семейных отношений в обычном праве бурят // Журнал российского права. 2009. № 7. С.112-120. – 0,4 п.л.
5.Тумурова А.Т. Институт усыновления (удочерения) в обычном праве бурят // Закон и право. 2009. № 6. С.118–120. – 0,4 п.л.
6.Тумурова А.Т. Рабство и рабовладение как институты обычного права (по материалам обычного права бурят) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2009. № 6. С.246-252. – 0,3 п.л.
7.Тумурова А.Т. Обычное право бурят: судебная система бурят в XIX в. // Российское правосудие. 2008. № 3. С.93-95. – 0,5 п.л.
8.Тумурова А.Т. К вопросу о публичном и частном в монгольском праве // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.3. Серия: юриспруденция. 2006. С.60-72. – 0,8 п.л.
9.Тумурова А.Т. Об одной незамеченной закономерности развития родовой общины // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.2. Серия: юриспруденция. 2006. С. 94- 112. – 1,1 п.л.
10.Тумурова А.Т. Еще раз к уточнению понятия «обычное право» // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.1. Серия: юриспруденция. 2005. С. 3-16. – 0,8 п.л.
Работы, опубликованные в иных научных изданиях:
1.Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе: монография. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. 280 с. – 18,0 п.л.
2.Тумурова А.Т. Генезис обычного права бурят: монография. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. 240 с. – 15,0 п.л.
3.Тумурова А.Т. Обычное право бурят: Селенгинское уложение 1775 г.: монография. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 127 с. – 8,0 п.л.
4.Тумурова А.Т. Происхождение функций социального государства // Конституционное (уставное) законодательство субъектов Российской Федерации как составная часть конституционного законодательства России (к 15-летию Конституции Республики Бурятия): Материалы международной научно-практической конференции (г.Улан-Удэ, 20 марта 2009 г.)/ Под общей ред. К.А.Будаева. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет. 2009. С.257-262. – 0,3 п.л.
5.Тумурова А.Т. К вопросу о развитии федерального законодательства о конституционном правосудии субъектов Российской Федерации // Российское право. 2009. № 7. С.20–23. – 0,3 п.л.
6.Тумурова А.Т. Происхождение правового равенства (по материалам обычного права бурят) // Журнал монгольского права (Монголия). 2009. № 4. С.54–67. – 1,0 п.л.
7.Тумурова А.Т. Генезис правовой культуры кочевников в контексте цивилизационного и формационного подходов // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.2. Серия: Экономика. Право. 2009. С.196-200. – 0,5 п.л.
8.Тумурова А.Т., Дугарова С.Ж. Проблемы методологии востоковедных сравнительно-правовых исследований // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г.Улан-Удэ, 22-24 июня 2008 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2008. С.33-35. – 0,4 п.л., авторский вклад – 0,3 п.л.
9.Тумурова А.Т. К 200-летию административной реформы: Селенгинская степная инородческая управа // Традиционная система управления кочевых сообществ Южной Сибири: Материалы научно-практической конференции 11–12 июня 2008 г., г. Улан-Удэ. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. С.12–15. – 0,3 п.л.
10.Тумурова А.Т. Некоторые проблемы методологии востоковедных сравнительно-правовых исследований // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г.Улан-Удэ, 15-16 июня 2007 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2007. С.103-107. – 0,4 п.л.
11.Тумурова А.Т. К вопросу о цивилизационном и формационном подходах в аспекте генезиса кочевой культуры // Мир Центральной Азии: материалы международной конференции, посвященной 125-летию Ц. Жамцарано (ноябрь 2006 г.). Улан-Удэ, 2007. С.36-42. – 0,5 п.л.
12.Тумурова А.Т. Монгольская правовая система // Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия: сб. материалов научно-практической конференции «Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия (21-23 октября 2006 г.): в 2-х т. Т.2. Чита, 2006. С. 75–85. – 0,6 п.л.
13.Тумурова А.Т. Обычное право в монгольской правовой системе // К 800-летию Их Монгол Улс: материалы международной конференции, посвященной 800-летию государства «Их Монгол Улс». Улан-Батор, ноябрь 2006 г. Улан-Батор: Издательство университета «Шихи-Хутуг», 2006. С. 244–249.– 0,3 п.л.
14.Тумурова А.Т. Теоретико-правовые вопросы социогенеза в контексте традиционного общества // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов: Сборник статей в 3-х т. Улан-Удэ, 2006. Т. I. С.55-64. – 0,5 п.л.
15.Тумурова А.Т. Кочевники и генезис государства и права // Традиции государственности и обновления: Материалы IХ Международного конгресса монголоведов. Улан-Батор, 2006. Т.3. С.77-87. – 0,5 п.л.
16.Тумурова А.Т. Природа кочевой цивилизации (к постановке проблемы) // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 4: История. 2005. Вып. 10. С.125-130. – 0,5 п.л.
17.Тумурова А.Т. Обычное право бурят (постановка проблемы изучения) // Университет в условиях реформирования российского общества: сб.тр., посвящ. 10-летию Бур. ун-та: Издательство Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ. 2005. С.57-66. – 0,4 п.л.
18.Тумурова А.Т. Социология обычного права // Сравнительное правоведение и проблемы современной юриспруденции: Сб. материалов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2005. С.122-127. – 0,5 п.л.
19.Тумурова А.Т. Брачно-семейное право бурят // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. статей. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2000. С. 24-30. – 0,4 п.л.
20.Тумурова А.Т. Селенгинское уложение 1775 года – первый писаный памятник обычного права бурят // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей преподавателей и аспирантов юридического факультета БГУ. Вып. 1. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1999. С. 20-29. – 0,3 п.л.
21.Тумурова А.Т. Правовое положение бурятской женщины (обычное право бурят XVII-XVIII вв.) // Женщина и общество: Сб. статей научно-практической конференции. Иркутск: издательство Иркутского государственного педагогического университета, 1999. С. 189-195. – 0,5 п.л.
22.Тумурова А.Т. Институт усыновления (удочерения) в обычном праве бурят // Исследования по истории Бурятии: Сб. статей преподавателей и студентов. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 1998. С. 43–58. – 0,6 п.л.
23.Тумурова А.Т. Обычное право бурят //Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах: материалы ХI Международного конгресса по обычному праву (Москва, Россия, 18-22 августа 1997 г.). М.: Издательство Института этнологии и антропологии РАН, 1997. С.87-89. – 0,3 п.л.
24.Тумурова А.Т. Право собственности по обычному праву бурят // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: история. 1996. С.78-83. – 0,4 п.л.