2. В Республике Индии противодействие терроризму являлось и является общей функцией правоохранительных органов и армии. Среди полицейских формирований наибольшее значение в борьбе с терроризмом имеют Провинциальные вооруженные полицейские силы, Индийские резервные батальоны вооруженной полиции и Правительственная железнодорожная полиция. Важную роль в борьбе с терроризмом в Индии играют специальные службы, в первую очередь Разведывательное бюро и Центральное бюро расследований.
3. Исторически сложилось, что борьбу с терроризмом в Индии осуществляют в основном центральные военизированные формирования и подразделения специального назначения, находящиеся в подчинении МВД: Ассамские стрелки, Центральные силы резервной полиции, Центральные силы промышленной безопасности, Индо-Тибетская пограничная полиция, «Сэшэстра сима бэл» (Sachastra Suma bal - Вооруженные пограничные силы Индии), Пограничные силы безопасности и Гвардия национальной безопасности. Их деятельность опирается на достаточно полно разработанную нормативную базу. Однако, несмотря на это, специфическими чертами индийских центральных военизированных формирований являются взаимозаменяемость и размытость функций.
4. Участие армейских подразделений Индии (Силы специального назначения, Морские диверсионно-десантные силы, «Силы Гаруды» и Специальные пограничные силы) в борьбе с терроризмом и сепаратизмом базируется на исторически сложившихся принципах аполитичности армии и минимального использования вооруженных сил против собственного народа для обеспечения внутренней безопасности.
5. С конца 1980-х гг. противодействие терроризму и сепаратизму в Индии с наибольшими сложностями сталкивается в штате Джамму и Кашмир. Истоком и постоянной подпиткой напряженной ситуации в регионе служит возникшая в 40-е гг. ХХ в. и не решенная до сих пор кашмирская проблема, когда идеологический конфликт, связанный с отношением к «теории двух наций», перерос в территориальный спор между Индией и Пакистаном. Особенностями терроризма в Джамму и Кашмире являются: 1) мусульманский характер, направленность не только против властей, но и против иноверцев; 2) тесная связь с сепаратистским движением; 3) организационная и материальная поддержка правительством Пакистана; 4) использование опыта сикхского терроризма и сепаратизма в Пенджабе; 5) высокая реагентность на внутриполитические и внешнеполитические события.
6. С момента вхождения в Индию штат Джамму и Кашмир обладает определенной автономией и особым правовым статусом, закрепленным в Конституции Индии, конституции Джамму и Кашмира и иных нормативно-правовых актах. Хотя в процессе исторического развития круг вопросов, входящих в компетенцию штата, постепенно сужается.
7. Правовая основа противодействия терроризму и сепаратизму в Индии постоянно развивается. Нормы антитеррористического законодательства, как правило, разрабатывались и разрабатываются на федеральном уровне, а затем по мере необходимости распространяются на тот или иной штат. В Джамму и Кашмире большое значение в борьбе с терроризмом и сепаратизмом имели введенные в действие в этом штате ЗПНД и Закон о предотвращении террористической и подрывной деятельности (далее: ТАДА) 1985 г., изначально разработанный для борьбы с сепаратизмом и терроризмом в Пенджабе.
8. ТАДА имел чрезвычайный и временный характер, однако срок его действия продлевался в 1987, 1989, 1991 и 1993 гг. При этом в закон вносились поправки, направленные на ужесточение борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Окончательно срок действия ТАДА истек в мае 1995 г.
В целом ТАДА можно назвать антидемократическим документом, поскольку он нарушал права и свободы личности, однако Верховный суд Индии признал конституционность данного закона, определив тем самым его легитимность. Кроме того, с целью предотвращения злоупотреблений против граждан стали проводиться периодические пересмотры дел, возбужденных по ТАДА. Таким образом, несмотря на регулярные продления, практика применения ТАДА оказалась неэффективной.
9. Наряду с ЗПНД и ТАДА специально для Джамму и Кашмира в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом были приняты особые законы: Закон о специальных полномочиях вооруженных сил в Джамму и Кашмире (ЗСПВСДК) 1990 г. и Закон о районах беспорядков в Джамму и Кашмире (ЗРБДК) 1992 г., наделившие силовые структуры широкими полномочиями. Также Законодательным собранием штата еще в 1978 г. был принят Закон об общественной безопасности Джамму и Кашмира (далее: ЗОБДК).
Последний оказался эффективным средством контроля над оппозиционными политическими силами, однако при его применении на практике достаточно часто имеют место злоупотребления, приводящие к нарушению прав личности.
10. В соответствии с ЗСПВСДК и ЗРБДК, принятыми в условиях сложной внутриполитической обстановки в Джамму и Кашмире, реальной угрозы территориальной целостности Индии и носившими чрезвычайный характер, армия, полиция и силы безопасности были наделены широкими полномочиями, которые включали ведение огня на поражение, арест без ордера любого лица, совершившего или подозреваемого в совершении преступления и др.
С одной стороны, на практике применение ЗСПВСДК и ЗРБДК нередко приводило к нарушению конституционных прав граждан на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и другие, но с другой, оно позволило подавить массовое сепаратистское движение в Кашмире и сократить в этом регионе количество террористических актов в 1990-е гг.
11. В комплекс мер по противодействию терроризму и сепаратизму в Джамму и Кашмире наряду с непосредственной борьбой с этими явлениями, установлением правового обеспечения действий силовых структур по наведению порядка входили и политико-правовые мероприятия косвенной поддержки силового подавления террористических группировок.
В качестве наиболее существенных из них можно выделить: 1) восстановление демократического порядка формирования гражданского правительства из состава легально действующих в штате политических партий, проведение выборов в Законодательное собрание Джамму и Кашмира в 1996 и 2002 гг.; 2) учреждение Национальной комиссии по правам человека осенью 1993 г. и Комиссии штата Джамму и Кашмир по правам человека весной 1997 г.; 3) принятие индийским парламентом Закона о защите прав человека в декабре 1993 г.; 4) расширение автономии Ладакха.
12. В комплекс мер по противодействию терроризму и сепаратизму в Джамму и Кашмире также вошли меры организационно-правового характера, касавшиеся в первую очередь структурных преобразований в сфере армейского строительства и реформирования полиции: 1) создание специального армейского формирования; 2) образование особого подразделения полиции штата, занимающегося контртеррористической деятельностью; 3) учреждение органа по координации действий различных силовых структур; 4) привлечение сдавшихся боевиков на правительственную сторону; 5) формирование отрядов местной самообороны; 6) возведение заграждений вдоль границы и линии контроля.
13. Террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 г., привел к активизации террористов во всем мире, в том числе в Индии. Однако это вызвало мощное противодействие как со стороны правоохранительных структур Индии (были проведены крупные антитеррористические операции), так и со стороны законодателя. В марте 2002 г. был принят Закон о предотвращении терроризма (далее: ПОТА), ликвидировавший пробел в правовом регулировании, образовавшийся в индийском правовом поле после прекращения действия ТАДА в 1995 г. ПОТА имел значительное сходство с ТАДА, но в большей степени гарантировал права личности.
Реализация ПОТА дала положительные результаты в сфере противодействия терроризму и сепаратизму. Однако изменение внутриполитической конъюнктуры привело к отмене ПОТА в 2004 г. и одновременному внесению поправок в ЗПНД 1967 г. Новая редакция ЗПНД заменила ПОТА, включив в себя некоторые его положения. При этом ЗПНД в большей степени соответствовал демократическим ценностям и гарантировал конституционные права граждан.
14. Индийский опыт противодействия терроризму свидетельствует об ошибочности обмена заложников на террористов и неэффективности ведения переговоров о выкупе заложников. В индийской практике 1947-2004 гг. наиболее жизнеспособными и эффективными оказались правовые нормы, наделяющие силовые структуры чрезвычайными полномочиями, но действующие при этом только на ограниченной территории. Перспективным для России представляется заимствование не только формы, но и содержания американского и индийского опыта законодательного утверждения перечня организаций, признанных террористическими.
1.Ходатенко Е. Н. Противодействие терроризму и сепаратизму в индийском штате Джамму и Кашмир (конец 1940-х – начало 2000-х гг.) : монография / Е. Н. Ходатенко ; под. ред. А. А. Демичева. – Н. Новгород : КиТиздат, 2006. – 7,75 печ. л.
2.Ходатенко Е. Н. Индийский опыт борьбы с сепаратизмом и терроризмом в штате Джамму и Кашмир (правовой аспект) : монография / Е. Н. Ходатенко. – Голицыно : ГПИ ФСБ России, 2007. – 15 печ. л.
3.Ходатенко Е. Н. История правового регулирования борьбы с терроризмом в Индии (1947–2004 гг.): теория, практика, региональный опыт : монография / Е. Н. Ходатенко ; под ред. А. А. Демичева. – Голицыно : ГПИ ФСБ России, 2010. – 20 печ. л.
4.Ходатенко Е. Н. Полиция и специальные службы Индии в борьбе с терроризмом и сепаратизмом (1947–2004 гг.) : учеб. пособие / Е. Н. Ходатенко ; под ред. А. А. Демичева. – Н. Новгород : НФ МГЭИ, 2008. – 2,4 печ. л.
5.Ходатенко Е. Н. Национальная армия в борьбе с терроризмом и сепаратизмом в Индии в 1947–2004 гг. : учеб. пособие / Е. Н. Ходатенко ; под ред. А. А. Демичева. – Н. Новгород : НФ МГЭИ, 2010. – 2,7 печ. л.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
6.Ходатенко Е. Н. Конституционный процесс в Индии: вчера и сегодня / Е. Н. Ходатенко, М. А. Плешова // Азия и Африка сегодня. – 1999. – № 12. – 0,5/0,25 печ. л.
7.Ходатенко Е. Н. Центральные военизированные формирования Индии / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2006. – № 7. – 0,6 печ. л.
8.Ходатенко Е. Н. Национальные интересы Российской Федерации на азиатском геополитическом направлении / Е. Н. Ходатенко, А. Ю. Маруев // Гос. служба. – 2007. – № 3. – 0,6/0,3 печ. л.
9.Ходатенко Е. Н. Полиция Индии и ее правовой статус / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2007. – № 5. – 0,5 печ. л.
10.Ходатенко Е. Н. Борьба с сепаратизмом и терроризмом в Республике Индии: историко-правовой аспект / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2007. – № 6. – 0,5 печ. л.
11.Ходатенко Е. Н. Специальные службы Индии: историко-правовая ретроспектива / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2007. – № 8. – 0,5 печ. л.
12.Ходатенко Е. Н. Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном / Е. Н. Ходатенко // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – 0,3 печ. л.
13.Ходатенко Е. Н. Борьба с терроризмом в Индии: Центр или штаты? / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2009. – № 7. – 0,5 печ. л.
14.Ходатенко Е. Н. Индийское антитеррористическое законодательство: от ПОТА К УАПА / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2009. – № 8. – 0,5 печ. л.
15.Ходатенко Е. Н. К вопросу о создании Национального агентства расследований Индии: историко-правовой аспект / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2009. – № 9. – 0,5 печ. л.
16.Ходатенко Е. Н. Гражданская полиция Индии, ее организация и управление / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2009. – № 11. – 0,4 печ. л.
17.Ходатенко Е. Н. Организационно-правовая структура и антитеррористические функции индийской полиции / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2009. – № 12. – 0,5 печ. л.
18.Ходатенко Е. Н. Теоретические и практические аспекты привлечения армии к борьбе с сепаратизмом и терроризмом (на примере штата Джамму и Кашмир) / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2010. – № 1. – 0,4 печ. л.
19.Ходатенко Е. Н. Правовые основы деятельности, функции и организационная структура специальных служб Индии: Разведывательное бюро / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2010. – № 2. – 0,4 печ. л.
20.Ходатенко Е. Н. Правовые основы деятельности, функции и организационная структура специальных служб Индии: Управление внешней разведки / Е. Н. Ходатенко // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2010. – № 3. – 0,4 печ. л.
Иные публикации
21.Ходатенко Е. Н. История и практика правового регулирования национальной безопасности Республики Индии / Е. Н. Ходатенко // Вестн. контрразведки. – 1999. – № 82. – 0,5 печ. л.
22.Ходатенко Е. Н. Конституция Индии как гарант демократии и стабильности / Е. Н. Ходатенко // Россия – Индия: перспективы развития регионов (Республика Башкортостан) : сб. науч. ст. – М. : Изд-во ИВ РАН, 2000. – 1,0 печ. л.
23.Ходатенко Е. Н. Процедура принятия индийской Конституции / Е. Н. Ходатенко // Вопросы истории и экономики : сб. ст. аспирантов ИВ РАН. – М. : Изд-во ИВ РАН, 2000. – 0,5 печ. л.
24.Ходатенко Е. Н. Судебная система Индии / Е. Н. Ходатенко // Индия сегодня : информ.-аналит. изд. – М. : Изд-во ИВ РАН : Аравирта-Пресс, 2005. – 0,75 печ. л.
25.Ходатенко Е. Н. Актуальные вопросы правового регулирования деятельности полиции Республики Индии по обеспечению национальной безопасности / Е. Н. Ходатенко // Актуальные проблемы правового обеспечения страны и безопасности государства : материалы межведомств. науч.-практ. конф. – М. : Моск. погранич. ин-т ФСБ России, 2008. – Ч. 5. – 0,5 печ. л.
26.Ходатенко Е. Н. Нормативно-правовая основа противодействия терроризму и сепаратизму в индийском штате Джамму и Кашмир в 1990-е – первой половине 2000-х гг. / Е. Н. Ходатенко // Человек и общество в противоречиях и согласии : сб. науч. тр. по материалам VIII науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Аспидова, А. Н. Штефана. – Н. Новгород : Гладкова О. В., 2009. – Ч. 2. – 0,6 печ. л.
27.Ходатенко Е. Н. Практика применения общенационального антитеррористического законодательства в штате Джамму и Кашмир / Е. Н. Ходатенко // История, теория, практика российского права / под ред. В. В. Захарова, О. В. Харсеевой. – Курск : Изд-во КГУ, 2010. – Вып. 7. – 0,7 печ. л.
28.Ходатенко Е. Н. Индийский федерализм и борьба с терроризмом / Е. Н. Ходатенко // Разговор с Мариной и Олегом Плешовыми: политические символы и реалии Южной Азии / отв. ред. Е. Ю. Ванина, С. Е. Сидорова, А. В. Устенко. – М. : Наталис, 2010. – Ч. 2. – 2,0 печ. л.
29.Ходатенко Е. Н. Генезис «Кашмирской проблемы»: историко-правовой аспект / Е. Н. Ходатенко // Актуальные проблемы истории государства и права (65-летию Великой Победы посвящается) : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9 дек. 2009 г. / под общ. ред. В. А. Толстика. – Н. Новгород : Нижегор. акад. МВД России, 2010. – Т. 1. – 0,5 печ. л.
30.Ходатенко Е. Н. Исторический опыт использования вооруженных сил Индии в борьбе с сепаратизмом и терроризмом в штате Джамму и Кашмир / Е. Н. Ходатенко // Человек и общество в противоречиях и согласии : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Аспидова, А. Н. Штефана. – Н. Новгород : Гладкова О. В., 2010. – 0,3 печ. л.
31.Ходатенко Е. Н. Индийские вооруженные силы в борьбе с терроризмом и сепаратизмом в 1960-е – начале 2000-х гг. / Е. Н. Ходатенко // История, теория, практика российского права / под ред. В. В. Захарова. – Курск : Изд-во КГУ, 2010. – Вып. 8. – 0,5 печ. л.
32.Ходатенко Е. Н. Исторический опыт реализации индийского общенационального антитеррористического законодательства в штате Джамму и Кашмир / Е. Н. Ходатенко // Современные проблемы юридической науки и практики : сб. науч. тр. – Н. Новгород : НФ УРАО, 2010. – Вып. 8. – 0,7 печ. л.