- Сформулированы концептуальные идеи функционирования и развития государственной гражданской службы в условиях социальных изменений. Сделан вывод о существовании определенного алгоритма институционализации государственной гражданской службы: появление социальной потребности в регулировании процессов становления социального порядка; формирование институциональной структуры как результата взаимодействия целенаправленных управленческих решений и спонтанных социальных процессов; легитимизация институциональных отношений и взаимодействий; возникновение системы стандартизированных ожиданий и императивов относительно необходимого служебного поведения; формирование управленческих структур, осуществляющих социальный контроль за соблюдением институциональных форм профессиональной деятельности. Раскрыто доминирующее влияние фактора детерминации эволюционных процессов из будущего на основе высоких социальных ожиданий, что обусловливает необходимость опережающей адаптации института к социальным изменениям, включающей в себя «опережающее мышление», социальное проектирование и программирование, сценарный подход, опережающее профессиональное обучение государственных гражданских служащих, инновационное государственное управление.
- Выявлены и охарактеризованы базисные компоненты структуры института государственной гражданской службы: организационная структура, функциональные приоритеты, социально-ценностные ориентации, статусно-ролевое распределение, профессиональное развитие государственных гражданских служащих, нормативная культура, императивы служебного поведения. Структуру государственной гражданской службы в значении состава образуют компоненты, классифицируемые по различным основаниям: ветвям государственной власти (исполнительная, законодательная, судебная); уровню государственного управления (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации); категориям и группам должностей государственной гражданской службы. Раскрыта значимость социологического понимания структуры как способа связи, которую образуют спонтанные, самоорганизующиеся процессы и процессы управляемые, специально организованные. Сделан вывод, что структура института возникает объективно как следствие действия глубинных социокультурных факторов, и при этом происходит формирование управляемых, создаваемых институтами-организациями структур, реализующих потребности конкретных социальных субъектов управления. Институциональная структура представляет собой именно «точку сопряжения», результат взаимодействия данных структур.
- Определены факторы и приоритеты профессионального развития государственных гражданских служащих как ведущего компонента структурных преобразований. Профессиональное развитие рассматривается автором как необходимое условие опережающей профессиональной подготовки, как обучение «по образу будущего»; важно учитывать общемировые образовательные тенденции, ориентироваться на социальные ценности и приоритеты, осваивать технологии проблемного, развивающего и эвристического обучения. Сделан вывод об актуализации фундаментальных изменений не только в организационно-управленческой регламентации образовательных процессов, но и в инновационном содержании обучения кадров государственного управления с ориентацией на формирование инновационной профессиональной среды, фундаментализацию и гуманизацию обучения, программирование и планирование профессионального развития, приобретение знаний по модернизации государственного управления. Обоснована значимость разработки образовательных программ, обобщающих практику эффективного государственного управления, развивающих способности государственных гражданских служащих к креативному мышлению, дающих конкретные технологии управленческой деятельности способствующих обучению навыкам реализации инновационных управленческих технологий.
- Разработаны стратегии институционального взаимодействия, которые закрепляются в форме организационно-правовых процедур, правил и норм, в установлении системы социального контроля для поддержания требуемого диапазона служебного поведения. Раскрыто положение, что государственная гражданская служба выполняет функцию взаимосвязи между административным и политическим управлением, поддерживает социальные взаимодействия между управленческими структурами и обеспечивает институционально-детерминированную координацию их деятельности. Именно благодаря отмеченным качествам она влияет на когерентность развития межинституциональных отношений, контролирует исполнение институциональных норм, поддерживает функционирование эффективных социальных практик.
- На основании материалов социологических исследований обоснованы императивы институционального развития государственной гражданской службы Российской Федерации: «повернуть гражданскую службу к гражданам», «повысить требования к соблюдению гражданскими служащими этических норм», «усилить общественный контроль за деятельностью государственных органов», «преодолеть коррупцию», «повысить степень доверия граждан к государственной службе», «думать о завтрашнем дне». Выделено доминирующее значение функции по упорядочению социальных отношений и обеспечению синергии взаимодействия государственного управления и социальной самоорганизации. Доказана необходимость формирования устойчивой системы ценностей в развитии структуры института государственной гражданской службы: ценности не только определяют приоритеты в профессиональной социализации и служебной деятельности, но и служат основой институциональной консолидации и межинституционального взаимодействия. Сформулирован вывод о том, что развитие институциональной структуры государственной гражданской службы Российской Федерации может идти по пути совершенствования регулятивной функции, обеспечивающей поддержание социального порядка, интегративной функции, формирующей устойчивые институциональные взаимодействия на основе взаимозависимости и взаимоответственности, а также нравственно-психологической, или воспитательно-коррелирующей функции, определяющей трансляцию базовых социальных ценностей в эффективную социальную практику.
1.Литвинцева Е.А. Профессиональная деятельность государственных служащих: культурологический подход // Социология власти. 2001. № 1. – 0,7 п.л.
2.Литвинцева Е.А. Кадровый корпус государственных служащих: социологические характеристики // Социология власти. 2001. № 2. – 0,5 п.л.
3.Литвинцева Е.А. Организационное поведение государственных служащих // Социология власти. 2001. № 3. – 0,5 п.л.
4.Литвинцева Е.А.Профессионализм государственных служащих: факторы развития // Труд и социальные отношения. 2003. № 3 (23). – 0,5 п.л.
5.Литвинцева Е.А. Система государственной службы (зарубежные модели) // Труд и социальные отношения. 2003. № 4 (24). – 0,5 п.л.
6.Литвинцева Е.А. Социальный статус гражданских служащих в зарубежных странах // Этносоциум. 2007. № 5. – 0,7 п.л.
7.Литвинцева Е.А. Организационно-функциональное развитие государственной гражданской службы Российской Федерации // Этносоциум. 2007. № 6. – 0,5 п.л.
8.Литвинцева Е.А. Социальные факторы институционализации государственной гражданской службы // Труд и социальные отношения. 2007. № 3. – 0,5 п.л.
9.Литвинцева Е.А. Реформирование государственной гражданской службы в зарубежных странах // Государственная служба. 2007. № 6. – 0,5 п.л.
10.Литвинцева Е.А. Государственная кадровая стратегия: формирование эффективного резерва // Государственная служба. 2009. № 3. – 0,5 п.л.
11.Литвинцева Е.А. Стратегические цели и приоритеты развития системы государственной службы в Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2009. № 9. – 0,5 п.л.
12.Литвинцева Е.А. Проблемы реализации конкурсных процедур в системе государственной гражданской службы // Социология власти. 2009. № 5. – 0,5 п.л.
13.Литвинцева Е.А. Планирование деятельности государственных служащих: приоритеты и алгоритм реализации / Е.А. Литвинцева, И.Н. Рассказова // Государственная служба. 2009. № 5. – 0,5 п.л.
14.Литвинцева Е.А. Методические основы планирования профессионального развития государственных гражданских служащих / Е.А. Литвинцева, Б.Т. Пономаренко // Социология власти. 2010. № 3. – 0,5 п.л.
15.Литвинцева Е.А. Особенности формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. – 0,5 п.л.
2. Монографии:
16.Литвинцева Е.А. Институт государственной гражданской службы: структурные компоненты и императивы: Монография. Саратов: Научная книга, 2010. – 8 п.л.
17.Литвинцева Е.А. Институциональная структура государственной гражданской службы: Монография. М.: Изд-во «Проспект», 2010. – 16,9 п.л.
18.Литвинцева Е.А. Индивидуальное планирование деятельности государственных гражданских служащих: Научно-методическое пособие / Е.А. Литвинцева, Б.Т. Пономаренко, И.Н. Рассказова / Под общ. ред. Б.Т. Пономаренко. М.; Брянск: Изд-во Брянский филиал ОРАГС, 2010. – 6,5 п.л. (авторских 3,3 п.л.).
19.Литвинцева Е.А.Реализация конкурсных стратегий в государственной гражданской службе: Монография / Е.А. Литвинцева, В.С. Карпичев, И.Н. Рассказова, Л.И. Яценко. М.: Изд-во «Ось-2008», 2009. – 10,5 п.л. (авторских 5,0).
20.Литвинцева Е.А. Система социальной защиты государственных гражданских служащих: Монография / Е.А. Литвинцева, А.В. Нехамкин. Новосибирск: Изд-во Рипэл, 2007. – 3,2 п.л. (авторство не разделено).
21.Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 8,0 п.л.
22.Литвинцева Е.А. Государственная служба в контексте социальных изменений: Монография. М.: Изд-во Глобус, 2003. – 9,5 п.л.
3. Научные статьи в сборниках и периодических изданиях
23.Литвинцева Е.А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах / Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2010. – 7,8 п.л.
24.Литвинцева Е.А. Организационные принципы и механизмы развития государственной гражданской службы Российской Федерации // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте Российской Федерации. 2010. № 3 (13). М.: Изд-во РАГС, 2010. –3,4 п.л.
25.Литвинцева Е.А. Развитие институциональной структуры государственной гражданской службы: к постановке проблемы // Ученые записки РАГС. Выпуск 1 (XI) / Под общ. ред. В.К. Егорова, В.М. Герасимова. М.: Изд-во РАГС, 2010. – 0,5 п.л.
26.Литвинцева Е.А. Социальные факторы модернизации институтов государственного управления // Социальный потенциал модернизации России: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2010. – 0,5 п.л..
27.Литвинцева Е.А. Оценка эффективности профессиональной деятельности государственных служащих / Е.А. Литвинцева, И.Н. Рассказова // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте Российской Федерации. 2009. № 6 (9). М.: Изд-во РАГС, 2009. – 4,2 п.л. (авторство не разделено).
28.Литвинцева Е.А. Анализ зарубежного опыта правового регулирования государственной гражданской службы // Аналитические обзоры Института научных исследований и информации РАГС при Президенте Российской Федерации. 2008. № 2. М.: Изд-во РАГС, 2008. – 3,9 п.л.
29.Литвинцева Е.А. Организационное поведение: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. – 2,5 п.л.
30.Литвинцева Е.А. Индивидуальное планирование как основа оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих // Эффективность государственного управления в современных российских условиях: Материалы международной научно-практической конференции 17 марта 2009 г. / Под общ ред. А.И. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,5 п.л.
31.Литвинцева Е.А. Стратегические ориентиры развития системы государственной службы Российской Федерации // Демократическое устройство: наука, образование, практика: Материалы научно-практической конференции с международным участием. Киев, 29 мая 2009 г. / Под общ. ред. В.П. Приходько, С.В. Загороднюк. Киев: Изд-во НАДУ, 2009. Т. 1. – 0,4 п.л.
32.Литвинцева Е.А.Зарубежный опыт формирования кадрового резерва в системе государственной службы // Кадровый резерв как фактор развития управленческого потенциала России: Материалы научно-практической конференции, проведенной кафедрой государственной службы и кадровой политики (РАГС, 26 марта 2009 г.) / Под общ ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,4 п.л.
33.Литвинцева Е.А. Порядок подготовки и содержание деятельности государственных органов по профессиональному развитию персонала государственной гражданской службы / Е.А. Литвинцева, И.Н. Панин, Б.Т. Пономаренко, В.А. Сулемов, А.И. Турчинов // Оценка и профессиональное развитие государственных служащих: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,5 п.л.
34.Литвинцева Е.А. Управление реформированием государственной службы / Е.А. Литвинцева, А.И. Горбачев, В.И. Кукин, К.О. Магомедов, В.С. Нечипоренко, И.Н. Панин, Б.Т. Пономаренко, А.И. Турчинов // Управление государственной гражданской службой: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0.5 п.л.
35.Литвинцева Е.А. Система управления государственной гражданской службой Российской Федерации: концептуальные подходы / Е.А. Литвинцева, А.И. Горбачев, К.О. Магомедов, В.П. Мельников, В.С. Нечипоренко, И.Н. Панин, А.Т. Турчинов // Управление государственной гражданской службой: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,5 п.л.
36.Литвинцева Е.А.Зарубежный опыт организации системы управления государственной службой / Е.А. Литвинцева, Т.П. Вернигорова, В.И. Жильцов, Т.С. Иларионова, Т.Б. Михайлова, И.Н. Панин, Л.В. Прибыткова, А.И. Турчинов, Р.В. Шурупова // Управление государственной гражданской службой: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 0,7 п.л.
37.Литвинцева Е.А. Механизмы формирования системы мониторинга реализации программ ДПО за пределами территории Российской Федерации // Формирование системы мониторинга реализации программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих: Материалы научно-методического семинара. М.: Изд-во РАГС, 2009. – 1,5 п.л.
38.Литвинцева Е.А. Стратегии и программы развития государственной гражданской службы Российской Федерации // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Ч. 2: Сб. науч. трудов. ИНИОН РАН. М. Изд-во ИНИОН РАН, 2009. – 0,3 п.л.
39.Литвинцева Е.А. Организация добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом // Основы миграционной политики: Учебное пособие / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2008 . – 2,0 п.л.
40.Литвинцева Е.А. Конкурс / Е.А. Литвинцева, Л.И. Яценко // Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. – 1 п.л.
41.Литвинцева Е.А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах // Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,8 п.л.
42.Литвинцева Е.А. Ф. Фукуяма и его концепция «сильного государства» // Социология власти: основы теории и развитие практики: Материалы Седьмой научно-практической конференции молодых ученых 22 мая 2007 г. / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. – 0,5 п.л.
43.Литвинцева Е.А. Системы управления государственной гражданской службой в зарубежных странах // Президентский контроль: Информационный бюллетень. Издание Администрации Президента Российской Федерации. 2007. Март. № 3. – 1 п.л.
44.Литвинцева Е.А. Система профессионально-должностного продвижения государственных служащих: зарубежный опыт // Президентский контроль. Информационный бюллетень. Издание Администрации Президента Российской Федерации. 2005. Апрель. № 4. – 1,0 п.л.
45.Литвинцева Е.А. Новые подходы к профессиональному образованию государственных служащих в зарубежных странах // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Проспект, 2007. – 0,5 п.л.
46.Литвинцева Е.А. Профессиональное обучение государственных служащих (опыт зарубежных стран) // Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: Сборник научных трудов / Под общ. ред. К.О. Магомедова. М., 2007. Выпуск 4. – 0,4 п.л.
47.Литвинцева Е.А. Развитие профессиональной среды государственной гражданской службы // Реализация мероприятий Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» и основные задачи реформирования государственной службы на 2006–2007 годы: Материалы научно-практической конференции. 2006. 3 марта. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 0,5 п.л.
48.Литвинцева Е.А. Зарубежный опыт реформирования государственной службы // Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 0,5 п.л.
49.Литвинцева Е.А. Управление государственной службой в зарубежных странах // Управление государственной службой Российской Федерации: Материалы научно-практического семинара, проведенного в РАГС при Президенте РФ 30 октября 2003 г.: Доклады и сообщения. М.: Изд-во РАГС, 2004. – 0,8 п.л.
50.Литвинцева Е.А Ориентиры кадровой политики в системе государственной службы (социологический аспект) // Государственная служба в современной России. М.: Изд-во ИНИОН, 2003. – 0,4 п.л.
51.Литвинцева Е.А. Управление организационным поведением государственных служащих // Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 0,8 п.л.
52.Литвинцева Е.А. Конституционно-правовые основы государственной службы в странах СНГ // Государственная служба и кадровый потенциал России: история современность, будущее. Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2002. – 0,4 п.л.
53.Литвинцева Е.А Государственные механизмы защиты общества от непрофессионализма // Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации: Материалы методологического семинара 30 октября 2001 г. М., 2002. – 0,5 п.л.
54.Литвинцева Е.А. Государственная служба США, Германии, Франции, Великобритании (организация и функционирование): Учебно-методическое пособие / Е.А. Литвинцева, В.В. Бакушев, А.И. Турчинов. М.: Изд-во РАГС, 2001. – 1,8 п.л. (авторство не разделено).
55.Литвинцева Е.А. Профессиональная деятельность в контексте организационной культуры // Синергетика, философия, культура. М.: Изд-во РАГС, 2001. – 0,3 п.л.
56.Литвинцева Е.А. В пору социальных кризисов. Чему учит американский опыт // Служба кадров. 2001. № 3. – 0,4 п.л.
57.Литвинцева Е.А. Государственное регулирование кризисных ситуаций (на примере Федеративной Республики Германии) // Государственная кадровая политика: проблемы формирования и реализации. М.; Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ, 2001. – 0,4 п.л.
58.Литвинцева Е.А. Социокультурные основания государственной службы // Государственная служба России: проблемы становления и развития. М.: Изд-во РАГС,, 2001. – 0,4 п.л.