Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Вывод о том, что базовые принципы организации государственной службы были учреждены в законодательстве дореволюционной России, важнейшими из которых являются: соответствие действий чиновников российским законам, централизм в организации управления, обязательность решений вышестоящих учреждений и должностей, подконтрольность государственных органов и деятельности их служащих субъекту верховной власти, ответственность кадров государственных структур за порученный участок управления, исполнение своих должностных обязанностей и др. Отдельные положения, установленные в дореволюционном законодательстве и характеризующие государственную службу, такие, как запрет родственных связей по службе; ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти; запрет определенных занятий имеют актуальное значение и в настоящее время и могут быть положены в основу дальнейшего развития законодательства, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.
  2. Сформулированы признаки государственной службы как организационно-управленческого института: - во-первых, это объединение государственных служащих, реализующих функции управления государственными делами и организации социума; - во-вторых, это упорядоченное структурное образование, совокупность организационных норм, способов, процедур, правил, стандартов, традиций упорядочивания, регулирования и координации совместной деятельности государственных служащих, придания взаимодействию компонентов государственной службы согласованности для достижения ее целей.
  3. Определено, что государственная гражданская служба является важнейшим институтом подотрасли государственной службы, так как обеспечивает выполнение одной из важнейших функций государства - функцию управления. Специфические черты института государственной гражданской службы: двухуровневое правовое регулирование, наличие подвидов службы, субсидиарное регулирование нормами трудового права, использование преимущественно административно-правового метода регулирования - являют собой видообразующие характеристики данного правового института и предопределяют направления развития специального законодательства.
  4. Выявлены следующие устойчивые тенденции организации кадрового обеспечения федеральной государственной гражданской службы: а) улучшилась укомплектованность аппарата многих федеральных органов власти; б) стало более рациональным распределение государственных гражданских служащих по ветвям власти; в) наблюдается последовательный рост профессионально-образовательного уровня федеральных гражданских служащих. Они стали одной из самых профессионально-подготовленных категорий занятого населения России. Наряду с положительными наблюдаются и негативные тенденции, в частности, не удалось замедлить тенденцию роста численности федеральных гражданских служащих, обусловленного увеличением штатного контингента в основном территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при стабильном кадровом составе государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти.
  5. Для дальнейшего совершенствования организации кадрового обеспечения государственной гражданской службы обоснована необходимость разработки (экономически, образовательно, финансово, социально-психологически и др.) системы обеспечения востребованности новых перспективных качеств, своевременной реализации профессионально-личностных способностей и возможностей кадров. Решение этой проблемы затрагивает многие вопросы перехода России на инновационный путь развития: совершенствование системы регулирования рынка труда, поиска баланса потребностей экономики, ее интересов и интересов личности, достижения высокого качества жизни, всех сторон жизнедеятельности, более обоснованного определения форм и уровней развития системы общего и специального образования, создания гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина и многих других.
  6. Как средство повышения эффективности служебной деятельности государственных гражданских служащих предложены пять основных механизмов стимулирования их профессиональной активности: 1) нормативно-правовой - включает разработку нормативной правовой базы стимулирования служебной деятельности государственных гражданских служащих; 2) организационный - предполагает разработку и реализацию комплексной оценки соответствия служащего характеру выполняемых функций и обязанностей, оценки эффективности его труда; 3) научно-исследовательский - обусловливает проведение соответствующих научных исследований, пилотных проектов, социологических опросов, внедрение достижений науки в практическую работу с кадрами; 4) учебно-методический - предполагает, прежде всего, профессиональное развитие - профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку персонала; 5) финансово-экономический - включает повышение уровня доходов государственных служащих на основе оценки взаимосвязи степени решения задач, стоящих перед государственной службой, со средствами, выделенными на ее содержание, по принципу «затраты-результаты». При этом необходима разработка механизма экономической, финансовой ответственности за ошибочные и неэффективные решения.
  7. Сформулированы предложения по совершенствованию организации и правового обеспечения повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих, обоснована необходимость разработки ряда правовых актов: специальных правил о размещении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку гражданских служащих с учетом особенностей данной сферы образования; требований к образовательным учреждениям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих, которые должны лечь в основу лицензирования, аккредитации образовательных организаций, реализующих программы ДПО, а также применяться при проведении конкурсов и установлении котировок в процедурах размещения государственного заказа на проведение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки госслужащих. правил лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих обучение гражданских служащих, а также их методического обеспечения, отражающих специфический характер образовательных программ дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности их реализации; требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих; правовой процедуры разрешения конфликтов, связанных с организацией и проведением дополнительного профессионального образования гражданских служащих, в частности, в связи с возникающими претензиями к качеству получаемого государственными служащими образования, а также к организации и исполнению государственного заказа.
  8. Вывод о том, что формирование системы управления государственной службой невозможно без создания специального уполномоченного органа. Данным органом, по мнению диссертанта, может выступить Федеральная служба, руководство деятельностью которой должен осуществлять Президент Российской Федерации. Для определения правового статуса органа управления государственной службой предложено дополнить ст.16 «Управление государственной службой» Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» следующим положением: «Порядок формирования системы органов управления государственной службой должен устанавливаться соответствующими федеральными законами о видах государственной службы». В соответствии с этим в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо установить, что управление федеральной государственной гражданской службой осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере.
  9. Сформулирован вывод о том, что законодательными нормами четко не установлен механизм судебной защиты прав и законных интересов государственных гражданских служащих от неправомерных притязаний и действий представителя нанимателя и иных должностных лиц государственного органа, т.е. разрешения внутриорганизационных конфликтов - служебных споров. Вопросы, образующие суть служебного спора, неразрывно связаны с профессиональной деятельностью гражданских служащих и в силу этого являются предметом судебного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе. В этих целях предлагается сформировать межрайонные административные суды, юрисдикция которых будет распространяться на несколько районов субъекта Российской Федерации, и 21 окружной административный суд, юрисдикция которых должна распространяться на несколько субъектов Российской Федерации. На переходный период, до образования указанных судов, разрешение служебных споров, как категории дел, возникающих из публичных правоотношений, целесообразно передать в компетенцию судов общей юрисдикции, дополнив соответствующими положениями подраздел III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, ст.245.
  10. Выработаны предложения по укреплению законности, правовому регулированию противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы РоссийскойФедерации: обобщить имеющийся в субъектах Российской Федерации положительный опыт противодействия коррупции и принять меры к его широкому распространению и повсеместному внедрению; реализовать на практике механизм проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; провести по заданиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверку исполнения Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по результатам которой разработать меры, направленные на совершенствование прокурорского надзора в этой сфере.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Курбанов Р.Д. Совершенствование законодательства о государственной службе в интересах обеспечения национальной безопасности России. – М.: Наука и образование, 2006. – 18,5 п.л.

2.Правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 12,5 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии

3.Курбанов Р.Д. Нравственность и правовая культура государственных служащих // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 1. – 0,4 п.л.

4.Курбанов Р.Д. Право и проблемы национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 5. – 0,6 п.л.

5.Курбанов Р.Д. Нравственные основы государственной власти в правовом государстве. // Власть. 2007. № 4. – 0,5 п.л.

6.Курбанов Р.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 7.– 0,6 п.л.

7.Курбанов Р.Д. Правовые методы общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих// Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 6.– 0,6 п.л.

8.Курбанов Р.Д. Государственная служба в системе обеспечения национальной безопасности России. // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 9. – 0,5 п.л.

9.Курбанов Р.Д. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и правовые основы ее деятельности. // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 1.– 0,6 п.л.

10.Курбанов Р.Д. Формирование нравственности и морали государственных служащих в Российской Федерации. // Власть. 2008. № 3. – 0,7 п.л.

11.Курбанов Р.Д. Система общественного воздействия на формирование должной нравственности и морали государственных служащих Российской Федерации. // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 2. – 0,5 п.л.

12.Курбанов Р.Д. Государственная правоохранительная служба в системе обеспечения национальной безопасности. // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 3. – 0,7 п.л.

13.Курбанов Р.Д. Система управления государственной гражданской службой в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 8. – 0,7 п.л.

14.Курбанов Р.Д. Совершенствование правового регулирования государственной гражданской службы в Российской Федерации// Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 9. – 0,5 п.л.

15.Курбанов Р.Д. Субъекты контроля и надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации. // Власть. 2009. № 8. – 0,8 п.л.

16.Курбанов Р.Д. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации // Государственная служба. 2010. 2 (64). – 0,5 п.л.

Статьи, опубликованные в материалах научно-практических конференций и другие публикации

17.Курбанов Р.Д. Совершенствование правового регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2009. – 2,8 п.л.

18.Курбанов Р.Д. Правовая основа деятельности системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / Материалы науч.-практ. конференции. – М., 2009. – 0,7 п.л.

19.Курбанов Р.Д. Роль общества в формировании морали государственных служащих. / Материалы науч.-практ. конференции. – М., 2009. – 0,8 п.л.

20.Курбанов Р.Д. Организационная функция государственной службы в Российской Федерации: историко-правовой анализ. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2008. – 3,4 п.л.

21.Курбанов Р.Д. Государственная гражданская служба как институт системы государственного управления Российской Федерации. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2008. – 2 п.л.

22.Курбанов Р.Д. Право и национальная безопасность России. //Стратегическая стабильность. 2007. – № 3 (40). – 0,7 п.л.

23.Курбанов Р.Д. Нравственные основы российской правовой системы. //Средне-русский вестник общественной науки. 2007. – № 4. – 0,7 п.л.

24.Курбанов Р.Д. Глобализация и гражданское общество: проблемы национальной безопасности. //Стратегическая стабильность. 2007. № 4. – 0,5 п.л.

25.Курбанов Р.Д. Правосознание государственных служащих как фактор обеспечения национальных интересов Российской Федерации. – Брошюра. – М.: ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2007. – 2,4 п.л.

26.Курбанов Р.Д. Проблемы формирования правовой и нравственной культуры у государственных служащих. //Стратегическая стабильность. 2007. № 5. – 0,3 п.л.

27.Курбанов Р.Д. Власть и нравственность в правовом государстве. //Средне-русский вестник общественной науки. 2007. – № 4. – 0,6 п.л.

28.Курбанов Р.Д. Конституционный институт государственной службы в системе обеспечения национальной безопасности России. // Национальная безопасность и геополитика России. 2006. № 1-2(72-73). – 0,6 п.л.